Дело № 2а-6092/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 октября 2019 года г. Калининград
Центральный районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи Епимахиной И.А.,
при секретаре Панфиловой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области к Резниковой Наталье Павловне о взыскании недоимки и пени по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 10 по Калининградской области обратилась в суд с названными выше административными исковыми требованиями, указав, что согласно сведениям, полученным от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставленным в налоговый орган в электронном виде, по состоянию на 01 января 2018 года за Резниковой Н.П. зарегистрированы следующие земельные участки с кадастровыми номерами: №, расположенные по адресу: Калининградская область, Правдинский район, < адрес >. Также за ФИО1 зарегистрирована квартира, расположенная по адресу: < адрес >. Налоговый орган должным образом уведомил налогоплательщика о подлежащей уплате сумме земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2014, 2015 год, который были исчислены согласно налоговым уведомлениям от 05 апреля 2015 года № 1370218, от 12 октября 2016 года № 144918634. В связи с выявленной недоимкой по уплате земельного налога Резниковой Н.П. было выставлено требование об уплате налога и пеней, которое в установленный срок исполнено не было. Кроме того, в связи с тем, что в установленные НК РФ сроки административным ответчиком земельный налог и налог на имущество физических лиц уплачен не был, налоговым органом в соответствии со ст.75 НК РФ были начислены пени в размере 314,71 рублей и 12,90 рублей соответственно. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, а также на положения НК РФ, налоговый орган просил суд, с учётом уточнения требований иска, о взыскании с Резниковой Н.П. задолженности по земельному налогу за 2014, 2015 год в размере 4806 рублей, пени в размере 293 рубля 53 копейки.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Требования иска не отозваны.
Административный ответчик Резникова Н.П. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом по адресу регистрации, с получением копии уточнённого иска – 01.10.2019. Предоставив суду письменные возражения на иск, указав в том числе на пропуск срока исковой давности..
Исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 ст.389 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон РФ от 09.12.1991 г. N 2003-1) налогоплательщиками данных налогов признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В силу ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Исходя из положений ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения, в том числе, признается расположенное в пределах муниципального образования жилое помещение (квартира, комната).
По смыслу требований ст.ст. 363 и 409 НК РФ, в редакции, действовавшей в рассматриваемый период правоотношений (2014 г.), срок уплаты транспортного налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, установлен не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании внесенных Федеральным законом от 23.11.2015 N 320-ФЗ изменений в указанные статьи Налогового кодекса РФ, установлено, что налогоплательщики уплачивают налог на имущество в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (применимо к заявленным требованиям за 2015 г.).
Как установлено судом, не оспорено административным ответчиком, подтверждается материалами дела, в том числе представленным суду ответом филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области» в спорный налоговый период за Резниковой Н.П. были зарегистрированы земельные участки с кадастровыми номерами: №, расположенные по адресу: < адрес > 4/2.
Кроме того, в 2014-2015 году за Резниковой Н.П. была зарегистрирована квартира, расположенная по адресу: < адрес >, < адрес >.
Таким образом, в силу приведенных выше норм права административный ответчик являлась плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны, в том числе, соблюдать законодательство о налогах и сборах.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п.6 ст.45 НК РФ).
Статьей 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Из материалов дела следует, что в адрес Резниковой Н.П. было направлено налоговое уведомление № 1370218 от 05 апреля 2015 года о необходимости в срок до 01 октября 2015 года уплатить земельный налог в отношении вышеуказанных земельных участков в размере 824 рубля, 754 рубля, 620 рублей и 205 рублей, а также налог на имущество физических лиц в размере 166 рублей 53 копейки, а также налоговое уведомление № 144918634 от 12 октября 2016 года о необходимости уплаты в срок до 01 декабря 2016 года уплатить земельный налог в размере 824 рубля, 754 рубля, 620 рублей и 205 рублей, а также налог на имущество физических лиц в размере 127 рублей.
Кроме того, Резниковой Н.П. были направлены требования № 450769 по состоянию на 19 октября 2015 года, № 4050 по состоянию на 06 февраля 2017 года.
Однако обязанность по уплате налогов Резниковой Н.П. исполнена не была, что подтверждается данными налогового органа, с учётом уточнения требований, заблаговременно вручённых судом административному ответчику, имевшему достаточную возможность реализации своей обязанности по уплате установленных налогов и сборов до даты постановки судебного решения, в добровольном порядке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 3 статьи 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела 08 декабря 2017 года мировым судьей 1-го судебного участка Центрального района г.Калининграда по заявлению МРИ ФНС № 10 по Калининградской области был отменен вынесенный 18 августа 2017 года судебный приказ о взыскании с Резниковой Н.П. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 293,53 рубля, пени в размере 12,90 рублей, по земельному налогу с физических лиц за 2015 года в размере 4806 рублей, пени в размере 314,71 рублей, на общую сумму 5427,14 рублей.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Рассматриваемый административный иск был направлен в суд 29 мая 2018 года. Таким образом, сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены.
Мнение административного ответчика, высказанное ранее, о применении к рассматриваемым требованиям о взыскании недоимки и пени по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2014 год положений Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", является ошибочным, основано на неправильном толковании положений указанного Федерального закона.
Так, в соответствии со статьей 12 названного Федерального закона признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года.
Тогда как за налоговый период 2014 установлен срок уплаты по транспортному налогу - до 01 октября 2015 года, то есть он не входит в период, установленный в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ, для признания задолженности безнадежной.
В связи с вышеизложенным, признавая расчет задолженности обоснованным, административным ответчиком по сути не оспоренным, суд находит требования административного истца о взыскании с Резниковой Н.П. уточнённого размера задолженности по уточнённому имуществу, в указываемые периоды законным и обоснованным, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая, что федеральные налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с положениями п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, суд, с учетом приведенной выше нормы процессуального права, полагает необходимым возложить данную обязанность на административного ответчика и взыскать с Резниковой Н.П. государственную пошлину в размере 400 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
1.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
2. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 10 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░:
- ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014, 2015 ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 4806 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░ 2014 ░░░ – 2403 ░░░░░, ░░ 2015 ░░░ – 2403 ░░░░░;
- ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ – 293 ░░░░░ 53 ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2014 ░░░ – 166 ░░░░░░ 53 ░░░░░░░, ░░ 2015 ░░░ – 127 ░░░░░░.
3 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░