ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
04RS0007-01-2019-001838-79
судья Николаева И.П., № 2а-1720/2019
дело № 33а-4035 пост. ...
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Улан-Удэ 20 ноября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Булгытовой С.В.
судей коллегии Казанцевой Т.Б.,Назимовой П.С.
при секретаре Эрдынеевой Е.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административноедело по административному иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов Республики Бурятия о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия по апелляционным жалобам Министерства природных ресурсов Республики Бурятияи АО «Экопром» на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 3 июня 2019 года, которым административный иск удовлетворен и постановлено:
1. Признать незаконными бездействия Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, выразившиеся в непринятии мер по организации ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов в районе п. <...>, исключающих попадание нефтепродуктов в реку Селенга.
2. Обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение мероприятий по установлению параметров скопления нефтепродуктов в районе пос. <...>, в том числе границ указанной территории, подлежащей освобождению от подпочвенного скопления нефтепродуктов, объема нефтепродуктов.
3. Обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу определить механизм ликвидации скопления нефтепродуктов в полном объеме и обеспечить выполнение мероприятий по исключению загрязнения реки Селенга нефтепродуктами.
4. Обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по защите реки Селенга от загрязнения нефтепродуктами в период затопления береговой полосы путем возведения защитных сооружений.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
обращаясь в суд, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор (далее также – прокурор), действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Республики Бурятия (далее также – Минприроды РБ) по непринятию мер по организации ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов в районе п. Стеклозавод г.Улан-Удэ с целью исключения попадания нефтепродуктов в реку Селенга. Прокурор также просил возложить на административного ответчика обязанность по устранению допущенных нарушений.
Требования основаны на том, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды реки Селенга в районе п. <...>. Установлено, что в 2012 году между Минприроды РБ и АО «Экопром» заключен государственный контракт № 39 на выполнение работ по параметризации подземного загрязнения нефтепродуктами. Однако при выполнении данных работ количественные и пространственные параметры скопления нефтепродуктов, в том числе в зонах переменного насыщения, не установлены. Итоговый отчет АО «Экопром» и составленная по результатам выполнения работ программа не содержат сведения о мероприятиях, необходимых для ликвидации в полном объеме подпочвенного скопления нефтепродуктов. Мероприятия по установлению параметров скопления нефтепродуктов проводились в рамках Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 гг.». Целевым индикатором мероприятий, определенных указанной Программой, является снижение общей площади земель Байкальской природной территории, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению. Однако указанные цели достигнуты не были, в том числе по причине бездействия Минприроды РБ, выразившегося в ненадлежащей организации работ по установлению параметров линзы и механизма ее ликвидации, ненадлежащей разработке задания при размещении госзаказа на определение параметров скопления нефтепродуктов. В 2013 году между Минприроды РБ и АО «Экопром» заключен другой государственный контракт № 7-р, сроком исполнения работ до 8 февраля 2019 года, который предусматривал выполнение всех мероприятий по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, защите поверхностных и подземных вод, в том числе по обустройству перехватывающего дренажа для предотвращения попадания в реку Селенга нефтезагрязнений. Между тем установлено, что обустроенный на береговой линии реки перехватывающий дренаж не обеспечивает полного удаления нефтепродуктов в период половодья. Таким образом, ликвидация подпочвенного скопления нефтепродуктов проведена частично, ее механизм Минприроды РБ не определен, что требует судебного пресечения.
В суде первой инстанции прокурор Качина Е.Г. требования поддержала.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов Республики Бурятия Андреев А.И. возражал против удовлетворения административного иска.
Представитель заинтересованного лица АО «Экопром» Зуева Е.В. просила требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что государственные контракты исполнены в полном объеме; параметры скопления нефтепродуктов установлены; мероприятия по ликвидации загрязнения проведены.
Представитель Федерального агентства водных ресурсов, Байкальского управления Росприроднадзора, Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия в суд не явились.
Районный суд вынес решение об удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов Республики Бурятия Андреев А.И. просит решение суда отменить. Указывает, перед заключением государственного контракта 2012 года Министерство в составе конкурсной документации разработало проект параметризации подземного скопления нефтепродуктов, исходя из существующих условий реабилитируемой территории; в состав работ входили рекогносцировочное, инженерно-экологическое обследование территории, атмогазохимические исследования, бурение и опробование картировочных скважин. В рамках Федеральной целевой программы подлежали выполнению мероприятия по ликвидации последствий прошлой хозяйственной деятельности только в отношении земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. С учетом данного условия работы по параметризации были выполнены в полном объеме. Подземная линза нефтепродуктов не является зафиксированным в пространстве объектом, ее параметры постоянно изменяются. Использованные при реализации госконтракта методики исследований позволили определить наиболее проблемные участки территории и составить программу работ по ликвидации нефтезагрязнения. За период реализации госконтракта предотвращено вытекание в р. Селенга до 92,09 т. с учетом биоразложения; 90,27 т. нефтепродуктов, впитавшихся в грунт, что находится в рамках ожидаемого результата Федеральной целевой программы. Введение в строй перехватывающего дренажа и технологической линии по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов позволили снизить загрязнение и ликвидировать высокое и экстремально высокое загрязнение. Утверждение прокурора о невыполнении индикаторов Федеральной целевой программы не соответствует действительности.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица - генеральный директор АО «Экопром» Авсюкевич М.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на то что, что все предусмотренные государственными контрактами работы и мероприятия, в том числе по параметризации скопления нефтепродуктов, выполнены обществом в полном объеме. Установленные Федеральной целевой программой показатели результативности мероприятий достигнуты, высокое и экстремальное высокое загрязнение ликвидировано.
В заседании судебной коллегии представитель административного ответчика Министерства природных отношений Республики Бурятия Цыдыпова Д.С. и представитель заинтересованного лица АО «Экопром» Урбаев В.С. доводы своих жалоб поддержали по изложенным в них основаниям.
Представитель Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры Качина Е.Г. возражала против удовлетворения апелляционных жалоб, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены постановленного решения.
Представители Федерального агентства водных ресурсов, Байкальского управления Росприроднадзора, Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия в суд не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс РФ) водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия - осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Из дела видно, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при осуществлении работ, связанных с ликвидацией подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды крупнейшего притока озера Байкал - реки Селенга в районе п. Стеклозавод г.Улан-Удэ Республики Бурятия.
Установлено, что мероприятия по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов предусмотрены Федеральной целевой программой «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 года № 847 (далее также – Федеральная целевая программа, ФЦП).
Из раздела III Концепции федеральной целевой программы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 июля 2011 года № 1274-р (далее также - Концепция), следует, что на протяжении 30 последних лет остается нерешенной проблема загрязнения реки Селенги нефтепродуктами в районе пос. <...>.
Одними их основных задач Федеральной целевой программы являются сокращение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты Байкальской природной территории; снижение уровня загрязненности отходами Байкальской природной территории, в том числе обеспечение восстановления территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению.
Государственным заказчиком указанных работ является Минприроды России.
Объемы финансирования природоохранных мероприятий, реализуемых на Байкальской природной территории, предусмотрены заключенными между Минприроды России и Правительством Республики Бурятия Соглашениями о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на софинансирование природоохранных мероприятий, предусмотренных указанной Федеральной целевой программой.
Сроки реализации Программы - 2012 - 2020 годы; первый этап - 2012 - 2015 годы; второй этап - 2016 - 2020 года.
Ожидаемым результатом осуществления мероприятий по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды реки Селенга в районе п. <...> - рекультивация нарушенных земель, защита поверхностных и подземных вод (Республика Бурятия), является сокращение площадей с высоким и экстремально высоким загрязнением на 0,47 кв. километра; а также исключение поступления загрязненных нефтепродуктами подземных вод в реку Селенгу в объеме 22 тонны нефтепродуктов в год (пункт 6 Приложения № 3 ФЦП).
Уполномоченным органом, обязанным совершать охранные меры в отношении водного объекта, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории Республики Бурятия, является Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, что следует из Положения о Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 9 марта 2007 года № 65.
Согласно пункту 1.1 названного Положения Минприроды РБ является специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области водных отношений и экологической экспертизы.
Из материалов дела видно, что во исполнение определенных Федеральной целевой программой мероприятий 27 ноября 2012 года между Минприроды РБ и АО «Экопром» заключен государственный контракт № 39 на выполнение работ по параметризации подземного загрязнения нефтепродуктами в рамках выполнения мероприятий по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды реки Селенга в районе п. <...> - рекультивация нарушенных земель, защита поверхностных и подземных вод» (далее также - госконтракт № 39) (л.д. 59, том 1).
АО «Экопром» приняло на себя обязательства выполнить в том числе рекогносцировочное обследование территории; геоэкологическое обследование с целью определения объемов поверхностных и подземных загрязнений; бурение картировочных и наблюдательных скважин; мониторинговые наблюдения динамики контура линз жидких нефтепродуктов; мониторинговые наблюдения за уровнем грунтовых вод, накоплением жидких нефтепродуктов на поверхности воды в скважинах; определение концентраций сорбированных нефтепродуктов в почвах; разработку Программы ликвидации подземного загрязнения нефтепродуктами; камеральную обработку материалов исследований и обобщение результатов в техническом отчете.
Другой заключенный между Минприроды РБ и АО «Экопром» государственный контракт № 7-р от 15 ноября 2013 года (далее также - госконтракт № 7-р) (л.д. 108, том 1) предусматривал выполнение подрядчиком всех мероприятий по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды реки Селенга в районе п. <...>.
В соответствии с Техническим заданием (приложение № 1 к госконтракту № 7-р) предусмотрено, что основным видом работ является рекультивация нарушенных земель, защита поверхностных и подземных вод; основной задачей - техническая и биологическая рекультивация земель не менее 23,8 га. Срок выполнения работ - до 8 февраля 2019 года.
По результатам выполнения работ в рамках указанных госконтрактов АО Экопром» составлены и переданы заказчику, в том числе:
- Программа работ по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов; Итоговый технический отчет о выполнении работ в рамках госконтракта № 39 от 27 ноября 2012 года (материалы указанных документов находятся, в том числе во 2-м томе настоящего дела);
- Итоговый отчет о выполнении работ по государственному контракту № 7-р от 15 ноября 2013 года (л.д. 208, том 2); экспертное заключение о соответствии объемов и качества проведенных работ по госконтракту, выполненное ФГБОУ ВО «<...>» (л.д. 241 том 2).
Разрешая возникший между сторонами спор и удовлетворяя в полном объеме административный иск, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 2 и 3 статьи 80.1, статьи 80.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласился с доводами прокурора, признав оспариваемое бездействие Минприроды РБ незаконным и возложив на него обязанности по организации проведения мероприятий по установлению параметров скопления нефтепродуктов; по определению механизма ликвидации скопления нефтепродуктов в полном объеме и обеспечению выполнения мероприятий по исключению загрязнения реки Селенга нефтепродуктами; по организации мероприятий по защите реки Селенга от загрязнения нефтепродуктами в период затопления береговой полосы путем возведения защитных сооружений.
Между тем глава IXV.1 «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде» Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которая регламентирует порядок выявления, оценки и учета объектов накопленного вреда окружающей среде, а также организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (статьи 80.1 и 80.2), была введена в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 254-ФЗ и вступила в силу только с 1 января 2017 года.
Поскольку на момент возникновения спорных отношений (то есть на момент принятия Минприроды РБ на себя обязательств по организации мероприятий Федеральной целевой программы в пределах своей компетенции), указанные выше нормы Федерального закона «Об охране окружающей среды» еще не действовали, они применению не подлежат; а потому, исходя из основания административного иска, предметом настоящего судебного разбирательства является правовая оценка действий (бездействия) Минприроды РБ, связанных с соблюдением требований нормативного правового акта (Федеральной целевой программы), регулирующего спорные отношения.
Проверяя доводы прокурора в указанной части, судебная коллегия соглашается с ними, поскольку факт незаконного бездействия Минприроды РБ, выраженного в неисполнении мероприятий Федеральной целевой программы, нашел свое подтверждение.
Так, в разделе V Федеральной целевой программы определено, что государственные заказчики Программы несут ответственность за организацию и исполнение мероприятий Программы в пределах своей компетенции, а также за достижение показателей указанных мероприятий и сроки их реализации.
Кодекс административного судопроизводства РФ предписывает суду при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными полномочиями, наряду с другими вопросами выяснять, соответствует ли содержание оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагая обязанность доказать это обстоятельство на орган, совершивший оспариваемое действие (бездействие) (пункт 4 части 9, часть 11 статьи 226).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Так, целевым индикатором Федеральной целевой программы является снижение общей площади территории Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению.
Ожидаемым результатом является сокращение площадей с высоким и экстремально высоким загрязнением на 0,47 кв. километра; а также исключение поступления загрязненных нефтепродуктами подземных вод в реку Селенгу в объеме 22 тонны нефтепродуктов в год.
Поскольку административный ответчик в нарушение требований части 11 статьи 226 КА РФ не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о достижении на момент рассмотрения дела установленных Федеральной целевой программой индикаторов и показателей результативности мероприятий, требования прокурора в этой части следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционных жалоб о том, что предусмотренные госконтрактами № 39 и № 7-р работы и мероприятия, в том числе по параметризации скопления нефтепродуктов, выполнены АО «Экопром» в полном объеме, что установленные показатели результативности мероприятий Федеральной целевой программы были достигнуты, подлежат отклонению.
Как следует из справки о результатах проверки деятельности ООО «Экопром», составленной старшим государственным инспектором по охране окружающей среды ФИО1. от 5 августа 2016 года, государственный контракт № 7-р от 15 ноября 2013 года не содержит показателей оценки результатов, к которым должен привести комплекс мероприятий по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов. Рекультивация земель в проектных документах фактически не предусмотрена и не проводится, хотя в Техническом задании к госконтракту предусмотрены работы по рекультивации земель на площади не менее 23, 8 га.
Если не проектные, а уточненные данные по объему загрязнения слоя недр и извлекаемую часть запасов нефтепродуктов сравнить с фактическим извлечением нефтепродуктов из подземного горизонта (4 тонны (3,4 куб.м.) в 2015 году, 2 тонны (1,7 куб.м.) в 2016 году), то к окончанию работ в 2018 году по указанному госконтракту количество нефтепродуктов в загрязненном подземном горизонте изменится незначительно.
В материалах дела также имеется Отчет о результатах совестного контрольного мероприятия, утвержденный Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 14 ноября 2018 года (л.д. 86, том 1).
Из Отчета следует, что объектом контрольного мероприятия являлось в том числе Минприроды РБ; цели данного мероприятия - проверка целевого и эффективного использования указанным Министерством бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий ФЦП; оценка реализации его полномочий.
Однако аудиторы Счетной палаты Российской Федерации по результатам анализа отчетной документации (по исполнению АО «Экопром» госконтракта № 7-р) не смогли подтвердить достижение показателя результативности мероприятий по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов. Одной из причин явилось то, что показатель результативности этих мероприятий установлен в процентах, исходя из суммарных площадей восстановленных и загрязненных участков в квадратных метрах, а в отчетах о выполнении работ к госконтракту указано количество обезвреженных нефтепродуктов в тоннах, без указания очищенных площадей.
Также было установлено, что содержание нефтепродуктов в природной воде реки Селенга по состоянию на 4 мая 2018 года превышает фоновую пробу в 7,7 раз; на наиболее загрязненных участках выявлено превышение предельной концентрации нефтепродуктов на различной глубине (на глубине от 0,05 до 0,2 метров – в 4369 раз). Это явилось другой причиной неподтверждения показателя результативности проведенных мероприятий.
Кроме того, за три года (2015-2017) АО «Экопром» фактически обезврежено 32 тонны нефтепродуктов; по состоянию на 1 января 2018 года необходимо было обезвредить ориентировочно 28 тонны. Однако на момент проверки (ноябрь 2018 года) было обезврежено только 7,5 тонны. Учитывая изложенное, Счетной палатой сделан вывод о том, что Минприроды РБ созданы риски недостижения в 2018 году показателя результативности мероприятия по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов.
Как видно из справки о результатах участия в проверке, проводимой Восточно-Сибирской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении АО «Экопром» (л.д. 96, том 1), в ходе осмотра береговой полосы реки Селенга в районе п. <...>, проведенного 20 августа 2018 года представителями прокуратуры и Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия, было установлено затопление системы перехватывающего дренажа для предотвращения попадания в реку остаточных нефтезагрязнений, вытекающих вниз по рельефу. По результатам испытаний проб природной воды выявлено наличие в контрольном створе реки нефтепродуктов, в сравнении с фоном превышение составило 3,2 ПДК.
Из Итогового отчета АО «Экопром» о выполнении работ по госконтракту № 7-р следует, что содержание нефтепродуктов в последних пробах (дата отбора 8 ноября 2018 года) колеблется от 2,2 до 54 мг/куб. дм, что превышает ПДК от 7,33 до 180 раз (страница 60 отчета).
Представитель АО «Экопром» Зуева Е.В. в суде первой инстанции пояснила, что достичь результатов ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов не представляется возможным, так как из других, неисследованных участков, идет постоянная подпитка нефтепродуктами. Учитывая данную ситуацию, АО «Экопром» предложило Минприроды РБ продолжит ликвидацию подпочвенного скопления нефтепродуктов на базе реализованной технологической схемы в том числе по территориям, недоступным для проведения работ по госконтракту № 7-р.
Согласно Федеральной целевой программе перед Минприроды РБ как уполномоченным органом, обязанным совершать охранные меры в отношении водного объекта, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории Республики Бурятия, поставлена задача обеспечить достижение такого результата как сокращение площадей с высоким и экстремально высоким загрязнением на 0,47 кв. километра; а также исключение поступления загрязненных нефтепродуктами подземных вод в реку Селенгу в объеме 22 тонны нефтепродуктов в год.
При этом данные целевые индикаторы являются лишь количественным показателем, характеризующим реализацию мероприятий Программы; к качественным показателям относится достижение установленных Программой целей и задач, в том числе обеспечение восстановления территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению, рекультивация нарушенных земель, защита поверхностных и подземных вод.
Между тем анализ результатов работ, указанных в отчетных документах АО «Экопром» о выполнении работ по госконтрактам № 39 и № 7-р, не позволяет прийти к выводу о том, что задачи Федеральной целевой программы выполнены в полном объеме, что ожидаемый результат уже достигнут либо будет достигнут на время истечения срока действия Программы в 2020 году.
Из Федеральной целевой программы следует, что на I этапе программы (2012 - 2015 годы) предстояло реализовать наиболее приоритетные мероприятия. В результате выполнения I этапа должны быть выработаны подходы для реализации природоохранных мероприятий.
На II этапе (2016 - 2020 годы) предстоит завершить начатые на предыдущем этапе приоритетные проекты, а также существенно расширить охват экологическими мероприятиями Байкальской природной территории, обеспечив достижение целевых показателей Программы (раздел II Программы).
Исследованные судебной коллегией Программа работ по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов; Итоговый технический отчет о выполнении работ в рамках госконтракта № 39 от 27 ноября 2012 года; Итоговый отчет о выполнении работ по государственному контракту № 7-р от 15 ноября 2013 года; экспертное заключение о соответствии объемов и качества проведенных работ по госконтракту не позволяют сделать вывод о выполнении постановленных перед Минприроды РБ на данном этапе Программы задач; в них отсутствуют конкретные сведения, указывающие на сокращение площади земель с высоким и экстремально высоким загрязнением на 0,47 кв. километра, на исключение поступления загрязненных подземных вод в реку Селенгу в объеме 22 тонны нефтепродуктов ежегодно.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости признания незаконным бездействия административного ответчика, выразившееся в неисполнении мероприятий Федеральной целевой программы, за рассматриваемый период 2012 - 2019 гг.
Несмотря на то, что срок действия Федеральной целевой программы установлен до 2020 года включительно, судебная коллегия принимает во внимание принцип поэтапного достижения ее результатов, установленный Методикой оценки эффективности реализации Программы, которая проводится ежегодно на основе системы целевых индикаторов и показателей в целях мониторинга динамики изменений, произошедших за оцениваемый период, для уточнения или корректировки в дальнейшем поставленных задач и проводимых мероприятий.
Таким образом, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы указывали на соответствие результатов уже выполненных работ поставленной Программой цели и степени приближения к ней, это требует судебного пресечения.
Судебная коллегия не входит с обсуждение вопросов, связанных с договорными обязательствами АО «Экопром» перед Минприроды РБ, учитывая, что в настоящем споре юридически значимым обстоятельством является проверка надлежащего поэтапного выполнения указанным Министерством требований Федеральной целевой программы.
Признавая оспариваемое бездействие Минприроды РБ незаконным, судебная коллегия, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, считает необходимым изменить обжалуемое судебное решение в соответствующей части, с возложением на административного ответчика обязанности устранить допущенное нарушение путем принятия до 31 декабря 2020 года мер по исполнению Федеральной целевой программы в целях достижения ожидаемых результатов.
При этом предложенный прокурором способ устранения допущенного нарушения, с которым согласился суд первой инстанции, не предусмотрен законом или иным нормативным правовым актом, обязательным для исполнения.
Следовательно, определение порядка и способа достижения ожидаемых к концу 2020 года результатов выполнения мероприятий Федеральной целевой программы относится к компетенции административного ответчика, который действует самостоятельно при организации проведения комплекса соответствующих мероприятий.
Решение суда подлежит изменению по изложенным выше мотивам путем изложения его резолютивной части в новой редакции.
Доводы апелляционных жалоб отмену судебного решения не влекут и не опровергают выводы прокурора о недостижении на данном этапе исполнении Федеральной целевой программы ожидаемых результатов, ее качественных и количественных индикаторов.
Руководствуясь ст.ст. 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 3 июня 2019 года изменить.
Изложить его резолютивную часть в следующей редакции.
Административное исковое заявление Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, выразившееся в неисполнении мероприятий Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие байкальской природной территории на 2012-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 года № 847, за период 2012 – 2019 гг.
Обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в срок до 31 декабря 2020 года принять меры по исполнению Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие байкальской природной территории на 2012-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 года № 847, в целях достижения ожидаемых результатов указанной Федеральной целевой программы.
Апелляционные жалобы Министерства природных ресурсов Республики Бурятия и АО «Экопром» оставить без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: Т.Б. Казанцева
П.С. Назимова