Решение по делу № 33-1721/2023 от 20.06.2023

Судья Зубков Г.А.                                                      делу № 33-1721/2023

(№ дела в суде первой инстанции 2-601/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 октября 2023 года                             г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Тачахова Р.З.,

судей Козырь Е.Н. и Аутлева Ш.В.,

при секретаре судебного заседания Цеевой Д.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 и апелляционной жалобе представителя ответчика администрации МО «<адрес>» ФИО5 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

Иск ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить ФИО1 с составом семьи три человека вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 30 кв. метров.

В удовлетворении требования ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма в части, превышающей площадь предоставляемого жилого помещения более 30 кв. м. - отказать.

В удовлетворении иска ФИО1 к Комитету по управлению имуществом МО «<адрес>» - отказать.

Заслушав доклад судьи Аутлева Ш.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма. В обоснование заявленных требований указала, что она в соответствии с распоряжением Администрации МО "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ принята на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилом помещении. Истец имеет состав семьи 3 человека, которая состоит из ФИО6, ее сына - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ее дочери - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО7 является ребёнком-инвалидом, страдающим тяжёлой формой хронического заболевания, что подтверждается Заключением ВК от ДД.ММ.ГГГГ, и имеет право на дополнительную жилую площадь и внеочередное получение жилого помещения. Однако положенное ей жилье органами местного самоуправления вне очереди не предоставляется.

    Согласно сведениям органов Ростехинвантаризации зарегистрированных прав на недвижимое имущество у истицы и членов е семьи не имеется.

    Просила обязать ответчиков предоставить ей с составом семьи три человека вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 69 кв. метров.

    Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 30 марта 2023 года исковые требования удовлетворены частично.

    В апелляционной жалобе представитель администрации                             МО «<адрес>» просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 В обоснование доводов жалобы со ссылкой на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», указывает, что расходные обязательства органов местного самоуправления по финансовому и иному обеспечению мер социальной поддержки инвалидов не предусмотрены.

    В апелляционной жалобе истец ФИО1 также выражает несогласие с принятым решением и просит его отменить. Требования мотивированы тем, что судом не учтено, что она и ее двое несовершеннолетних детей уже являются собственниками жилого помещения общей площадью 40,3 кв.м. Вместе с тем, решением удовлетворены требования о предоставлении жилого помещения общей площадью не менее 30 кв.м.

    Письменных возражений на доводы апелляционной жалобы не поступило.

    Информация о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы ответчика заблаговременно размещена на официальном сайте Верховного суда Республики Адыгея http://vs.adg.sudrf.ru.

    Согласно распискам, стороны принимали участие в судебном заседании предшествующем дню вынесения решения, извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

    В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или если суд признает причины их неявки неуважительными, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

    Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с распоряжением Администрации МО "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ истец принята на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилом помещении, с составом семьи три человека: истица, ее сын ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ФИО7 является ребёнком-инвалидом, страдающим тяжёлой формой хронического заболевания, что подтверждается Заключением ВК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9).

Распоряжением Главы МО «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на учет в администрации муниципального образования «<адрес>» в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и включена в общий список, в список малоимущих граждан, в список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а также в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма (л.д. 15).

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что ФИО1 имеет законные основания для получения жилого помещения вне очереди за счет средств федерального бюджета, которое обязана представить администрация МО «<адрес>». При этом отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия по гражданским делам полагает изложенные выводы суда первой инстанции обоснованными, основанными на правильно установленных обстоятельствах дела, верном толковании норм материального права, а также всесторонней оценке доказательств по делу.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации названных конституционных положений ч. 2 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьей 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Отсутствие в субъекте Российской Федерации правового регулирования вопроса о предоставлении жилья определенным категориям граждан, не может лишить данных граждан права на получение жилья во внеочередном порядке, поэтому к данным правоотношениям с учетом положений статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" должны применяться нормы п. 3 ч. 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, регулирующие предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма.

Действующее жилищное законодательство (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

При этом дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно указанные граждане не могут быть лишены права на обеспечение жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика администрации МО «<адрес>» об отсутствии расходных обязательств по финансовому и иному обеспечению мер социальной поддержки инвалидов являются несостоятельными и отклоняются судебной коллегией.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о несогласии с предоставленной ей решением площадью не может являться основанием для отмены или изменения решения, поскольку основан на неправильном понимании закона.

Так, суд первой инстанции указал, что Постановлением Совета народных депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -ПС/1006 установлена норма предоставления жилого помещения на состав семьи из трех человек от 15 до 18 кв.м общей площади.

При этом, по мнению судебной коллегии, суд правомерно исключил из общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению по договору социального найма, 15 кв.м площади жилого помещения, находящегося в собственности истца и членов ее семьи, в результате чего площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу по договору социального найма должна составлять не менее 30 кв.м.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках вжившихся правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене либо изменению состоявшегося судебного решения.

Оснований для отмены верного по существу решения суда судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 30 марта 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО1 и апелляционную жалобу представителя ответчика администрации МО «<адрес>» ФИО5 – без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 октября 2023 года.

Председательствующий                        Р.З. Тачахов

Судьи                                    Е.Н. Козырь

                                    Ш.В. Аутлев

33-1721/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Тимонькина Татьяна Сергеевна
Ответчики
АМО "Город Майкоп"
К делу № 33-1721/2023
Министерство финансов РА
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Аутлев Шумаф Вячеславович
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
22.06.2023Передача дела судье
07.07.2023Судебное заседание
18.07.2023Судебное заседание
29.09.2023Производство по делу возобновлено
13.10.2023Судебное заседание
09.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2023Передано в экспедицию
13.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее