Дело № 2-3289/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2022 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Калгановой С.В., при помощнике судьи Цурцумия К.М., при участии помощника Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора Захаровой К.С., представителя ответчика Ловкачева А.А., представителя третьего лица Куку А.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Благоустройство города Севастополя» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд, с вышеуказанным иском мотивируя следующим.
Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «Благоустройство города «Севастополь» (далее - ООО «БГС»),
В соответствии с п. 2.1 Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от
25.10.2021 № 532-ПП, разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (далее - Мероприятия) осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования).
Требования распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации Мероприятий на объектах негативного воздействия I, II и III категорий.
Согласно п. 2.6 Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды
неблагоприятных метеорологических условий на территории города
Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от
25.10.2021 № 532-ПП, хозяйствующие субъекты, у которых в процессе анализа результатов расчетов рассеивания выбросов отмечаются превышения значений ПДК в контрольных точках, обязаны разрабатывать Мероприятия, которые согласовываются с Департаментом природных ресурсов и экологии города Севастополя.
В силу п. 2.8 указанного Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории города
Севастополя, хозяйствующие субъекты, у которых отсутствуют превышение значений ПДК в контрольных точках, подают в Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя в уведомительном порядке с сопроводительным письмом документы, обосновывающие отсутствие необходимости данных Мероприятий, а именно: пояснительную записку и отчет по инвентаризации источников выбросов, корректировке ее данных
Представление информации о НМУ в соответствии с п. 4 Приказа Минприроды Российской Федерации от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам» осуществляется территориальными органами и подведомственными организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (далее - уполномоченные органы).
На территории города Севастополя, указанную информацию правомочно предоставлять ФГБУ «Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
Проведенная проверка показала, что на территории города Севастополя имеется единственный полигон твердых коммунальных отходов в Первомайской балке, которому присвоена I категория объекта негативного воздействия на окружающую среду.
По результатам проведенной в 2021 году проверки природоохранной прокуратурой в адрес ООО «БГС» 13.01.2021 направлялось представление, в котором поставлен вопрос об устранении нарушений законодательства на полигоне, связанных с ведением деятельности в отсутствие разработанных и согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух в период НМУ.
Вместе с тем установлено, что до настоящего времени ООО «БГС» согласованный план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ не разработан, договор о получении прогнозов НМУ не заключался.
Непринятие ООО «БГС» вышеуказанных мер нарушает право неопределенного круга лиц на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду.
Просит возложить на ООО «Благоустройство города «Севастополь» обязанность устранить допущенные нарушения при осуществлении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух путем разработки и согласования с уполномоченным органом плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий в 2 месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать ООО «Благоустройство города «Севастополь» в течении месяца с момента согласования плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий обеспечить получение из ФГБУ «Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» информации о наступлении неблагоприятных метеорологических условий.
В судебном заседание помощник Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора ЗахаровА К.С. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Ловкачев А.А. исковые требования не признал, просила отказать в удовлетворении иска по основаниям изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица Куку А.Т. в судебном заседании просил иск удовлетворить.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «Благоустройство города «Севастополь» (далее - ООО «БГС»),
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей, среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Из смысла ч. 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ следует, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Как установлено ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ), атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
В обязанность юридических лиц вменена охрана атмосферного воздуха, предусматривающая принятие мер по улучшению качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно требованиям ч. 3 ст. 19, ч. 1 ст. 22, ст. 25, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Статьей 1 Федерального закона № 96-ФЗ установлено понятие неблагоприятных метеорологических условий, это метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
В соответствии с п. 2.1 Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от
25.10.2021 № 532-ПП, разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (далее - Мероприятия) осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования).
Требования распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации Мероприятий на объектах негативного воздействия I, II и III категорий.
Согласно п. 2.6 Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории города
Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от
25.10.2021 № 532-ПП, хозяйствующие субъекты, у которых в процессе анализа результатов расчетов рассеивания выбросов отмечаются превышения значений ПДК в контрольных точках, обязаны разрабатывать Мероприятия, которые согласовываются с Департаментом природных ресурсов и экологии города Севастополя.
В силу п. 2.8 указанного Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории города
Севастополя, хозяйствующие субъекты, у которых отсутствуют превышение значений ПДК в контрольных точках, подают в Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя в уведомительном порядке с сопроводительным письмом документы, обосновывающие отсутствие необходимости данных Мероприятий, а именно: пояснительную записку и отчет по инвентаризации источников выбросов, корректировке ее данных
Представление информации о НМУ в соответствии с п. 4 Приказа Минприроды Российской Федерации от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам» осуществляется территориальными органами и подведомственными организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (далее - уполномоченные органы).
На территории города Севастополя, указанную информацию правомочно предоставлять ФГБУ «Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
Проведенная проверка показала, что на территории города Севастополя имеется единственный полигон твердых коммунальных отходов в Первомайской балке, которому присвоена I категория объекта негативного воздействия на окружающую среду.
По результатам проведенной в 2021 году проверки природоохранной прокуратурой в адрес ООО «БГС» 13.01.2021 направлялось представление, в котором поставлен вопрос об устранении нарушений законодательства на полигоне, связанных с ведением деятельности в отсутствие разработанных и согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух в период НМУ.
Судом установлено, что до настоящего времени ООО «БГС» согласованный план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ не разработан, договор о получении прогнозов НМУ не заключался.
Непринятие ООО «БГС» вышеуказанных мер нарушает право неопределенного круга лиц на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, в связи с чем требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Благоустройство города Севастополя» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать ООО «Благоустройство города «Севастополь» устранить допущенные нарушения при осуществлении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух путем разработки и согласования с уполномоченным органом плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий в 2 месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать ООО «Благоустройство города «Севастополь» в течении месяца с момента согласования плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий обеспечить получение из ФГБУ «Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» информации о наступлении неблагоприятных метеорологических условий.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 18 ноября 2022 года.
Судья Ленинского районного суда
города Севастополя С.В. Калганова