Судья Панченко Л.В. дело №33а-3764/2020
УИД 24RS0017-01-2019-003507-56
3.020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 мая 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Мирончика И.С.
судей Данцевой Т.Н., Корниенко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макарова Виктора Сергеевича к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя ДМИЗО администрации г. Красноярска по доверенности Ивановой Н.С.
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 6 декабря 2019 г., которым постановлено:
«Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 27 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> №.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить с Макаровым Виктором Сергеевичем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 27 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> <адрес> №, по ценам, действующим на дату обращения - 21 мая 2019 года.»,
заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Макаров В.С. обратился с указанным административным исковым заявлением.
Требования мотивировал тем, что является собственником гаражного бокса, по адресу: <адрес> <адрес> №. Для оформления права собственности на расположенный под гаражным боксом земельный участок Макаров В.С. обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 12.10.2018г. №4701-недв. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление Макарову В.С. земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 27 кв.м. На основании указанного распоряжения земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера №.
21.05.2019г. Макаров В.С. обратился в ДМИиЗО Администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, на что был получен отказ от 14 июня 2019г. из-за того, что испрашиваемый земельный участок находится в границах береговой полосы реки Бугач, в силу п. 8 ст. 27 ЗК РФ его приватизация запрещена. Данный отказ незаконен, поскольку лишает его права приобрести земельный участок под находящимся в собственности гаражом.
Макаров В.С. просил признать незаконным изложенный в письме ДМИиЗО Администрации г. Красноярска от 14.06.2019 года№М-8738 отказ в предоставлении в собственность за плату земельного участка по адресу: <адрес> <адрес> №, с кадастровым номером №, площадью 27 кв.м, обязав административного ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить с ним договор купли-продажи указанного земельного участка, по ценам, действующим на дату обращения в суд.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ДМИиЗО администрации г. Красноярска по доверенности Иванова Н.С. просила отменить решение, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в водоохранной зоне и береговой полосе водного объекта, поэтому в предоставлении данного участка в собственность за плату было отказано правомерно в силу п.8 ст. 27 ЗК РФ. Пользование испрашиваемым земельным участком может осуществляться только в рамках арендных отношений. Ссылки суда на заключение Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.09.2006г. несостоятельны, данное заключение служит доказательством согласования размещения и строительства гаражных боксов в 1996 году, актуального заключения на день рассмотрения иска не предоставлено.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Макарова В.С. по доверенности Спиридович Т.В. просила оставить без изменения решение суда, как постановленное в соответствии с требованиями закона.
В письменных ходатайствах представители Макарова В.С. по доверенности Спиридович Т.В. и Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска по доверенности Пелых О.Ю. просили рассмотреть дело в суде апелляционной инстанции в их отсутствие.
Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда не подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 ст.1 Земельного кодекса РФ к числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу подп.2 п.1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно п.1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, в силу пп.6 которой без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу абз. 3, 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Согласно ч.6 ст. 6 Водного кодекса РФ, полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
В соответствии с п.4 ч.15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются в том числе движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Согласно ч.16 ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 22.05.2018г. удовлетворены требования Макарова В.С., признано незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка и на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Макарова В.С. о предоставлении земельного участка, занимаемого гаражным боксом по адресу: <адрес> <адрес> №, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №.
Данным решением суда установлено, что 26.09.1995г. в целях строительства и эксплуатации гаражей на земельном участке, расположенном возле РСУ-2 по <адрес> создан гаражный кооператив «Строитель».
18.01.1996 г. Красноярским территориальным управлением по вводному хозяйству Енисейского бассейнового водохозяйственного управления, членам гаражного кооператива по строительству и эксплуатации гаражей «Строитель», в том числе Боровикову В.В., согласовано размещение и строительство гаражей в количестве – 21 шт. согласно предоставленной схемы не ближе 15 метров от средне-многолетнего уреза воды в летний период.
В 2005 году на указанном выше земельном участке Боровиковым В.В. за счет собственных средств осуществлено строительство гаражного бокса, общей площадью 20,74 кв.м., которому присвоен адрес: <адрес>, бокс №.
22.09.2006 года Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю выдало заключение о том, что земельный участок под индивидуальными гаражами, расположенными в районе <адрес> в <адрес> находится в пределах водоохраной зоны ручья Бугач за пределами прибрежной защитной полосы; мероприятия, направленные на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду проводятся; твердые бытовые отходы вывозятся своевременно и в полном объеме; заправка топливом, мойка и ремонт машин и механизмов в гаражах и на пригаражной территории не предусмотрена и не проводится; дальнейшая эксплуатация гаражей допускается (л.д. 74-75).
В соответствии со вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка №47 в Железнодорожном районе г. Красноярска от 02.02.2007 года за Боровиковым В.В. признано право собственности на вышеуказанный гаражный бокс, который по договору купли-продажи от 07.03.2008г. был продан Макарову В.С. Право собственности Макарова В.С. на указанных объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке 13.03.2008 г.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 09.06.2008 года утвержден проект границ земельного участка из земель населенных пунктов, зоны жилой многоэтажной застройки, общей площадью 648 кв.м., по адресу: <адрес>, а также принято решение о предоставлении собственникам индивидуальных гаражей боксового типа в составе ГК «Строитель» данного земельного участка в целях эксплуатации 21 гаража боксового типа. 14.08.2008 указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера № (л.д. 24).
28.07.2009г. (с дополнением от 23.04.2017 г.) ДМИиЗО администрации г. Красноярска заключил с арендаторами - собственниками индивидуальных гаражей боксового типа ГК «Строитель» договор аренды земельного участка по 08.06.2018 г. для эксплуатации 21 гаража.
В соответствии с приведенным выше решением Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 22.05.2018г. и заявления Макарова В.С. распоряжением Администрации г. Красноярска от 12.10.2018г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительно согласовано предоставление Макарову В.С. земельного участка по адресу: <адрес>Г, <адрес> №, из земель населенных пунктов, площадью 27 кв.м, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №.
На основании данного распоряжения спорный земельный участок, площадью 27 кв.м, поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера 24:50:0200025:2944, с видом разрешенного использования – объекты гаражного назначения, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 30.11.2018 г.
21.05.2019г. Макаров В.С. в лице своего представителя обратился в ДМИиЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, но письмом ДМИиЗО от 14.06.2019 г. отказано в удовлетворении требования, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в границах береговой полосы реки Бугач и в силу п. 8 ст. 27 ЗК РФ его приватизация запрещена.
Рассматривая заявленные административные исковые требования, проанализировав предоставленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные ответчиком в обоснование отказа в предоставлении истцу земельного участка в собственность за плату обстоятельства не могут служить препятствием для реализации его исключительного права на земельный участок, занимаемый принадлежащим ему гаражным боксом. Указанный отказ ДМИиЗО администрации г. Красноярска признан незаконным с возложением на ответчика обязанности по предоставлению истцу спорного участка в собственность за плату.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела и на требованиях законодательства, регулирующего спорные правоотношения,
Принадлежащий истцу гаражный бокс возведен прежним собственником в 2005 году на отведенном для этих целей в установленном порядке земельном участке, ранее находившемся в аренде ПГК «Строитель», а в дальнейшем выделенном как самостоятельный объект недвижимости. Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 22.05.2018г. по административному иску Макарова В.С. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска установлено, что земельный участок, занимаемый гаражным боксом по адресу: <адрес> <адрес> №, не находится в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, либо отнесен к иным землям, изъятым из оборота. На спорном земельном участке находится принадлежащий административному истцу объект недвижимости - гаражный бокс, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке, никем не оспорено.
Макаров В.С., являясь собственником расположенного на земельном участке гаражного бокса, имеет исключительное право на возмездное приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность.
Установленные Водным кодексом РФ ограничения, заявленные в качестве оснований для вынесения оспариваемого административным истцом отказа, не исключают возможности использования испрашиваемого земельного участка в целях эксплуатации гаражного бокса, что отвечает установленному виду разрешенного использования земельного участка. Действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи в собственность земельных участков только на том основании, что они расположены в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта.
Постановлением администрации Красноярского края от 15.09.1998 года № 514-П «О водоохранных зонах водных объектов на территории населенных пунктов» установлена для водных объектов края на территории населенных пунктов минимальная ширина водоохранных зон согласно приложениям 1 - 44, в истоках рек - минимальную ширину водоохранных зон радиусом 50 метров, минимальная ширина прибрежных защитных полос - равную 15 метрам без изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев и землепользователей. Таким образом, при предоставлении земельного участка для строительство гаража нарушений минимальной ширины защитной полосы не имелось.
Как следует из геодезической съемки кадастрового инженера Васьковского М.В., сделанной в октябре 2019г., расстояние от ближнего края гаражного бокса до линии реки составляет 23,6 метра, что превышает расстояние минимально допустимой береговой полосы водного объекта в 15 метров.(л.д.73)
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе на указанное решение суда, повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в решении, оснований не согласиться с которой Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда не установила.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 6 декабря 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи: