Судья Полузерова С.В. № 2-270/2020 |
№ 33-3828/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 декабря 2020 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Глушенко Н.О.
судей: Савина А.И., Ивановой Н.Е.
при ведении протокола помощником судьи Хямяляйнен О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 02 октября 2020 года по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Савина А.И., объяснения представителя ответчика Малоземовой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец обратился в суд по тем основаниям, что 09.07.2019 в квартале (...) участкового лесничества центральным лесничеством была установлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов. Свалка расположена как на землях лесного фонда (площадь (...), объем (...) куб.м), так и на землях населенных пунктов (площадь (...) га, объем (...) куб.м). Ответчику 08.06.2020 направлялось требование ликвидировать свалку, которое не было исполнено, что подтверждается актом осмотра от 13.07.2020. Несанкционированный вывоз отходов на территорию лесного фонда свидетельствует о ненадлежащей организации администрацией района процесса сбора, вывоза и утилизации бытовых и иных отходов на территории Беломорского городского поселения. В связи с тем, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда в границах Беломорского городского поселения ответчику 11.07.2019 было направлено требование о принятии мер к ликвидации указанной свалки. 08.05.2020 проведен повторный осмотр выдела, в ходе которого установлено, что требование не выполнено. Истец просил обязать администрацию МО «Беломорский муниципальный район» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать указанную несанкционированную свалку.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и РК.
Суд иск удовлетворил. Обязал администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале 52 выделе 37 Беломорского участкового лесничества.
С таким решением не согласен ответчик. В апелляционной жалобе его представитель указывает, что Федеральным законом к вопросам местного значения на поселения и муниципальные районы возложено создание условий для обеспечения эффективности очистки от твердых коммунальных отходов, но не вся ответственность в сфере обращения с отходами. ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъектов РФ. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В соответствии с п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами от 12.11.2016N1156 именно собственник земельного участка (в данном случае МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и РК) обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. Поэтому именно названное учреждение является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на жалобу представитель истца и представитель третьего лица МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и РК считают решение законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержала доводы жалобы. Остальные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным. Обстоятельства дела судом установлены правильно и полно изложены в решении, соответствуют представленным доказательствам.
В соответствии со ст. 7 «Об охране окружающей среды» и п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
На основании ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Как предусмотрено п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В силу ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 10 Устава МО «Беломорский муниципальный район» к вопросам местного значения относится: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Беломорского муниципального района.
На основании ч. 3 ст. 50.7 Лесного Кодекса РФ охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 данного Кодекса, если иное не предусмотрено им и другими федеральными законами.
По делу установлено, что основанием для обращения в суд с требованием о понуждении ликвидации несанкционированной свалки послужило обнаружение 09.07.2019 свалки твердых бытовых отходов на землях лесного фонда в размере (...) га и объемом (...) куб.м., а также на землях населенного пункта в размере 6,6 га, объемом (...).м.
Основной объем мусора находится на земельном участке с кадастровым номером (...), площадью (...) расположенном по адресу: г. Беломорск, в районе ул. Порт-поселок, относящимся к категории «земли населенных пунктов», разрешенное использование «Для размещения полигона твердых бытовых отходов». Названный земельный участок, собственность на который не разграничена, в аренду, безвозмездное пользование или иное вещное право в целях размещения полигона твердых бытовых отходов не передавался и, таким образом, не является санкционированной свалкой.
Земельный участок в квартале 52 выделе 37 Беломорского участкового лесничества, на котором также было обнаружено захламление, примыкает к земельному участку с кадастровым номером (...) и расположен на землях лесного фонда в границах Беломорского городского поселения. Данное обстоятельство подтверждается актами осмотра от 09.07.2019 и 13.07.2020атак фототаблицами к ним.
Таким образом, несанкционированное складирование твердых бытовых отходов имеет свое начало на земельном участке населенного пункта, выходит за его пределы и попадает на земельный участок лесного фонда.
Положения ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривают ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
08.06.2020 ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» направило в администрацию МО «Беломорский муниципальный район» требование о ликвидации в срок до 10.07.2020 несанкционированного складирования твердых бытовых отходов в указанном квартале. Названное требование исполнено не было.
В связи с тем, что судом первой инстанции правомерно установлено, что свалка, расположенная на землях лесного фонда в границах Беломорского городского поселения в квартале 52 выделе 37 Беломорского участкового лесничества, возникла вследствие ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления предусмотренной ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» своей обязанности по регулярной очистке от отходов территории населенного пункта, обязанность по ее ликвидации в данном случае должна быть возложена на администрацию МО «Беломорский муниципальный район».
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут быть приняты во внимание, поскольку несанкционированная свалка отходов находится на территории городского поселения, которое в силу приведенных выше положений законодательства несет обязанность по недопущению загрязнения территории населенного пункта.
При этом из правовой позиции Конституционного Суда РФ выраженной в определении от 29.01.2019 N 258-0, следует, что в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования. Законодателем на муниципальные районы, как и на городские округа, возложена обязанность по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами. Таким образом, новое правовое регулирование деятельности, по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов не предполагает освобождения органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.
В связи с изложенным, администрация муниципального образования «Беломорский муниципальный район» не может быть освобождена от обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в квартале 52 выдела 37 Беломорского участкового лесничества.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно применены нормы материального и процессуального права, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции. Ссылок на какие-либо нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 02 октября 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи