Решение по делу № 33-1134/2019 от 01.04.2019

Судья – Арзуманова Т.А.                      Дело № 2-1047-33-1134/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 мая 2019 года                                                           Великий Новгород

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего Бобряшовой Л.П.,

судей Котовой М.А.     и Ребровой И.В.,

при секретаре Гроцер Н.А.,

с участием прокурора Степановой Е.И., истца Григорьева А.В. и его представителя Пурышева А.Ю., представителя ответчика Корбан Е.С., третьего лица Григорьевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Великого Новгорода на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 04 февраля 2019 года по иску прокурора Великого Новгорода в интересах Григорьева А.В. к Администрации Великого Новгорода об обязании предоставить жилое помещение,

    У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Великого Новгорода в интересах Григорьева А.В. обратился в суд с иском к Администрации Великого Новгорода об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке с учетом права на дополнительную жилую площадь, указав в обоснование, что Григорьев А.В. проживает в доме <...>, жилых помещений в собственности не имеет. Григорьев А.В. является инвалидом <...> группы по общему заболеванию, страдает тяжелой формой заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Григорьева А.В. и Григорьева Г.С.

Судом по делу принято вышеуказанное решение, которым иск прокурора Великого Новгорода удовлетворен, на Администрацию Великого Новгорода возложена обязанность предоставить Григорьеву А.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах Великого Новгорода общей площадью не менее 18 кв.м с учетом права Григорьева А.В. на дополнительную площадь.

В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить, указывая, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с действующим законодательством меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации. За исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации. Администрация право истца на обеспечение жилым помещением не оспаривала, в удовлетворении требований о постановке на учет в качестве нуждающегося не отказывала. Администрации финансовые средства на обеспечение жилыми помещениями лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, не выделялись. В силу отсутствия свободных жилых помещений и недостаточности финансирования Администрация не имеет возможности немедленно предоставлять гражданам указанной категории жилые помещения, в связи с чем формируется и ведется список и учетные дела граждан, имеющих право на получение жилых помещений вне очереди. На основании изложенного, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

В представленных возражениях на апелляционную жалобу участвовавший в деле прокурор выражает несогласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, полагает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

В соответствии с ч.1 ст. 327, ч.3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.

Приказом Минздрава России от 29.11.2012 года №987н утвержден «Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Лица, страдающие заболеваниями из утвержденного Перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.

Приказом Минздрава России от 30.11.2012 года №991н утвержден «Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».

Судом установлено и следует из материалов дела, что Григорьев А.В. является инвалидом <...> группы бессрочно, страдает тяжелой формой хронического заболевания <...>, включенного в «Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», утвержденный Приказом Минздрава России от 29.11.2012 года №987н, а также в «Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», утвержденный приказом Минздрава России от 30.11.2012 года №991и.

Данные обстоятельства подтверждаются заключением врачебной комиссии ГОБУЗ «Новгородский клинический специализированный центр психиатрии» №128 от 30.01.2019 года и ответом этого медицинского учреждения от 29.01.2019 года за исх.№287 на запрос суда.

Григорьев А.В. зарегистрирован по месту жительства и проживает в доме <...> на основании договора социального найма жилого помещения №436 от 16.11.2015 года. Совместно с ним зарегистрированы и проживают его мать Григорьева Г.С. и сестра Григорьева А.В.

Дом имеет общую площадь 41,6 кв. м, то есть по 13,86 кв. м (41,6 кв. м : 3 чел. = 13,86 кв. м) на человека, что ниже учетной нормы площади жилого помещения в Великом Новгороде 14 кв. м, утвержденной Решением Думы Великого Новгорода от 26.05.2005 года №132 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения».

Кроме того, постановлением Администрации Великого Новгорода от 04.09.2018 года №4033 вышеуказанный жилой дом признан непригодным для проживания.

Как следует из сведений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, у Григорьева А.В. не имеется в собственности жилых помещений.

Постановлением Администрации Великого Новгорода от 15.11.2018 №5139 Григорьев А.В. признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

16 ноября 2018 года Григорьев А.В. уведомлен Управлением по жилищным вопросам Администрации Великого Новгорода о включении его в список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилой площади в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе судебного разбирательства установлен факт наличия у истца заболевания, дающего ему право на внеочередное получение жилой площади. Администрации Великого Новгорода предоставлены все документы, подтверждающие право Григорьева А.В. на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, однако таким жилым помещением истец до настоящего времени ответчиком не обеспечен.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что исполнение обязанности по предоставлению гражданам, имеющим заболевания, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не относится к полномочиям органов местного самоуправления, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.

В соответствии с пунктами 3 и 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В согласовании с изложенными нормами находится и часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающая, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации установлен порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в Перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, в связи с чем Григорьев А.В., в том числе и как малоимущий, не может быть лишен права быть обеспеченным жилым помещением в том порядке, который гарантирован федеральным законодателем, то есть на предоставление ему жилого помещения муниципального жилищного фонда.

При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 2.2 Определения от 17 декабря 2009 года № 1563-О-О, содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, является в силу совокупности условий, содержащихся в Конституции Российской Федерации (статья 12, 40, 130 (часть 1), 132 (часть 1)), Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (включая статьи 2, 14, 16, 50), Жилищном кодексе Российской Федерации (статьи 14, 19, 49, 51, 57), полномочием органа местного самоуправления.

Иной порядок обеспечения малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, действующим законодательством не определен.

Предметом данного гражданского спора является предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, которое отнесено федеральным законодателем для категории малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, страдающих тяжелыми видами хронических заболеваний, к полномочиям органа местного самоуправления. При этом для правильного разрешения данного спора с участием физического лица не имеет правового значения источник финансирования расходных обязательств соответствующего бюджета.

Исходя из изложенного, Администрация Великого Новгорода является надлежащим ответчиком по заявленному истцом требованию об обеспечении вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Таким образом, обжалуемое решение суда судебная коллегия находит законным, обоснованным.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Новгородского районного суда Новгородской области 04 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Великого Новгорода – без удовлетворения.

Председательствующий:                Л.П. Бобряшова

Судьи:                            М.А. Котова

                                                                                 И.В. Реброва

33-1134/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Григорьев Алексей Васильевич
Прокурор Великого Новгорода
Ответчики
Администрация Великого Новгорода
Суд
Новгородский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nvg.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
18.08.2020Судебное заседание
18.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2020Передано в экспедицию
07.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее