Решение по делу № 2-668/2022 (2-6490/2021;) от 25.10.2021

Мотивированное решение изготовлено 03 марта 2022 года

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № ******

в производстве Октябрьского районного суда <адрес>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Бабкиной Н.А., при секретаре ФИО6, с участием представителя ответчика ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Центрального», Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ :

ФИО3 обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что является дочерью ФИО7, который проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приказом КВ СибВО № ****** от ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас по п.п. «б» п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта. На момент увольнения ФИО7 состоял в должности начальника службы радиационной химической и биологической защиты. Общая выслуга военной службы в календарном исчислении составила более 23 лет. ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умер. С учетом статуса, основания увольнения и выслуги лет военной службы ФИО7 имел право на жилищное обеспечение по линии Министерства обороны Российской Федерации. Решением Юргинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № ****** ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходящаяся ФИО7 внучкой, а истцу дочерью, признана членом семьи ФИО7 В нарушение положений действующих нормативных правовых актов ФИО7 при жизни, а истец со своей дочерью после его смерти, не были обеспечены жильем по избранному месту жительства после увольнения отца истца с военной службы. Полагает, что в соответствии с положениями п. 1 ст. 15, пп. 3.1. ст. 24, п. 4 ст. 24 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» предусмотрено право ее и дочери на предоставление жилого помещения после смерти отца. В период прохождения службы ДД.ММ.ГГГГ ее отцу ФИО7 КЭЧ <адрес> по договору найма жилого помещения на основании ордера № ****** от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 72 кв.м., жилой площадью 40,8 кв.м., на состав семьи из трех человек, включая супругу ФИО9, дочь ФИО14 (ранее Березу) Е.С. ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Юргинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прекращен брак между родителями истца. После смерти отца указанное жилое помещение было предоставлено Министерством обороны РФ матери истца ФИО9 на основании договора социального найма жилого помещения № ******/п от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Правительства РФ № ******-р от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ» военный городок № ******, на территории которого находится указанное жилое помещение, был исключен из перечня закрытых военных городков и стал открытым. Решением Юргинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № ****** за матерью истца ФИО9, непосредственно истцом и ее дочерью ФИО8 в равных долях в порядке приватизации признано право собственности на жилое помещение: квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Вместе с тем, действующее законодательство не исключает возможность повторного обеспечения жильем военнослужащих, которые ранее реализовали право на получение жилого помещения. После смерти ФИО7, с момента переоформления договора найма жилого помещения мать истца ФИО9 реализовала свое право на обеспечение ее жильем в порядке приватизации, так как ДД.ММ.ГГГГ ее брак с ФИО7 был прекращен. На момент заключения договора социального найма жилого помещения № ******/п от ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны РФ и ее матерью, последняя членом семьи военнослужащего (отца истца) не являлась. Таким образом, за членами семьи военнослужащего ФИО7 – истцом и ее дочерью на момент его смерти сохранялось право на улучшение жилищных условий. В связи с чем полагает, что вместе со своей дочерью имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства как члены семьи умершего военнослужащего. Просит признать за ней право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, по избранному месту жительства в <адрес> края на состав семьи из двух человек ФИО3, ФИО8 за счет Министерства обороны РФ, обязать ответчиков в течение 30-ти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, по избранному месту жительства в <адрес> края на состав семьи из двух человек ФИО3, ФИО8 за счет Министерства обороны РФ.

В судебное заседание истец не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, об отложении слушания по делу не заявила, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, настаивает на удовлетворении иска по приведенным в исковом заявлении доводам.

Представитель ответчика ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Центрального» ФИО10 в судебном заседании исковые требования не признал, в обоснование возражений по иску пояснил, что истец не обращалась с заявлением о постановке на учет в уполномоченный орган в установленном законом порядке, в виду чего отсутствуют основания полагать о нарушении ее прав. При таких обстоятельствах предъявление иска в суд является преждевременным. По представленным истцом в суд данным, в ноябре 2008 г. был заключен договор социального найма с бывшей женой и членами семьи военнослужащего - дочерью и внучкой, после чего предоставленное в период прохождения ФИО7 жилое помещение было ими приватизировано. С учетом имеющихся сведения о площади принадлежащего истцу и членам ее семьи жилого помещения, она обеспечена жильем свыше установленной законом нормы предоставления, то есть не является нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Представители ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, третьего лица Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили, возражений по иску не представили.

Информация о времени и месте рассмотрения дела также размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда <адрес> в сети Интернет: https://oktiabrsky--svd.sudrf.ru.

Заслушав представителя ответчика, исследовав доводы иска, письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих» в редакции, действующей на момент увольнения ФИО7, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что ФИО7 проходил службу в Вооруженных Силах РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией военного билета.

Согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ истец Береза (ныне ФИО14) Е.С. является дочерью ФИО7

ДД.ММ.ГГГГ прекращен брак между ФИО7 и ФИО9, что следует из копии свидетельства о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из справки о заключении брака № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, выданной органом ЗАГС <адрес> и <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ истцом ФИО14 (добрачная фамилия Береза) Е.С. заключен брак с ФИО11

От данного брака истец ФИО3 имеет дочь ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копией свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Юргинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № ****** удовлетворен иск ФИО7 к КЭЧ <адрес> о признании ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, членом семьи ФИО7

ДД.ММ.ГГГГ данный брак прекращен, что подтверждается копией свидетельства о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ.

Сторонами не оспаривается, что в период прохождения ФИО7 военной службы ему по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в доме КЭЧ <адрес> на основании ордера № ****** от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена трехкомнатная квартира, жилой площадью 40,8 кв.м., общей площадью 72 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается копией данного договора и паспортом жилого помещения.

После увольнения с военной службы ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ умер, что следует из копии свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Предоставленное военнослужащему ФИО7 жилое помещение по вышеуказанному адресу было передано ФИО9 и членам семьи военнослужащего ФИО3 (истцу по настоящему делу), ФИО8 по договору социального найма № ******/п от ДД.ММ.ГГГГ в бессрочное владение и пользование.

Решением Юргинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № ****** по иску ФИО9, ФИО3, действующей за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО8, к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и вступившим в законную силу, признано за ФИО9, ФИО3, ФИО8 в равных долях в порядке приватизации право собственности на данную квартиру по адресу: <адрес>.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Исходя из предоставленных сведений, истец обеспечена жилым помещением свыше установленной нормы.

В силу п. 4 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции, действующей на момент смерти уволенного с военной службы ФИО7, за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилого помещения. При этом жилое помещение указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке. Право на получение жилых помещений не распространяется на членов семей военнослужащих-граждан, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.

В соответствии с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», действующей на момент рассмотрения спора по настоящему делу, членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти). При этом указанным лицам денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с настоящим Федеральным законом во внеочередном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников Федеральных органов исполнительной власти» на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника).

В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» даны разъяснения, согласно которым при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу пункта 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

Таким образом, для получения жилья на основании ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» членами семьи военнослужащего, необходимо наличие оснований для признания самого военнослужащего при жизни нуждающимся в жилом помещении. Из этого следует, что право на получение жилого помещения по договору социального найма истец могла приобрести при условии, если такое право могло быть признано за военнослужащим, дочерью которого она являлась, до его гибели (смерти).

Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения их в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с действующим на момент увольнения ФИО7 порядком обеспечения военнослужащих, уволенных с действительной военной службы, жилыми помещениями, установленным п. 2 Постановления ЦК КПСС и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № ******, военнослужащим, уволенным с военной службы, для обеспечения жилой площадью надлежало обращаться в исполкомы ФИО12 депутатов трудящихся (при условии предъявления соответствующего удостоверения и справки, подтверждающей наличие 20 лет календарной продолжительности военной службы), на которые, в свою очередь, возлагалась обязанность по обеспечению указанной категории граждан жильем в трехмесячный срок, со дня прибытия на избранное место жительства.

Военнослужащему, уволенному с воинской службы в отставку, выдавалось удостоверение о праве на льготы, предусмотренные Постановлениями ЦК КПСС и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № ******, от ДД.ММ.ГГГГ № ****** и постановлениями ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № ******, для предъявления в районный военный комиссариат и райисполком для постановки на учет по льготной очереди.

Кроме того, согласно п. 12 Положения «О порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте», утвержденного Приказом ФИО4 обороны ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» военнослужащие, уволенные в запас или в отставку, по избранному при увольнении месту жительства обеспечиваются жилой площадью исполкомами ФИО12 депутатов трудящихся в порядке, установленном ФИО1.

В дополнение к вышеуказанному Постановлению ЦК КПСС и ФИО1 № ******, Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденным постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № ******, военнослужащие, уволенные с военной службы, обеспечивались жилой площадью для постоянного проживания по избранному месту жительства исполнительными комитетами ФИО12 народных депутатов.

На жилищные комиссии войсковых частей, на основании п. 46, 47, а также Приложения № ****** приказа ФИО4 обороны ФИО1 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военном - Морском Флоте» от ДД.ММ.ГГГГ № ******, в рамках осуществляемых полномочий, возлагались обязанности по признанию нуждающимися в жилой площади военнослужащих (действующих), рабочих и служащих Советской Армии и Военно – Морского Флота. Таким образом, жилищные комиссии не обладали полномочиями по признанию нуждающимися граждан, уволенных с военной службы, и не вели соответствующий учет.

С момента вступления в силу Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № ****** обязанность ведения учета нуждающихся в жилье была возложена на органы местного самоуправления, а именно на местные администрации (ст. 62).

В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса ФИО2, действующего на момент увольнения истца с военной службы, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО12 народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых ФИО1 и ФИО2, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством ФИО2.

Исходя из приведенных норм, признание права на обеспечение жилым помещением предполагает соблюдение определенных условий, установленных законом, а также соблюдение определенного порядка признания нуждающимся, а также совершение определенных действий со стороны заявителя.

Учитывая содержание вышеперечисленных нормативных актов, реализация права на обеспечение жильем военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил, возможна исключительно при наличии статуса нуждающегося в получении жилья, с учетом соблюдения установленного порядка по постановке на соответствующий учет нуждающихся. При этом, помимо соответствующей продолжительности военной службы и основания увольнения, военнослужащему для целей реализации права на жилье необходимо было к моменту увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилья.

Обязанность по обеспечению жильем военнослужащих, уволенных с военной службы, до ДД.ММ.ГГГГ возлагалась на органы местного самоуправления.

Федеральным законом N 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившим в действие с ДД.ММ.ГГГГ, в ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" были внесены изменения, согласно которым жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих - граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба; обеспечение жильем военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению с военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти; обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Истцом подобных доказательств обращения ФИО7 в органы местного самоуправления по месту жительства и признания его нуждающимся в предоставлении жилья также, вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, не предоставлено.

На основании вышеизложенного как на момент увольнения с военной службы, так и на момент смерти ФИО7 и члены его семьи были обеспечены жилым помещением по месту прохождения военной службы в установленном законом порядке и в соответствии с нормами предоставления жилой площади. При разрешении спора по существу истцом не представлено данных, с достоверностью свидетельствующих о том, что ФИО7 являлся нуждающимся в жилом помещении на момент увольнения и был признан таковым.

Доказательств обращения ФИО7, а после его смерти членов семьи, в адрес уполномоченного органа, не представлено.

Вместе с тем, из содержания ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», как и ранее действующих норм аналогичного содержания, следует, что предоставляемые Федеральным законом государственные гарантии по обеспечению жилыми помещениями из фондов Министерства обороны Российской Федерации распространяются только на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и совместно проживающих с ними членов их семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

По смыслу вышеприведенных положений закона следует, что нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас с последующим исключением из списков личного состава воинской части до постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в органе исполнительной власти, обязанность по обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы положениям действующей редакции ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которой предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение военнослужащим.

Утрата истцом статуса военнослужащего исключает по ранее изложенным доводам признание лица нуждающимся органом военного управления и постановку на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Таким образом, право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено ФИО7, производными от прав которого являются права истца, только в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.

В свою очередь, истцом не были представлены доказательства, что до увольнения с военной службы ФИО7 обращался в установленном порядке по вопросу признания его нуждающимся в жилом помещении и данный вопрос рассматривался жилищной комиссией. Доказательств обращения ФИО7 с необходимым пакетом документов к уполномоченному лицу о признании его нуждающимся в жилом помещении, признания его с составом семьи, в том числе истца, нуждающимися в жилом помещении и включения в списки очередников, суду не представлено (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с чем невозможно сделать вывод о нуждаемости в жилом помещении на момент увольнения с военной службы, с учетом прав его и членов семьи, при этом данное решение могло быть принято лишь уполномоченным на то органом. Сведений о том, что сам ФИО7 при жизни (в течение длительного периода времени после увольнения) обращался по вопросу нарушения его права на жилищное обеспечение и постановки на соответствующий учет), также не представлено. Соответственно, и на истца не распространяются гарантии по обеспечению военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями.

При этом, не представлено доказательств обращения ФИО3 в адрес ответчика, являющегося уполномоченным органом, с соответствующим заявлением, вместе с тем при соблюдении установленного порядка обращения и предоставления необходимого пакета документов именно данному органу предоставлено право по рассмотрению вопроса о признании нуждающимся в жилом помещении и постановки на соответствующий учет военнослужащего либо признании права члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего на жилищное обеспечение во внеочередном порядке. На указанный орган военного управления возложена обязанность проверки представленных заявителем материалов на предмет установления оснований жилищного обеспечения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд вправе обратиться заинтересованное лицо, право которого нарушены, либо имеются основания полагать об угрозе нарушения прав.

Следовательно, на момент рассмотрения спора по настоящему делу со стороны ответчика отсутствует нарушение прав истца, как и оснований для обращения в суд.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных ФИО3 исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении иска ФИО3 отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья Н.А. Бабкина

Мотивированное решение изготовлено 03 марта 2022 года

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № ******

в производстве Октябрьского районного суда <адрес>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Бабкиной Н.А., при секретаре ФИО6, с участием представителя ответчика ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Центрального», Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ :

ФИО3 обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что является дочерью ФИО7, который проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приказом КВ СибВО № ****** от ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас по п.п. «б» п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта. На момент увольнения ФИО7 состоял в должности начальника службы радиационной химической и биологической защиты. Общая выслуга военной службы в календарном исчислении составила более 23 лет. ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умер. С учетом статуса, основания увольнения и выслуги лет военной службы ФИО7 имел право на жилищное обеспечение по линии Министерства обороны Российской Федерации. Решением Юргинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № ****** ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходящаяся ФИО7 внучкой, а истцу дочерью, признана членом семьи ФИО7 В нарушение положений действующих нормативных правовых актов ФИО7 при жизни, а истец со своей дочерью после его смерти, не были обеспечены жильем по избранному месту жительства после увольнения отца истца с военной службы. Полагает, что в соответствии с положениями п. 1 ст. 15, пп. 3.1. ст. 24, п. 4 ст. 24 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» предусмотрено право ее и дочери на предоставление жилого помещения после смерти отца. В период прохождения службы ДД.ММ.ГГГГ ее отцу ФИО7 КЭЧ <адрес> по договору найма жилого помещения на основании ордера № ****** от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 72 кв.м., жилой площадью 40,8 кв.м., на состав семьи из трех человек, включая супругу ФИО9, дочь ФИО14 (ранее Березу) Е.С. ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Юргинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прекращен брак между родителями истца. После смерти отца указанное жилое помещение было предоставлено Министерством обороны РФ матери истца ФИО9 на основании договора социального найма жилого помещения № ******/п от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Правительства РФ № ******-р от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ» военный городок № ******, на территории которого находится указанное жилое помещение, был исключен из перечня закрытых военных городков и стал открытым. Решением Юргинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № ****** за матерью истца ФИО9, непосредственно истцом и ее дочерью ФИО8 в равных долях в порядке приватизации признано право собственности на жилое помещение: квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Вместе с тем, действующее законодательство не исключает возможность повторного обеспечения жильем военнослужащих, которые ранее реализовали право на получение жилого помещения. После смерти ФИО7, с момента переоформления договора найма жилого помещения мать истца ФИО9 реализовала свое право на обеспечение ее жильем в порядке приватизации, так как ДД.ММ.ГГГГ ее брак с ФИО7 был прекращен. На момент заключения договора социального найма жилого помещения № ******/п от ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны РФ и ее матерью, последняя членом семьи военнослужащего (отца истца) не являлась. Таким образом, за членами семьи военнослужащего ФИО7 – истцом и ее дочерью на момент его смерти сохранялось право на улучшение жилищных условий. В связи с чем полагает, что вместе со своей дочерью имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства как члены семьи умершего военнослужащего. Просит признать за ней право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, по избранному месту жительства в <адрес> края на состав семьи из двух человек ФИО3, ФИО8 за счет Министерства обороны РФ, обязать ответчиков в течение 30-ти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, по избранному месту жительства в <адрес> края на состав семьи из двух человек ФИО3, ФИО8 за счет Министерства обороны РФ.

В судебное заседание истец не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, об отложении слушания по делу не заявила, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, настаивает на удовлетворении иска по приведенным в исковом заявлении доводам.

Представитель ответчика ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Центрального» ФИО10 в судебном заседании исковые требования не признал, в обоснование возражений по иску пояснил, что истец не обращалась с заявлением о постановке на учет в уполномоченный орган в установленном законом порядке, в виду чего отсутствуют основания полагать о нарушении ее прав. При таких обстоятельствах предъявление иска в суд является преждевременным. По представленным истцом в суд данным, в ноябре 2008 г. был заключен договор социального найма с бывшей женой и членами семьи военнослужащего - дочерью и внучкой, после чего предоставленное в период прохождения ФИО7 жилое помещение было ими приватизировано. С учетом имеющихся сведения о площади принадлежащего истцу и членам ее семьи жилого помещения, она обеспечена жильем свыше установленной законом нормы предоставления, то есть не является нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Представители ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, третьего лица Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили, возражений по иску не представили.

Информация о времени и месте рассмотрения дела также размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда <адрес> в сети Интернет: https://oktiabrsky--svd.sudrf.ru.

Заслушав представителя ответчика, исследовав доводы иска, письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих» в редакции, действующей на момент увольнения ФИО7, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что ФИО7 проходил службу в Вооруженных Силах РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией военного билета.

Согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ истец Береза (ныне ФИО14) Е.С. является дочерью ФИО7

ДД.ММ.ГГГГ прекращен брак между ФИО7 и ФИО9, что следует из копии свидетельства о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из справки о заключении брака № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, выданной органом ЗАГС <адрес> и <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ истцом ФИО14 (добрачная фамилия Береза) Е.С. заключен брак с ФИО11

От данного брака истец ФИО3 имеет дочь ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копией свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Юргинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № ****** удовлетворен иск ФИО7 к КЭЧ <адрес> о признании ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, членом семьи ФИО7

ДД.ММ.ГГГГ данный брак прекращен, что подтверждается копией свидетельства о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ.

Сторонами не оспаривается, что в период прохождения ФИО7 военной службы ему по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в доме КЭЧ <адрес> на основании ордера № ****** от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена трехкомнатная квартира, жилой площадью 40,8 кв.м., общей площадью 72 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается копией данного договора и паспортом жилого помещения.

После увольнения с военной службы ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ умер, что следует из копии свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Предоставленное военнослужащему ФИО7 жилое помещение по вышеуказанному адресу было передано ФИО9 и членам семьи военнослужащего ФИО3 (истцу по настоящему делу), ФИО8 по договору социального найма № ******/п от ДД.ММ.ГГГГ в бессрочное владение и пользование.

Решением Юргинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № ****** по иску ФИО9, ФИО3, действующей за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО8, к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и вступившим в законную силу, признано за ФИО9, ФИО3, ФИО8 в равных долях в порядке приватизации право собственности на данную квартиру по адресу: <адрес>.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Исходя из предоставленных сведений, истец обеспечена жилым помещением свыше установленной нормы.

В силу п. 4 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции, действующей на момент смерти уволенного с военной службы ФИО7, за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилого помещения. При этом жилое помещение указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке. Право на получение жилых помещений не распространяется на членов семей военнослужащих-граждан, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.

В соответствии с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», действующей на момент рассмотрения спора по настоящему делу, членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти). При этом указанным лицам денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с настоящим Федеральным законом во внеочередном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников Федеральных органов исполнительной власти» на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника).

В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» даны разъяснения, согласно которым при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу пункта 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

Таким образом, для получения жилья на основании ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» членами семьи военнослужащего, необходимо наличие оснований для признания самого военнослужащего при жизни нуждающимся в жилом помещении. Из этого следует, что право на получение жилого помещения по договору социального найма истец могла приобрести при условии, если такое право могло быть признано за военнослужащим, дочерью которого она являлась, до его гибели (смерти).

Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения их в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с действующим на момент увольнения ФИО7 порядком обеспечения военнослужащих, уволенных с действительной военной службы, жилыми помещениями, установленным п. 2 Постановления ЦК КПСС и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № ******, военнослужащим, уволенным с военной службы, для обеспечения жилой площадью надлежало обращаться в исполкомы ФИО12 депутатов трудящихся (при условии предъявления соответствующего удостоверения и справки, подтверждающей наличие 20 лет календарной продолжительности военной службы), на которые, в свою очередь, возлагалась обязанность по обеспечению указанной категории граждан жильем в трехмесячный срок, со дня прибытия на избранное место жительства.

Военнослужащему, уволенному с воинской службы в отставку, выдавалось удостоверение о праве на льготы, предусмотренные Постановлениями ЦК КПСС и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № ******, от ДД.ММ.ГГГГ № ****** и постановлениями ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № ******, для предъявления в районный военный комиссариат и райисполком для постановки на учет по льготной очереди.

Кроме того, согласно п. 12 Положения «О порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте», утвержденного Приказом ФИО4 обороны ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» военнослужащие, уволенные в запас или в отставку, по избранному при увольнении месту жительства обеспечиваются жилой площадью исполкомами ФИО12 депутатов трудящихся в порядке, установленном ФИО1.

В дополнение к вышеуказанному Постановлению ЦК КПСС и ФИО1 № ******, Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденным постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № ******, военнослужащие, уволенные с военной службы, обеспечивались жилой площадью для постоянного проживания по избранному месту жительства исполнительными комитетами ФИО12 народных депутатов.

На жилищные комиссии войсковых частей, на основании п. 46, 47, а также Приложения № ****** приказа ФИО4 обороны ФИО1 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военном - Морском Флоте» от ДД.ММ.ГГГГ № ******, в рамках осуществляемых полномочий, возлагались обязанности по признанию нуждающимися в жилой площади военнослужащих (действующих), рабочих и служащих Советской Армии и Военно – Морского Флота. Таким образом, жилищные комиссии не обладали полномочиями по признанию нуждающимися граждан, уволенных с военной службы, и не вели соответствующий учет.

С момента вступления в силу Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № ****** обязанность ведения учета нуждающихся в жилье была возложена на органы местного самоуправления, а именно на местные администрации (ст. 62).

В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса ФИО2, действующего на момент увольнения истца с военной службы, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО12 народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых ФИО1 и ФИО2, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством ФИО2.

Исходя из приведенных норм, признание права на обеспечение жилым помещением предполагает соблюдение определенных условий, установленных законом, а также соблюдение определенного порядка признания нуждающимся, а также совершение определенных действий со стороны заявителя.

Учитывая содержание вышеперечисленных нормативных актов, реализация права на обеспечение жильем военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил, возможна исключительно при наличии статуса нуждающегося в получении жилья, с учетом соблюдения установленного порядка по постановке на соответствующий учет нуждающихся. При этом, помимо соответствующей продолжительности военной службы и основания увольнения, военнослужащему для целей реализации права на жилье необходимо было к моменту увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилья.

Обязанность по обеспечению жильем военнослужащих, уволенных с военной службы, до ДД.ММ.ГГГГ возлагалась на органы местного самоуправления.

Федеральным законом N 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившим в действие с ДД.ММ.ГГГГ, в ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" были внесены изменения, согласно которым жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих - граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба; обеспечение жильем военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению с военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти; обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Истцом подобных доказательств обращения ФИО7 в органы местного самоуправления по месту жительства и признания его нуждающимся в предоставлении жилья также, вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, не предоставлено.

На основании вышеизложенного как на момент увольнения с военной службы, так и на момент смерти ФИО7 и члены его семьи были обеспечены жилым помещением по месту прохождения военной службы в установленном законом порядке и в соответствии с нормами предоставления жилой площади. При разрешении спора по существу истцом не представлено данных, с достоверностью свидетельствующих о том, что ФИО7 являлся нуждающимся в жилом помещении на момент увольнения и был признан таковым.

Доказательств обращения ФИО7, а после его смерти членов семьи, в адрес уполномоченного органа, не представлено.

Вместе с тем, из содержания ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», как и ранее действующих норм аналогичного содержания, следует, что предоставляемые Федеральным законом государственные гарантии по обеспечению жилыми помещениями из фондов Министерства обороны Российской Федерации распространяются только на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и совместно проживающих с ними членов их семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

По смыслу вышеприведенных положений закона следует, что нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас с последующим исключением из списков личного состава воинской части до постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в органе исполнительной власти, обязанность по обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы положениям действующей редакции ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которой предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение военнослужащим.

Утрата истцом статуса военнослужащего исключает по ранее изложенным доводам признание лица нуждающимся органом военного управления и постановку на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Таким образом, право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено ФИО7, производными от прав которого являются права истца, только в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.

В свою очередь, истцом не были представлены доказательства, что до увольнения с военной службы ФИО7 обращался в установленном порядке по вопросу признания его нуждающимся в жилом помещении и данный вопрос рассматривался жилищной комиссией. Доказательств обращения ФИО7 с необходимым пакетом документов к уполномоченному лицу о признании его нуждающимся в жилом помещении, признания его с составом семьи, в том числе истца, нуждающимися в жилом помещении и включения в списки очередников, суду не представлено (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с чем невозможно сделать вывод о нуждаемости в жилом помещении на момент увольнения с военной службы, с учетом прав его и членов семьи, при этом данное решение могло быть принято лишь уполномоченным на то органом. Сведений о том, что сам ФИО7 при жизни (в течение длительного периода времени после увольнения) обращался по вопросу нарушения его права на жилищное обеспечение и постановки на соответствующий учет), также не представлено. Соответственно, и на истца не распространяются гарантии по обеспечению военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями.

При этом, не представлено доказательств обращения ФИО3 в адрес ответчика, являющегося уполномоченным органом, с соответствующим заявлением, вместе с тем при соблюдении установленного порядка обращения и предоставления необходимого пакета документов именно данному органу предоставлено право по рассмотрению вопроса о признании нуждающимся в жилом помещении и постановки на соответствующий учет военнослужащего либо признании права члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего на жилищное обеспечение во внеочередном порядке. На указанный орган военного управления возложена обязанность проверки представленных заявителем материалов на предмет установления оснований жилищного обеспечения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд вправе обратиться заинтересованное лицо, право которого нарушены, либо имеются основания полагать об угрозе нарушения прав.

Следовательно, на момент рассмотрения спора по настоящему делу со стороны ответчика отсутствует нарушение прав истца, как и оснований для обращения в суд.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных ФИО3 исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении иска ФИО3 отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья Н.А. Бабкина

2-668/2022 (2-6490/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бузина Екатерина Сергеевна
Ответчики
Департамент Жилищного обеспечения МО РФ
ФГАУ "ЦУЖСИ" МО РФ Фиолиал "Центральный"
Другие
Министерство Обороны РФ
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Бабкина Надежда Александровна
Дело на сайте суда
oktiabrsky.svd.sudrf.ru
25.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2021Передача материалов судье
01.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.01.2022Предварительное судебное заседание
24.02.2022Судебное заседание
03.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее