ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УИД 04RS0008-01-2020-001714-26
судья Минеева С.И.
дело поступило 02.04.2021 г. № 33-1436/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
31 мая 2021 г. г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Хаыковой И.К., Богдановой И.Ю. при секретаре Цыденжаповой Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бурлаковой Е.Ф. к администрации муниципального образования сельского поселения «Старо-Брянское» Заиграевского района Республики Бурятия, комиссии по установлению муниципального стажа при администрации муниципального образования сельского поселения «Старо-Брянское» Заиграевского района Республики Бурятия о признании незаконным решения по установлению муниципального стажа, включении в стаж муниципальной службы периодов работы, обязании установить ежемесячную доплату к пенсии за выслугу лет
по апелляционной жалобе Бурлаковой Е.Ф. на решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 16 февраля 2021 г. (с учетом определения суда от 2 марта 2021 г. об исправлении описки), которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Хаыковой И.К., выслушав объяснения Бурлаковой Е.Ф., представителя администрации муниципального образования сельского поселения «Старо-Брянское» Заиграевского района Республики Бурятия Игнатьевой С.И., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
обращаясь в суд с иском, Бурлакова Е.Ф. просила признать незаконным решение по установлению муниципального стажа, включить в стаж муниципальной службы отдельные периоды работы, обязать установить ежемесячную доплату к пенсии за выслугу лет, ссылаясь на то, что решением комиссии по установлению муниципального стажа при администрации муниципального образования сельского поселения «Старо-Брянское» Заиграевского района Республики Бурятия ей отказано в установлении ежемесячной доплаты к пенсии по выслуге лет в связи с муниципальной службой, с чем она не согласна, поскольку работала <...>, <...> Старо-Брянской сельской администрации и работа в данных должностях дает ей право на доплату к пенсии по выслуге лет.
В судебном заседании Бурлакова Е.Ф. поддержала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Глава МО СП «Старо-Брянское» Заиграевского района Республики Бурятия (далее – сельское поселение «Старо-Брянское») Игнатьева С.И. иск не признала и суду пояснила, что занимавшиеся Бурлаковой Е.Ф. должности не являлись должностями муниципальной службы.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении исковых требований, с которым Бурлакова Е.Ф. не согласилась, поставив в апелляционной жалобе вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что судом не приняты во внимание доказательства, подтверждающие ее стаж муниципальной службы.
В суде апелляционной инстанции Бурлакова Е.Ф. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Глава сельского поселения «Старо-Брянское» Игнатьева С.И. с доводами апелляционной жалобы не согласилась и просила оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что распоряжением председателя исполкома Старобрянского сельского совета № ... от ... Бурлакова Е.Ф. была принята на работу в качестве <...> на период декретного отпуска работника, начиная с ...
Согласно распоряжению главы Старобрянской сельской администрации от ... на основании решения № ... от .... «О совершенствовании структуры управления в районном, сельских, поселковых Советах народных депутатов» истец переведена на должность <...> с ...
В связи с реформой органов местного самоуправления в Российской Федерации распоряжением администрации сельского поселения «Старо-Брянское» от ... № ... Бурлакова Е.Ф. уволена с работы по сокращению штата работников организации на основании пункта 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ с ....
Из протокола заседания комиссии по установлению стажа муниципальной службы в муниципальном образовании сельского поселения «Старо-Брянское» от ... следует, что комиссией рассмотрен вопрос об установлении Бурлаковой Е.Ф. стажа муниципальной службы, дающего право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии, и принято решение об отказе во включении в стаж муниципальной службы, дающий право на назначение доплаты к страховой пенсии за выслугу лет, периода ее трудовой деятельности в связи с отсутствием документов, подтверждающих стаж муниципальной службы.
Разрешая заявленные Бурлаковой Е.Ф. исковые требования о признании незаконным решения комиссии по установлению стажа муниципальной службы, включении в стаж муниципальной службы периодов работы в качестве <...> и <...> Старо-Брянской сельской администрации и возложении обязанности установить ежемесячную доплату к пенсии за выслугу лет и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что истец не имеет стажа муниципальной службы, поскольку не занимала должности, включенные в реестр муниципальных должностей, поэтому решение комиссии об отказе в назначении ей пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, является правомерным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и надлежащей оценке представленных суду доказательств.
Согласно статье 25 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; государственных должностей РФ и государственных должностей субъектов Российской Федерации; должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; иных должностей в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 10 Закона Республики Бурятия от 29.06.2000 г. N 446-II "О стаже государственной гражданской службы, муниципальной службы в Республике Бурятия" в стаж государственной гражданской службы, муниципальной службы включаются периоды работы на должностях муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в органах местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия до вступления в силу Реестра муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Бурятия.
Установление указанного стажа производится соответствующей комиссией, образуемой руководителем государственного органа, органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Бурятия (статья 19).
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 08.01.1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (действовавшего в спорный период) муниципальной должностью является должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Частью 2 названной нормы предусмотрено, что муниципальные должности подразделяются на: выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов; иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.
Пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Бурятия, определены Законом Республики Бурятия от 10.09.2007 г. № 2431-III «О муниципальной службе в Республике Бурятия», в части 7 статьи 5 которого предусмотрено, что должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Республике Бурятия.
Согласно информации сельского поселения «Старо-Брянское» в период до 2010 г. решения об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии в органах местного самоуправления и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, не принимались.
Решением Совета депутатов сельского поселения «Старо-Брянское» от 15.11.2010 г. № 05/05 утверждено Положение о ежемесячной доплате к трудовой пенсии в органах местного самоуправления и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в сельском поселении «Старо-Брянское» (далее – Положение).
Согласно пункту 2.1 Положения пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, ином органе, устанавливается при наличии общего стажа муниципальной службы не менее 15 лет.
Заявление об установлении доплаты или пенсии за выслугу лет, оформленное согласно приложению № 1, подается в Комиссию по установлению стажа муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет и рассматривается в течение 14 дней с момента его поступления. Решение комиссии оформляется протоколом (пункты 3.1, 3.3).
Как следует из Устава Заиграевского района Республики Бурятия, зарегистрированного Минюстом Республики Бурятия ..., и Устава МО «Заиграевский район» Республики Бурятия, зарегистрированного распоряжением Правительства Республики Бурятия от ... № ..., администрации сел, поселков входили в структуру администрации района до принятия Устава МО «Заиграевский район» Республики Бурятия, зарегистрированного ... Устав сельского поселения «Старо-Брянское» зарегистрирован в Минюсте РФ по Сибирскому федеральному округу ...
Согласно Уставу Заиграевского района Республики Бурятия, зарегистрированного Минюстом Республики Бурятия ..., на территории района находились 13 административно-территориальных единиц: поселок Заиграево, поселок Илька, поселок Новоильинск, поселок Онохой, Верхнеилькинский сельсовет, Горхонский сельсовет, Дабатуйский сомон, Ключевский сельсовет, Новобрянский сельсовет, Первомаевский сельсовет, Старобрянский сельсовет, Унэгэтэйский сельсовет, Усть-Брянский сельсовет.
Постановлением главы самоуправления Заиграевского района Республики Бурятия от ... № ... на основании Закона Республики Бурятия «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы Республики Бурятия» муниципальные должности в администрации района приведены в соответствие с реестром муниципальных должностей муниципальной службы Республики Бурятия, где в п.5 раздела ? в категории старших муниципальных должностей, замещаемых на неопределенный срок, предусмотрена должность старшего бухгалтера в количестве 1 единицы, в категории младших муниципальных должностей, замещаемых на неопределенный срок - специалиста I категории сельпоссоветов – 5 единиц, специалиста II категории бухгалтерии – 1 единица; специалиста II категории сельпоссоветов – 12 единиц, специалиста сельпоссоветов – 12 единиц (том 1, л.д.220-223).
В п.7 постановления главы МО Заиграевского района Республики Бурятия от ... № ... «О приведении муниципальных должностей в соответствие с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы Республики Бурятия» в Старо-Брянской сельской администрации предусмотрена должность специалиста 2 категории - 2 единицы в категории младших муниципальных должностей, замещаемых на неопределенный срок (том 1, л.д.229-231).
Постановлением главы МО «Заиграевский район» Республики Бурятия от ... № ... в Старо-Брянской сельской администрации предусмотрены должности специалиста 1 категории - 1 единица, специалиста П категории – 2 единицы в категории младших муниципальных должностей, замещаемых на неопределенный срок (том 1, л.д.95-98).
Распоряжением главы сельского поселения «Старо-Брянское» от ... № ... утверждена структура администрации сельского поселения «Старо-Брянское» в следующем составе: заместитель главы администрации по экономическим вопросам - 1, ведущий специалист - 1, специалист 1 категории - 1, специалист 2 категории - 1 и технический персонал: кочегары, водитель, уборщик помещения (том 2, л.д.3).
Таким образом, в спорный период работы Бурлаковой Е.Ф. в Старобрянском сельском совете, Старо-Брянской сельской администрации, администрации сельского поселения «Старо-Брянское» в установленном порядке были утверждены не более трех единиц должностей муниципальной службы специалистов 1 и П категорий.
При этом из материалов дела следует и подтверждается объяснениями представителя ответчика, что указанные должности муниципальной службы замещались специалистами по должностям, учреждаемым для обеспечения исполнения непосредственных полномочий муниципальных органов поселений.
В частности, аппарат управления администрации сельского поселения «Старо-Брянское» составляли <...> ФИО1, работающая с ... по настоящее время, <...> военно-учетного стола ФИО2, работавшая в период с ... по ..., <...> ФИО3 – в период с ... по ..., <...> ФИО4 – с ... по ..., что подтверждается представленными суду апелляционной инстанции информацией и списком работников аппарата управления администрации сельского поселения «Старо-Брянское» с приложенными кадровыми документами.
Таким образом, должность <...> и <...> Старо-Брянской сельской администрации, администрации сельского поселения «Старо-Брянское» не были предусмотрены в качестве должностей муниципальной службы действовавшими в спорный период нормативными правовыми актами муниципального образования «Заиграевский район» Республики Бурятия и администрации сельского поселения «Старо-Брянское».
Вышеуказанное подтверждается и штатными расписаниями, составленными отдельно для муниципальных служащих и для централизованной бухгалтерии, из которых следует, что должности сотрудников <...> к должностям муниципальной службы не отнесены и должности <...> администрации сельского поселения «Старо-Брянское» были заняты иными работниками (том 2, л.д.6-48).
Сам по себе факт получения Бурлаковой Е.Ф. надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, на что указывает апеллянт в подтверждение довода о наличии стажа муниципальной службы, не приводит к выводу о замещении ею должности муниципальной службы, учитывая, что данное обстоятельство не имеет определяющего значения при разрешении вопроса об отнесении должности к муниципальным должностям муниципальной службы и в отсутствие иных доказательств муниципальной службы во внимание принято быть не может.
В части доводов апелляционной жалобы о том, что Бурлакова Е.Ф. как муниципальный служащий была аттестована в ..., судебной коллегией отмечается, что согласно представленным суду постановлению главы МО «Заиграевский район» Республики Бурятия от ... № ... «О проведении аттестации муниципальных служащих» была проведена аттестация муниципальных служащих района, однако в списке муниципальных служащих администрации муниципального образования «Заиграевский район» Республики Бурятия, подлежащих аттестации в ..., по Старо-Брянской сельской администрации значатся: <...> 1 категории ФИО3, <...> 1 категории ФИО4, <...> П категории ФИО1, <...> П категории ФИО2, которые и были аттестованы (за исключением ФИО2) согласно имеющимся протоколам заседаний аттестационной комиссии от ... и постановлению главы МО «Заиграевский раон» Республики Бурятия от ... № ... «Об итогах проведения аттестации муниципальных служащих в районе».
Таким образом, утверждение Бурлаковой Е.Ф. о проведении в отношении нее аттестации муниципального служащего подтверждено не было.
При изложенных обстоятельствах дела оснований для признания права Бурлаковой Е.Ф. на пенсию за выслугу лет, установленную для лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не усматривается, в связи с чем решение суда об отказе в удовлетворении заявленных по настоящему делу исковых требований является законным и по доводам апелляционной жалобы отмене или изменению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 16 февраля 2021 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: