Судья – Шепунова С.В. гражданское дело № 33-12022/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 ноября 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Беляк С.И.,
судей Волковой И.А., Данилова А.А.,
при секретаре Сергеевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3213/2020 по иску Иванова В.Г. к администрации Центрального района г. Волгограда о сохранении помещения в перепланированном состоянии,
по апелляционной жалобе Иванова В.Г.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 17 августа 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований Иванова В.Г. к администрации Центрального района г. Волгограда о сохранении нежилых помещений с кадастровыми номерами № <...>, расположенных по адресу: <адрес> перепланированном состоянии, отказано.
Заслушав доклад судьи Волковой И.А., выслушав объяснения представителя Иванова В.Г. Радченко А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Иванов В.Г. обратился в суд с иском к администрации Центрального района г. Волгограда о сохранении помещения в перепланированном состоянии.
В обоснование требований указал, что он является собственником смежных нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами: № <...> № <...> площадью <.......> кв.м. соответственно.
В 2018 была проведена перепланировка, которая согласно заключению муниципального унитарного предприятия «Центральное межрайонное Бюро технической инвентаризации» о техническом состоянии несущих строительных конструкций нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, выполнена в соответствии с существующими строительными нормами и правилами.
Указывает, что на момент обследования (апрель 2018) основные строительные конструкции встроенного нежилого помещения находились в работоспособном состоянии. Проведённые строительные изменения части помещений не нарушают несущую способность и устойчивость основных строительных конструкций осмотренных помещений и здания в целом, и не создают угрозу жизни и здоровья граждан, что позволяет проводить дальнейшую безопасную эксплуатацию объекта в соответствии с функциональным назначением.
Выполненная перепланировка была осуществлена для дальнейшего юридического и функционального объединения нежилых помещений в одно.
Также указывал, что он обращался в администрацию Центрального района г. Волгограда с требованием о принятии решения об утверждении перепланировки, однако письмом администрации Центрального района г. Волгограда от 22 июня 2020 года ему было разъяснено, что он вправе обратиться в суд для сохранения помещений в перепланированном состоянии, при этом никаких замечаний к выполненной перепланировке сделано не было.
Просил суд сохранить в перепланированном состоянии нежилые помещения с кадастровыми номерами № <...>, № <...>, расположенные по адресу: <адрес>
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Иванов В.Г. оспаривает законность и обоснованность судебного решения, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым его исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьёй 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) переустройство помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения (часть 1).
Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (часть 2).
В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном ГрК РФ.
Частью 2 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 51 ГрК РФ.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надёжности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
По смыслу статьи 55 ГрК РФ если осуществление строительных изменений объекта капитального строительства не требовало получения разрешения на строительство, процедура ввода объекта в эксплуатацию также не требуется.
Согласно статье 21 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» изменения архитектурного объекта (достройка, перестройка, перепланировка) осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и договором на создание и использование архитектурного проекта.
Таким образом, законодательство определяет реконструкцию, капитальный ремонт, перепланировку и переоборудование – как изменение существующего объекта. При реконструкции объект недвижимости может утратить тождественность, в связи с чем, изменённые параметры здания не будут соответствовать правоустанавливающим документам.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику, который вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельствам о государственной регистрации права № <...> и № <...> от ДД.ММ.ГГГГ Иванову В.Г. на праве собственности принадлежат нежилые помещения, с кадастровыми номерами № <...> и № <...> соответственно, расположенные по адресу: <адрес>, в которых истцом произведены следующие изменения: демонтированы перегородки между помещениями (поз. 1, 2 Приложения 1) и в помещениях (поз. 4, 5, 8 Приложения 1); - возведены новые перегородки с дверными блоками, в связи с чем образовались новые помещения (поз. 3, 8, 9, 10, 12, 13 Приложения 1); установлено сантехническое оборудование в образовавшихся помещениях (поз. 8-10 Приложения 1).
Согласно технического паспорта (л.д. 14) следует, что из помещения имеется выход из нежилого помещения, что подтверждается также фототаблицей, представленной представителем ответчика. В тоже время из копии плана подвального помещения, выполненного 10 апреля 1990 года, усматривается, что выход из нежилого помещения, обеспечивающий в него доступ отсутствует.
Согласно выводам МУП «Центральное межрайонное Бюро технической инвентаризации» на момент проведения обследования (апрель 2018) основные строительные конструкции встроенного нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> находятся в работоспособном состоянии. Проведённые строительные изменения части помещений не нарушают несущую способность и устойчивость основных строительных конструкций осмотренных помещений и здания в целом, и не создают угрозу жизни и здоровью граждан, что позволит проводить дальнейшую безопасную эксплуатацию объекта в соответствии с функциональным назначением.
Согласно части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с частью 5 статьи 26 ЖК РФ, орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдаёт или направляет по адресу, указанному в заявлении заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения.
Предусмотренный частью 5 статьи 26 ЖК РФ документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
Исходя из части 1 статьи 29 ЖК РФ, перепланировка помещения, проведённая при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ, является самовольной.
В соответствии с частью 4 статьи 29 ЖК РФ, на основании решения суда помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создаёт угрозу их жизни или здоровью.
Статья 17 Конституции РФ устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Кроме того, в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об объектах культурного наследия народов РФ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях Закона об объектах культурного наследия народов РФ относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу пункта 1 статьи 33 Закона об объектах культурного наследия народов РФ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона об объектах культурного наследия народов РФ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не (нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения).
Под сохранением объекта культурного наследия понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методические руководство, технический и авторский надзор.
В соответствии со статьёй 45 Закона об объектах культурного наследия народов РФ», работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в установленном порядке, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
В силу статьи 52 Закона об объектах культурного наследия народов РФ физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учётом требований, установленных Законом об объектах культурного наследия народов РФ и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.
Объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований: обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте; согласование в порядке, установленном пунктом 4 статьи 35 Закона об объектах культурного наследия народов РФ, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия; обеспечение режима содержания земель историко-культурного назначения; обеспечение доступа к объекту культурного наследия, условия которого устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
В силу статьи 51 Закона об объектах культурного наследия народов РФ право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия.
При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия – в отношении объектов культурного наследия регионального значения.
Как следует из материалов дела, в соответствии со списком объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утверждённого Постановлением Волгоградской областной Думы № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, расположенный по <адрес>, входит в состав «Комплекса застройки <адрес> в 1950-е годы», и является памятником архитектуры и градостроительства, поставлен на государственную охрану как памятник культуры и истории регионального значения.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, с учётом установленных по делу обстоятельств указал, что истцом выполнена не только перепланировка, но и реконструкция нежилых помещений, доказательств того, что выполненная реконструкция проведена, в том числе и как объекта культурного значения, в соответствии с требованиями действующего законодательства и получением соответствующих согласований, в том числе от уполномоченного органа, не представлено,в связи с чем пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Иванова В.Г. о сохранении помещения в перепланированном состоянии.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Вопреки доводам жалобы, Ивановым В.Г. не представлено доказательств получения разрешения от органа местного самоуправления на производство реконструкции в спорном жилом помещении. Работы по перепланировке и реконструкции объекта культурного значения были произведены самовольно без получения на то разрешения органа местного самоуправления, тем самым нарушен установленный законодательством порядок.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы сводятся к позиции, занятой истцом при рассмотрении дела, являлись предметом судебного разбирательства, о чем в судебном решении имеются подробные суждения, направлены на иную оценку представленных доказательств, в связи с чем, не принимаются судебной коллегией во внимание.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванова В.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: