Дело № 2-702/2020 (УИД № 69RS0040-02-2020-000405-97)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2020 года г. Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Солдатовой Ю.Ю.,
при секретаре Зиявудиновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Администрации города Твери к Обществу с ограниченной ответственностью «Фаворит» о признании бездействий незаконными, понуждении к устранению замечаний,
у с т а н о в и л:
Администрация города Твери обратилась в суд с иском к ООО «Фаворит», в котором просит суд признать незаконным бездействие ООО «Фаворит» (ИНН 6950176250) по не устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности ООО «Фаворит» к отопительному периоду 2019-2020 годов от 23.09.2019 для получения паспорта готовности к отопительному периоду; обязать ООО «Фаворит» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверки готовности ООО «Фаворит» к отопительному периоду и представить в Департамент ЖКХ и строительства: 2.1 акт проведения гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых пунктов (тепловых узлов) по адресам: ул. 3. Космодемьянской, д. 1; ул. П. Савельевой, д. 48, корп. 4; ул. П. Савельевой, д. 48, корп. 5; пер. Свободный, д. 3, корп. 1, предусмотренные подпунктом 12 пункта 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду; 2.2 акт проведения гидравлических испытаний внутренних систем отопления по адресам: ул. П. Савельевой, д. 48, корп. 4; ул. П. Савельевой, д. 48, корп. 5; пер. Свободный, д. 3, корп. 1, предусмотренный подпунктом 16 пункта 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду; 2.3 акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета (прибора учета) тепловой энергии по адресам: ул. Академическая, д. 14, корп. 1; ул. Академическая, д. 16; проезд Академический, д. 16; просп. 50 лет Октября, д. 6; Мигаловская наб., д. 5а; -ул. Маршала Конева, д. 2; Виноградова, д. 10; ул. 3. Космодемьянской, д. 1; пос. ДРСУ-2, д. 5; пос. ДРСУ-2, д. 6; пос. ДРСУ-2, д. 7; пос. ДРСУ-2, д. 8; пос. ДРСУ-2, д. 8, корп. 1; пос. ДРСУ-2, д. 9; пос. ДРСУ-2, д. 10; пос. ДРСУ-2, д. 11; ул. П. Савельевой, д. 48, корп. 4; ул. П. Савельевой, д. 48, корп. 5; пер. Свободный, д. 3, корп. 1; пер. Спортивный, д. 2, корп. 3; ул. Ипподромная, д. 10, предусмотренный подпунктом 8 пункта 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду; 2.4. график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии, в соответствии с пунктом 10 Приложения 3 к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, утвержденной приказом Департамента ЖКХ и строительства от 24.06.2019 № 78-ОД.
В обоснование иска указано, что в соответствии с пунктом 6 постановления Администрации города Твери от 29.04.2019 № 478 «О подготовке городского хозяйства к работе в отопительный период 2019 - 2020 годов» управляющим организациям всех форм собственности, расположенным на территории города Твери, предписано проводить подготовку жилищного фонда к отопительному периоду в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда № 170), и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 (далее - Правила эксплуатации тепловых энергоустановок № 115). Согласно подпункту 1.1 пункта 1 постановления Администрации города Твери от 20.09.2019 № 1168 «О пуске отопления в городе Твери» обществу с ограниченной ответственностью «Тверская генерация», теплоснабжающим и теплосетевым организациям всех форм собственности, расположенным на территории города Твери и (или) имеющим источники тепловой энергии, обслуживающие жилищный фонд, города Твери и прочих потребителей необходимо приступить с 23.09.2019 к подаче тепла в жилые дома, объекты социально-культурной сферы и иным потребителям в соответствии с графиком очерёдности включения потребителей тепла города Твери на 2019 год.
В соответствии с пунктом 6.3 Постановления управляющим компаниям, расположенным на территории города Твери, в срок до 06 сентября 2019 года надлежало представить в департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери: оформленный акт проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов с представлением пакета документов, определённого пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду и выписку из реестра лицензии, выданную Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области. При этом установлено, что срок предоставления документов может быть продлен до 15 сентября 2019 года с учётом этапов гидравлических испытаний, утверждённых сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей города Твери на 2019 год.
Департамент ЖКХ и строительства в течение 5 рабочих дней со дня получения от потребителей (управляющих компаний) документов, предусмотренных пунктом 6.3 Постановления: осуществляет их проверку; при наличии замечаний, руководствуясь пунктом 17 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее - Правила оценки готовности к отопительному периоду) обеспечивает подписание акта проверки готовности к отопительному периоду с приложением перечня замечаний с указанием сроков их устранения (пункт 9.1 Постановления).
Согласно требованиям Правил оценки готовности к отопительному периоду, приказу департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 24.06.2019 № 78-ОД «Об утверждении программы проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов» оценка готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2019-2020 годов осуществляется комиссией при Администрации города Твери по контролю за ходом подготовки городского хозяйства к отопительному периоду 2019 - 2020 годов и оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии (далее - Комиссия) в составе, утвержденном Постановлением. Пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду установлено, что в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены: устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок; проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок; разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению; выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения; состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии; состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов; состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов; наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии; работоспособность защиты систем теплопотребления; наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности; отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией; плотность оборудования тепловых пунктов; наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов; отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель; наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок; проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность; надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении № 3 к Правилам оценки готовности к отопительному периоду.
К потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке, относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (пункт 3 Правил оценки готовности к отопительному периоду).
Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным Правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствия задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (часть 6 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Исходя из Правил оценки готовности к отопительному периоду, обязанность по подготовке к отопительному периоду возложена именно на потребителя (управляющую организацию).
Анализируя вышеназванные нормы права, техническая готовность теплооборудования, теплоустановок и тепловых сетей к началу отопительного сезона состоит в выполнении потребителем всего комплекса технических мероприятий по проверке и обеспечению надежной и безопасной эксплуатации теплосистем, а также соответствие их технического состояния установленным правилам и требованиям.
Таким образом, ответчик, являясь потребителем по договору теплоснабжения, перед началом отопительного периода 2019-2020 годов обязан выполнить предусмотренные выше мероприятия, по итогам которых представить в адрес Департамента ЖКХ и строительства акт готовности к отопительному периоду, а в случае выявления в ходе проверки представленного акта замечаний устранить их в установленные сроки.
ООО «Фаворит» в адрес Департамента ЖКХ и строительства были представлены документы предусмотренные пунктом 6.3 Постановления. По итогам проведения оценки готовности ООО «Фаворит» к отопительному периоду 2019 — 2020 годов Комиссией выдан акт проверки готовности ООО «Фаворит» с указанием ряда замечаний и сроков для их устранения.
Несмотря на требования действующего законодательства ООО «Фаворит», являющееся потребителем тепловой энергии, не представило в Департамент ЖКХ и строительства документы, подтверждающие устранение содержащихся в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов замечаний.
ООО «Фаворит» в соответствии с актом проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 23.09.2019 в установленный срок (до 01.10.2019), не устранило выявленные замечания в части требований:
1) подпункта 12 пункта 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду. Так, ООО «Фаворит» не представлены акты проведения гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых узлов, по адресам: ул. З. Космодемьянской, д. 1; ул. П. Савельевой, д. 48, корп. 4; ул. П. Савельевой, д. 48, корп. 5; пер. Свободный, д. 3, корп. 1.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок № 115 тепловой пункт - это комплекс устройств, расположенный в обособленном помещении, состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления. трансформацию, регулирование параметров теплоносителя.
Согласно пункту 9.1.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок № 115 устройство индивидуальных тепловых пунктов обязательно в каждом здании независимо от наличия центрального теплового пункта, при этом в индивидуальных тепловых пунктах предусматриваются только те функции, которые необходимы для присоединения систем потребления теплоты данного здания и не предусмотрены в центральном тепловом пункте.
Пунктом 11.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок № 115 установлено, что при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются: испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность. Для проверки готовности к отопительному периоду при приёмке тепловых пунктов проверяется и оформляется актами: в том числе плотность оборудования тепловых пунктов (пункт 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок № 115). Согласно разделу 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
В соответствии с пунктом 5.1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170 испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и центрального кондиционирования должны производиться ежегодно после окончания отопительного периода для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта.
2) Подпункта 16 пункта 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду. Так, ООО «Фаворит» не представлен акт проведения гидравлических испытаний внутренних систем отопления, подписанные потребителем по адресам: ул. П. Савельевой, д. 48, корп. 4; ул. П. Савельевой, д. 48, корп. 5; пер. Свободный, д. 3, корп. 1.
3) Подпункта 8 пункта 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду. Так, ООО «Фаворит» не представлен акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета (прибора учета) тепловой энергии по адресам: ул. Академическая, д. 14, корп. 1; ул. Академическая, д. 16; проезд Академический, д. 16; просп. 50 лет Октября, д. 6; Мигаловская наб., д. 5а; ул. Маршала Конева, д. 2; ул. Виноградова, д. 10; ул. З. Космодемьянской, д. 1; пос. ДРСУ-2, д. 5; пос. ДРСУ-2, д. 6; пос. ДРСУ-2, д. 7; пос. ДРСУ-2, д. 8; пос. ДРСУ-2, д. 8, корп. 1; пос. ДРСУ-2, д. 9; пос. ДРСУ-2, д. 10; пос. ДРСУ-2, д. 11; ул. П. Савельевой, д. 48, корп. 4; ул. П. Савельевой, д. 48, корп. 5; пер. Свободный, д. 3, корп. 1; пер. Спортивный, д. 2, корп. 3; ул. Ипподромная, д. 10.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ) до 1 июля 2012 года, собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее - Правила коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя) перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учёта используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учёта холодной и горячей воды, тепловой энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) и подпункта «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества.
4) не предоставлены документы, подтверждающие отсутствие задолженности общества за потреблённую тепловую энергию перед теплоснабжающей организацией, (Акт сверки расчетов за потребляемую тепловую энергию с теплоснабжающей организацией. При наличии задолженности график реструктуризации задолженности, согласованный с поставщиком тепловой энергии).
Частью 6 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) установлено, что одним из критериев готовности потребителей к отопительному периоду является отсутствие у них задолженности за поставленную тепловую энергию (мощность), теплоноситель.
В пункте 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее - Правила оценки готовности к отопительному периоду), установлены обязательные требования, выполнение которых подлежит проверке уполномоченным органом в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду. Так, в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду, уполномоченным органом должны быть проверены, в том числе отсутствие задолженности за потребленную тепловую энергию перед теплоснабжающей организацией (подпункт 14 пункта 16 правил оценки готовности к отопительному периоду).
Пунктом 5 Программы проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, утверждённой приказом Департамента ЖКХ и строительства от 24.06.2019 № 78-ОД (далее - Программа), установлено, что в ходе проведения проверки потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду комиссией по проверке готовности потребителей тепловой энергии (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК) города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов проверяются документы, согласно Приложению № 3 к Программе, а при необходимости проводится выезд с целью осмотра объектов проверки, по результатам которого составляется акт по форме согласно Приложению № 5.1 к Программе.
Так, пунктом 10 перечня документов, предъявляемых для оценки готовности потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов (приложение № 3 к Программе), установлено, что потребителем тепловой энергии в целях оценки готовности находящегося в управлении жилого фонда к отопительному периоду предоставляется: акт сверки расчётов за потребленную тепловую энергию с теплоснабжающей организацией (со сроком выдачи не ранее 8 августа 2016 года), подписанный теплоснабжающей организацией и уполномоченным представителем потребителя. При наличии задолженности график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии.
Согласно части 2 статьи 17 Федеральный закон № 190-ФЗ по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
Частью 5 статьи 17 Федерального закона № 190-ФЗ предусмотрено, что оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.
В тариф на услуги по передаче тепловой энергии включены затраты теплоснабжающей организации на закупку газа, резервного топлива, воды, труб, текущий и капитальный ремонт тепловых сетей.
В случае, если потребители тепловой энергии не будут своевременно и в полном объеме вносить плату за оказанные теплоснабжающей организацией услуги по передаче тепловой энергии, теплоснабжающая организация будет вынуждена сокращать расходы, предусмотренные в тарифе на услуги по передаче тепловой энергии, в том числе в части проведения текущего ремонта тепловых сетей, что, в свою очередь, приведет к нарушению качества предоставляемой услуги по горячему водоснабжению и отоплению в многоквартирных домах, что приведет к нарушению прав граждан - жителей города Твери на благоприятные и безопасные условия проживания, в том числе на получение качественных коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества. Согласно пункту 121 Правил № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 Правил № 354.
Нарушение требований по подготовке жилого фонда к работе в осенне-зимний период может привести к опасности для жизни людей.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В целях защиты прав неопределенного круга потребителей органы местного самоуправления в силу части 1 статьи 46 ГПК РФ наделены правом обращения в суд.
Определением Центрального районного суда г. Твери от 13 мая 2020 года производство по делу прекращено в части требований о возложении на ООО «Фаворит» обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверки готовности ООО «Фаворит» к отопительному периоду и представить в Департамента ЖКХ и строительства: акт проведения гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых пунктов (тепловых узлов) по адресам: ул. П. Савельевой, д. 48, корп. 4; ул. П. Савельевой, д. 48, корп. 5; пер. Свободный, д. 3, корп. 1, предусмотренные подпунктом 12 пункта 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, акт проведения гидравлических испытаний внутренних систем отопления по адресам: ул. П. Савельевой, д. 48, корп. 4; ул. П. Савельевой, д. 48, корп. 5; пер. Свободный, д. 3, корп. 1, предусмотренный подпунктом 16 пункта 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду; акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета (прибора учета) тепловой энергии по адресам: ул. П. Савельевой, д. 48, корп. 4; ул. П. Савельевой, д. 48, корп. 5; пер. Свободный, д. 3, корп. 1, ул. Академическая, д. 14, корп. 1; ул. Академическая, д. 16; проезд Академический, д. 16; просп. 50 лет Октября, д. 6; ул. Маршала Конева, д. 2; Виноградова, д. 10; ул. З. Космодемьянской, д. 1; пос. ДРСУ-2, д. 5;пос. ДРСУ-2, д. 6;пос. ДРСУ-2, д. 7;пос. ДРСУ-2, д. 8;пос. ДРСУ-2, д. 8, корп. 1;пос. ДРСУ-2, д. 9; пос. ДРСУ-2, д. 10; пос. ДРСУ-2, д. 11; пер. Спортивный, д. 2, корп. 3; ул. Ипподромная, д. 10, предусмотренный подпунктом 8 пункта 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду, в связи с отказом истца от иска в указанной части.
В судебное заседание представитель истца и представители третьих лиц не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика ООО «Фаворит» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён судом надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 113-117 ГПК РФ, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела либо о рассмотрении дела в своё отсутствие не заявлял.
В связи с изложенным, на основании положений статей 167, 233 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Органы местного самоуправления наделены правом обращения в суд. При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В соответствии со ст. 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" в соответствии со статьями 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона).
Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию всех жителей города Твери, чьи права нарушены, администрация города Твери правомерно обратилась в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 161 ч. 1 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление); качество теплоснабжения - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя; теплоноситель - пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения; теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления; теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя; система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями; надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
Подп. "в" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (п. 13 Правил).
В соответствии с подп. а п. 33 Правил № 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно п. 121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
П. 4 раздела 2 Приложения № 1 Правил установлена суммарная продолжительность перерыва подачи горячей воды – 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа подряд.
На основании п. 3.1.11 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года № 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09" определено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
На основании п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103, определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (п. 1 Правил).
К потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке, относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (п. 3 Правил).
При проверке комиссиями проверяется выполнение требований по готовности. В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки (п. 6 Правил). Паспорт готовности к отопительному периоду составляется по рекомендуемому образцу и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду (п. 9 Правил). Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение замечаний к выполнению требований по готовности. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период (п. 12 Правил).
Как следует из п. 16 Правил в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены: 1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок; 2) проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок; 3) разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению; 4) выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения; 5) состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии; 6) состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов; 7) состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов; 8) наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии; 9) работоспособность защиты систем теплопотребления; 10) наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности; 11) отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией; 12) плотность оборудования тепловых пунктов; 13) наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов; 14) отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель; 15) наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок; 16) проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность; 17) надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении N 3 к настоящим Правилам.
В соответствии с п. 5 Постановления администрации города Твери от 29 апреля 2019 года № 478 «О подготовке городского хозяйства к работе в осенне-зимний отопительный период 2019 – 2020 годов» управляющим организациям всех форм собственности, расположенным на территории города Твери, в срок до 17 мая 2019 года представить на утверждение в администрации районов в городе Твери: - план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период согласно прилагаемой форме (Приложение 2) на основании проведенных общих весенних обследований жилищного фонда и недостатков, выявленных за прошедший период, составленных актов осмотров; - план-график текущего и капитального ремонта, в соответствии с пунктом 5.2.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
П.п. 6.1, 6.2, 6.3 Постановления администрации города Твери от 29 апреля 2019 года № 478 установлено, что управляющим компаниям, расположенным на территории города Твери необходимо проводить подготовку жилищного фонда к отопительному периоду в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115; в срок до 06 сентября 2019 года представить в комиссию при Администрации города Твери по контролю за ходом подготовки городского хозяйства к отопительному периоду 2019-2020 годов и оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии паспорта готовности домов к эксплуатации в зимних условиях по форме, установленной Приложением 9 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170; в срок до 06 сентября 2019 года представить в Департамент ЖКХ и строительства (г. Тверь, ул. Московская д. 24. корп. 1) оформленный акт проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов, с предоставлением пакета документов, определённого п. 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103, и выписку из реестра лицензии, выданную Главным управлением "Государственная жилищная инспекция" Тверской области. Срок предоставления документов может быть продлён до 15 сентября 2019 года с учётом этапов гидравлических испытаний, утверждённых сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей города Твери на 2019 год.
Согласно п. 1.1 Постановления администрации города Твери от 20 сентября 2019 года № 1168 «О пуске отопления в городе Твери» ООО «Тверская генерация», теплоснабжающим и теплосетевым организациям всех форм собственности, расположенным на территории города Твери и имеющим источники тепловой энергии, обслуживающие жилищный фонд, объекты социально-культурной сферы города Твери и прочих потребителей предписано приступить с 23 сентября 2019 года к подаче тепла в жилые дома, объекты социально-культурной сферы и иным потребителям в соответствии с графиком очередности включения потребителей тепла города Твери на 2019 год.
Согласно требованиям Приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г. Твери от 24 июня 2019 года № 78-ОД «Об утверждении программы проведения проверки готовности теплоснабжения и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов» по результатам проведенных проверочных мероприятий комиссиями обеспечить направление оформленных по итогам проверки документов в комиссию при Администрации города Твери по контролю за ходом подготовки городского хозайства к отопительному периоду 2019-2020 годов и оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии.
В судебном заседании установлено, что в управлении ООО «Фаворит» находятся многоквартирные жилые дома, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось ответчиком.
23 сентября 2019 года комиссия провела проверку готовности к отопительному периоду ООО «Фаворит», в ходе которой установлено, что основные требования по подготовке к отопительному периоду 2019-2020 годов не выполнены, сделан вывод о не готовности ООО «Фаворит» к отопительному сезону, отсутствии права ООО «Фаворит» на получение паспорта готовности.
Согласно Приложению к акту проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов ООО «Фаворит» отсутствуют сведения, подтверждающие отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель (акт сверки расчетов за потребленную тепловую энергию с теплоснабжающей организацией. При наличии задолженности график реструктуризации задолженности, согласованный с поставщиком тепловой энергии). В представленной справке ООО «Тверская Генерация» имеется задолженность в сумме 235989 рублей 87 копеек по оплате ресурса, потребляемого при содержании общего имущества; отсутствуют акты проведения гидравлических испытаний на плотность и прочность теплового узла по адресам: ул. З. Космодемьянской, д.1, ул. П. Савельевой, д.48 кор. 4, д. 48 кор.5, Свободный пер. д.3, кор.1, подписанные ООО «Тверская генерация»; отсутствуют акты проведения гидравлических испытаний внутренних систем отопления по адресам: ул. П. Савельевой, д.48 кор. 4, д. 48 кор.5, Свободный пер. д.3, кор.1, подписанные потребителем; отсутствуют акты повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (при наличии узла учета тепловой энергии), выданные теплоснабжающей организацией по всем 21 адресам. Установлен срок устранения замечаний – 01 октября 2019 года.
Сведений об исполнении требований акта проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов ООО «Фаворит» не представлено.
Не предоставление в адрес органа местного самоуправления ответчиком документов, необходимых для оценки состояния готовности жилого фонда к предстоящему отопительному периоду, создает ситуацию, при которой нарушаются права граждан, жителей города Твери на благоприятные и безопасные условия проживания, в том числе на получение качественной услуги по горячему водоснабжению и отоплению, ставит под угрозу возможность получения гражданами услуги по отоплению.
Оснований для освобождения ответчика от ответственности не установлено.
При наличии установленных обстоятельств исковые требования о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности по устранению выявленных замечаний подлежат удовлетворению.
На основании ст. 206 ч. 2 ГПК РФ, с учётом установленных по делу обстоятельств, суд полагает правильным установить ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - один месяц со дня вступления в законную силу решения суда.
Принимая во внимание, что исковые требования были заявлены Администрацией города Твери в интересах неопределенного круга лиц – граждан, исковые требования неимущественного характера к ответчику удовлетворены, с ответчика в бюджет муниципального образования город Тверь в счет государственной пошлины подлежит взысканию по 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198, 233-237 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации города Твери к Обществу с ограниченной ответственностью «Фаворит» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному сезону удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Фаворит» (ИНН 6950176250) по не устранению замечаний, указанных в акте проверки ООО «Фаворит» (ИНН 6950176250) к отопительному периоду 2019-2020 годов от 23 сентября 2019 для получения паспорта готовности к отопительному периоду.
Возложить на ООО «Фаворит» (ИНН 6950176250) обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверки готовности ООО «Фаворит» (ИНН 6950176250) к отопительному периоду и представить в Департамент ЖКХ и строительства (по адресу: ул. Московская, д. 24, корп. 1):
- акт проведения гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых пунктов (тепловых узлов) по адресу: - г. Тверь, ул. З. Космодемьянской, д. 1, предусмотренный подп. 12 п. 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду;
- акты повторного допуска в эксплуатацию узла учета (прибора учета) тепловой энергии по адресу в г. Тверь: Мигаловская наб. д. 5а, предусмотренный подп. 8 п. 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду;
- график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии, в соответствии с п. 10 Приложения 3 к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, утвержденной приказом Департамента ЖКХ и строительства от 24 июня 2019 года № 78-ОД.
Взыскать с ООО «Фаворит» (ИНН 6950176250) в бюджет муниципального образования город Тверь государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Ю.Ю. Солдатова
Заочное решение в окончательной форме изготовлено 19 мая 2020 года
Председательствующий Ю.Ю. Солдатова