РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«25» декабря 2018 года МО, г. Жуковский
Жуковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Ковалёва Е.А.
при секретаре Камшилиной И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-13739/18 по административному исковому заявлению Парфенова А.В. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по городу Москве и Московской области о признании незаконными действия по отказу в удовлетворении заявления от 14.11.2017 года о предоставлении заверенных копий изъятых документов,
установил:
Парфенов А.В. обратился в суд с административным иском к Управлению ФСБ России по г. Москве и Московской области о признании незаконными действия по отказу в удовлетворении заявления от 14.11.2017 года о предоставлении заверенных копий изъятых документов.
В обоснование требований указал, что 13.12.2016 года сотрудниками УФСБ России по г. Москве и МО проводились оперативно-розыскные мероприятия в отношении ЗАО «Комплекс» в принадлежащем истцу нежилом офисном помещении. На момент ОРМ помещение арендовало ООО НПО «Эксперт Союз». В результате мероприятий были изъяты документы ООО НПО «Эксперт Союз», контрагентов указанного ООО, документов ИП Парфенов А.В., личных документов Парфенова А.В., а также членов его семьи, изъят ноутбук. Административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении заверенных копий изъятых в рамках ОРМ документов, в удовлетворении которого было отказано. Не согласившись с ответом, обратился в суд.
В судебном заседании административный истец и его представитель заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения заявления, представил письменные возражения (л.д.87-89), пояснил, что действия административного ответчика соответствуют ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материал дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что 13.12.2016 года на основании постановления заместителя начальника УФСБ России по г. Москве и МО (далее по тексту –Управление) от 07.12.2016 года по адресу: Московская область, г. Жуковский, <адрес> сотрудниками Управления проведены оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ). В ходе проведения ОРМ сотрудниками Управления изъяты документальные материалы в отношении ряда юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе Парфенова А.В. Изъятые документы внесены в протокол обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 13.12.2016 года, составленный сотрудниками Управления.
Парфенов А.В. обратился с заявлением к административному ответчику о предоставлении заверенных копий изъятых в рамках ОРМ документов. Согласно ответу от 21.12.2016 года в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на положение ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", так как предоставление копий документов может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
14 ноября 2017 года Парфенов А.В. повторно обратился в Управление с заявлением о предоставлении заверенных копий изъятых в рамках ОРМ документов.
Согласно ответу заместителя начальника Управления Колодкина А.М. от 26.01.2018 года №П-11558 (л.д. 52) изучение представленных материалов по обращению от 14.11.2017 года показало, что заявления аналогичного содержания ранее рассматривались в Управлении и заявителю даны письменные ответы по существу. Каких - либо новых доводов или обстоятельств заявителем не приводится, оснований для принятия мер со стороны Управления не имеется.
Исходя из смысла Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», его статей 1, 2 и 7, части второй статьи 8 и статьи 10, определяющих цели, задачи, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, и учитывая прямое предписание его статьи 15, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе изымать документы и (или) электронные носители информации, с помощью которых могут быть получены сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, а также сведения, способствующие решению иных задач, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.
В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы и (или) электронные носители информации, то изготавливаются копии документов, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, передаются лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе. В случае, если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. При копировании документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, должны обеспечиваться условия, исключающие возможность утраты или изменения документов и (или) информации. Не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
Согласно протокола опроса от 15 декабря 2016 года заместителя начальника отдела предпроверочного анализа и истребования документов МРИ ФНС России № 1 по Московской области Рамазанова Р.Н., выдача заверенных копий изъятых, в том числе у Парфенова А.В., документальных материалов будет способствовать продолжению совершения противоправной деятельности, препятствовать налоговому контролю и проведению оперативно-розыскных мероприятий.
При таких обстоятельствах, отказ должностного лица в выдаче копий изъятых в ходе ОРМ документов соответствует требованиям Федерального закона от 12 августа 1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», являлся законным и обоснованным.
Кроме того, суд принимает во внимание, что постановлением о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд заместителя начальника Управления Колодкина А.М. от 05.12.2018 года истребуемые административным истцом документы переданы 06.12.2018 года в Следственный отдел по г.о. Жуковский ГСУ Следственного комитета России по Московской области.
С учетом изложенного суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку в судебном заседании не были установлены незаконность действий, бездействие, незаконность оспариваемого решения - ответа и нарушение прав административного истца Парфенова А.В.
Руководствуясь статьями 175 - 177, 180, 226 - 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Парфенова А.В. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по городу Москве и Московской области о признании незаконными действия по отказу в удовлетворении заявления от 14.11.2017 года о предоставлении заверенных копий изъятых документов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке в Московский областной суд через Жуковский городской суд.
Судья Е.А. Ковалёв
Мотивированное решение изготовлено 26.12.2018 г.
Судья Е.А. Ковалёв