Дело № 2-588/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Продун Е.А.
при секретаре Петуховой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 16 августа 2016 года дело по иску Печорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «****» о возложении обязанности организовать проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования в многоквартирных жилых домах,
У С Т А Н О В И Л:
Печорский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «****» о возложении обязанности заключить договор о техническом диагностировании внутридомового и(или) внутриквартирного газового оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении внутридомового газового оборудования. В обоснование иска указано, что в ходе проверки, проведенной Печорской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Республики Коми по вопросам соблюдения требований безопасности при эксплуатации лифтового и газового оборудования на территории муниципального района «Печора», было установлено, что ООО «****» осуществляет управление многоквартирными домами на основании заключенных с собственниками помещений договоров управления, в том числе домами, расположенными по адресам: **********, в которых имеется газовое оборудование, срок эксплуатации которого истек. При отсутствии сведений о нормативных сроках эксплуатации, установленных изготовителем, либо сроков эксплуатации, установленных проектной документацией, в отношении газопроводов применяется норма проектирования, установленная ВСН 58-88 (р) «Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», которая устанавливает в Приложении №... срок эксплуатации внутридомового газопровода в 20 лет. В нарушение норм действующего законодательства ООО «****» не заключило договор со специализированной организацией по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
**.**.** в суд поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которому Печорский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц просит обязать ООО «****»в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования в домах, расположенных по адресам: **********
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены АО «****» в лице Филиала в **********, администрация МР "****", Государственная жилищная инспекция по городу Печоре и ТСЖ «****».
В судебном заседании старший помощник Печорского межрайонного прокурора Бельская А.Ю. настаивала на уточненных исковых требованиях по доводам, изложенным в исковом заявлении. При этом не возражала против увеличения срока выполнения возложенной обязанности- до девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Из письменного заявления ответчика, поступившего в суд **.**.** следует, что ООО «****» иск признает в полном объеме. Последствия признания иска в соответствии со ст.173 ГПК РФ ответчику разъяснены (л.д.81)
В судебном заседании представитель ответчика Суродеев М.А., действующий на основании доверенности от **.**.**., иск признал. Просил увеличить срок исполнения возложенной обязанности до девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании от **.**.**. представители третьих лиц: Филиала АО «****» в г.Печоре - Трубинь В.Л., действующая на основании доверенности от **.**.**., и Государственной жилищной инспекции по городу Печоре- Олейник В.Н., действующая на основании доверенности от **.**.**., первоначальное исковое требование прокурора поддержали.
Из письменного отзыва третьего лица следует, что администрации МР «**** первоначальное исковое требование прокурора поддерживает (л.д.38).
Письменных объяснений по уточненному прокурором исковому требованию от третьих лиц не поступило.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ 2. по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 5 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от **.**.** №..., определено, что в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (отпусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.** N 290, входят работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, в том числе организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов (п.21).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от **.**.** N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации" и утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.
В целях исполнения указанной нормы Постановлением Правительством РФ **.**.** N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее- Правила №...).
В пункте 4 указанных Правил закреплено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):
а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) аварийно-диспетчерское обеспечение;
в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
г) замена оборудования.
Согласно п.8 Правил №... работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов. Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственником домовладения.
При отсутствии сведений о нормативных сроках эксплуатации, установленных изготовителем, либо сроков эксплуатации, установленных проектной документацией, утвержденных в отношении газопроводов применяется норма проектирования, установленная ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", которая устанавливает в Приложении 3 срок эксплуатации внутридомового газопровода в 20 лет.
В соответствии с п.128 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от **.**.** №... (далее- Правила №...), исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя в жилом доме при наличии отвечающего установленным техническим требованиям бытового газопринимающего оборудования, вводного и внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования (далее - внутридомовое газовое оборудование) в жилом доме и при соблюдении условий, указанных в пункте 131 настоящих Правил.
Исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя в помещении в многоквартирном доме при наличии отвечающего установленным техническим требованиям бытового газопринимающего оборудования, вводного и внутреннего газопровода и другого необходимого внутриквартирного газового оборудования (далее - внутриквартирное газовое оборудование) и внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, а также при соблюдении условий, указанных в пункте 131 настоящих Правил.
Согласно пункту 3.1 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденного Приказом Госстроя РФ от **.**.** N 101, диагностика внутренних газопроводов включает в себя комплекс организационных и инженерно - технических мероприятий, предназначенных для определения: реальных условий эксплуатации газопровода; технического состояния газопровода; остаточного ресурса (продление, сверх нормативного, срока безопасной эксплуатации газопровода) или обоснования необходимости замены (реконструкции) внутреннего газопровода.
В соответствии с абз.1 п.5, п.6 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Приказом Ростехнадзора от **.**.** №..., Работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении газового оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
Проведение работ по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется специализированной организацией с привлечением, при необходимости, других организаций, имеющих в своем составе квалифицированный персонал и лабораторию неразрушающего контроля, аттестованных в установленном порядке, в соответствии с программой работ согласно договорам на выполнение указанных работ.
Согласно п.7 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования заказчиком по договору о техническом диагностировании внутридомового газового оборудования многоквартирного дома являются: управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, приобретающие газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений (подп. «а»);
В силу п.9 указанных Правил техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования должно проводиться по окончании нормативных сроков эксплуатации оборудования, установленных изготовителем, либо сроков эксплуатации оборудования, установленных проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов, с периодичностью один раз в пять лет, если иное не установлено изготовителем газового оборудования либо проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
При замене оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в случаях, предусмотренных пунктом 10 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, техническое диагностирование замененного оборудования не проводится.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «****» является управляющей организацией многоквартирных жилых домов, в том числе газифицированных многоквартирных жилых домов по адресам: ********** Кроме того, на обслуживании ООО «Жилкомстрой-жилье» находятся следующие газифицированные многоквартирные дома: ********** **********, избранный способ управления в которых- ТСЖ «****.
Судом установлено, что ввод в эксплуатацию внутридомового газового оборудования в указанных домах и пуск газа осуществлялись в период с 1981 года по 1996 год (л.д.8,18).
Таким образом, 20-летний срок эксплуатации внутридомового газового оборудования в многоквартирных жилых домах, расположенных в ********** по адресам: ********** истек.
В судебном заседании было установлено, что **.**.** между ООО «****»(Подрядчик) и ТСЖ «****» (Заказчик) в составе дома ********** был заключен договор подряда №.../ТО на содержание и ремонт общего имущества жилых домов (л.д.75-80).
При этом согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ «****» было зарегистрировано в качестве юридического лица в Межрайонной ИФНС России №... по ********** **.**.** (л.д.63-65).
Как следует из договора подряда №... на содержание и ремонт общего имущества жилых домов от **.**.**., подрядчик обязуется выполнить работы по эксплуатации, ремонту и содержанию общего имущества многоквартирных домов.
По информации администрации МР «****» способом управления домом ********** является управление управляющей организацией ООО «****» (л.д.38).
Доказательств того, что нормативный срок эксплуатации внутридомового газового оборудования указанных домов составляет более 20 лет, а также доказательств замены внутридомового газового оборудования, ответчиком не представлено.
Доводы ответчика об отсутствии технической документации являются несостоятельными и не принимаются судом.
Имеющийся в материалах дела договор №...-ТО (П) о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования многоквартирных жилых домов от **.**.** заключенный между ответчиком и ОАО «****», не возлагает на АО «****» в лице Филиала в ********** обязанности по проведению работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, срок службы которого истек (л.д.27-29).
Также не принимаются судом доводы ответчика о том, что Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013г. №..., устанавливающие дополнительную обязанность управляющей организации по договору управления заключить договор по техническому диагностированию газопроводов, не должны распространяться на заключенные ранее (до вступления указанного постановления в законную силу) договоры управления.
Техническое диагностирование внутридомового газового оборудования - это определение технического состояния внутридомового газового оборудования либо их составных частей, поиск и определение неисправностей указанного оборудования, а также определение возможности его дальнейшего использования.
Обязанность проведения технического диагностирования внутридомового газового оборудования не может ставиться в зависимость от даты заключения договора управления многоквартирным домом.
На основании изложенного, учитывая установленный факт истечения срока службы внутридомового газового оборудования, суд принимает признание ответчиком ООО «****» иска Печорского межрайонного прокурора о возложении обязанности организовать проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования в домах, расположенных по адресам: **********, так как признание иска основано на законе и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц. Срок выполнения возложенной на ответчика обязанности (в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу), против которого не возражал прокурор, с учетом количества домов и объема необходимых мероприятий, суд считает разумным.
Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального района «****» в сумме **** рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать ООО «****» в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования в многоквартирных жилых домах, расположенных в ********** Республики Коми по адресам: **********
Взыскать с ООО «****» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования муниципального района «****» в сумме ****
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Продун
Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2016 года.