Дело № 33-18204/2021
УИД 66RS0014-01-2021-001592-92
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 09.12.2021
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Кокшарова Е.В.,
судей Зоновой А.Е.,
Мурашовой Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Букреевой Марины Николаевны к государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Алапаевская центральная районная больница» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Букреевой М.Н. на решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 14.09.2021.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения Букреевой М.Н., представителя государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Алапаевская центральная районная больница» - Мугайских И.С., действующей на основании доверенности №15/2021 от 03.02.2021, судебная коллегия
установила:
Букреева М.Н. обратилась в суд с иском к государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Алапаевская центральная районная больница» (далее - ГАУЗ СО «Алапаевская центральная районная больница») о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01.02.2017 по 30.06.2021 в размере 1936805 руб. 89 коп.; компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы с 02.03.2017 по день вынесения судом решения; компенсации морального вреда в размере 200000 руб.
В обоснование иск указала, что с 01.02.2017 состоит с ГАУЗ СО «Алапаевская центральная районная больница» в трудовых отношениях, последняя замещаемая должность участковый врач-педиатр. Соглашением сторон истцу установлена оплата труда в виде должностного оклада, а также стимулирующих и компенсационных выплат, определено рабочее место, режим рабочего времени и отдыха. За весь период нахождений сторон в трудовых отношениях, работодатель в нарушение требований Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» не производит истцу, как работнику медицинской организации, имеющему высшее медицинское образование, предоставляющему медицинские услуги (обеспечивающему предоставление медицинских услуг), повышение заработной платы до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, в связи с чем подлежит привлечению к материальной ответственности, предусмотренной ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации. Вследствие неправомерных действий работодателя по своевременной и в полном объеме выплате заработной платы, нарушены личные неимущественные права Букреевой М.Н.
Решением Алапаевского городского суда Свердловской области от 14.09.2021 иск Букреевой М.Н. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Букреевой М.Н. в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
В суд апелляционной инстанции явились Букреева М.Н., настаивавшая на доводах апелляционной жалобы, представитель ГАУЗ СО «Алапаевская центральная районная больница», указавший на законность и обоснованность решения суда.
Поскольку все лица, участвующие в деле, явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции, судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда, который правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации, гарантировано Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст.2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование человека для него самого и его семьи.
Главой 21 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия оплаты труда каждого конкретного работника, включая размер тарифной ставки или должностного оклада, надбавки, доплаты, поощрительные выплаты, определяются в трудовом договоре.
Заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Напротив, к обязанности работодателя относится выплата в полном размере причитающейся работникам заработной платы в установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 01.02.2017 по настоящее время Букреева М.Н. состоит с ГАУЗ СО «Алапаевская центральная районная больница» в трудовых отношениях, с 01.02.2017 по 21.02.2018 в должности заведующего - врача - педиатра, с 22.02.2018 в должности участкового врача-педиатра (т.1 л.д. 37-45).
При приеме на работу трудовые отношения с истцом оформлены надлежащим образом, с работником в письменной форме на неопределенный срок заключен трудовой договор от 01.02.2017 №20.
По соглашению сторон истцу установлена трудовая функция заведующего - врача - педиатра, оплата труда, исходя из фиксированной части заработной платы (должностного оклада) (0,5 ставки) в размере 11875 руб., стимулирующих и компенсационных выплат, в том числе за работу в местностях с особыми климатическими условиями (15%), определено рабочее место, режим рабочего времени и отдыха, продолжительность рабочей недели - 19 ч. 30 мин.
Дополнительным соглашением от 21.02.2018 №14 к трудовому договору от 01.02.2017 №20, работник с 22.02.2018 переведен на должности участкового врача-педиатра, Букреевой М.Н. установлены должностной оклад в размере 20000 руб., выплаты компенсационного характера согласно Положения об оплате труда работников в ГАУЗ СО «Алапаевская центральная районная больница», выплаты стимулирующего характера (за эффективность работы) из расчета 5000 руб. за фактически отработанное время при выполнении плана не менее 95 процентов, а также при условии выполнения показателей, критерий качества не ниже 75 процентов, по результатам ежемесячной экспертизы качества, премия согласно Положения об оплате труда работников в ГАУЗ СО «Алапаевская центральная районная больница».
Дополнительным соглашением от 30.07.2018 № 333/5 к трудовому договору от 01.02.2017 №20, истцу установлен должностной оклад в размере 23000 руб., выплаты компенсационного характера согласно Положения об оплате труда работников в ГАУЗ СО «Алапаевская центральная районная больница», выплаты стимулирующего характера (гарантированной части заработной платы к должностному окладу) в виде персонального повышающего коэффициента 0,22.
В связи с принятием 20.05.2021 Положения об оплате труда работников ГАУЗ СО «Алапаевская центральная районная больница» в новой редакции Букреевой М.Н. установлен должностной оклад в размере 26500 руб. (п.п. 2.1, 2.2 Положения) (т.1 л.д. 132-171).
Как следует из содержания справок по лицевым счетам, расчетных листов, приказов о выплатах стимулирующего характера Букреевой М.Н. за спорный период (т.1 л.д. 46-131, 172-176) производилось начисление заработной платы в соответствии с условиями заключенного с ней трудового договора и дополнительных соглашений к нему, а также приказов работодателя о производстве выплат стимулирующего характера.
Истцом не оспаривается, что выплата заработной платы, произведена работодателем в соответствии с условиями приведенных выше локальных актов, в полном объеме и в установленные сроки.
Инициируя обращение в суд с настоящим иском, Букреева М.Н. указывала на обстоятельства не исполнения работодателем обязанности по повышению ей заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст.15,22,56,129,135,144 Трудового кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2190-р, которым утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 года, сопоставив фактически перечисленные работнику в качестве вознаграждения за труд денежные суммы за спорный период с 01.02.2017 по 30.06.2021, а также начисленные работодателем за указанный период по сведениям, содержащимся в справках по лицевым счетам, расчетных листках, приказах о выплатах стимулирующего характера, пришел к выводу о том, что ответчик надлежащим образом исполнил обязанность по своевременной и в полном объеме выплате заработной платы, произведя в полном объеме выплату всех сумм, причитающихся работнику в качестве вознаграждения за труд.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, верной оценке представленных в материалы дела доказательств.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики предписано Правительству Российской Федерации принять до 01.12.2012 программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев, в частности, повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 года.
Согласно Методике расчета фактического уровня заработной платы отдельных категорий работников, определенной Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте, являющейся Приложением №5 к Программе поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2190-р, показатель средней заработной платы по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.
Разделом IV Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2190-р, предусмотрено, что достижение показателей, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07.05. 2012 №597 и 01.06.2012 №761, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 и 01.06.2012 №761 для соответствующей категории работников.
Динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 и 01.06.2012 №761, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) приведена в приложении №4.
Указанное соотношение носит индикативный характер и уточняется в «дорожных картах», в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации в рамках планируемых мероприятий по повышению оплаты труда в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 и 01.06.2012 №761, при этом для врачей, имеющих высшее медицинское образование, предоставляющих медицинские услуги, это соотношение на 2017-2018 годы установлено в размере 200 процентов.
Аналогичные положения предусмотрены Планом мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Свердловской области», утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 26.02.2013 № 225-ПП.
Как верно указано судом первой инстанции, такое соотношение носит индикативный (ориентировочный) характер, что прямо следует из названия Приложения №4, и уточняется в «дорожных картах», в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации в рамках планируемых мероприятий по повышению оплаты труда в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597.
При оценке соотношения заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 и средней заработной платы в регионе учитывается вся заработная плата, полученная работником за счет всех источников.
Из правильно установленных судом обстоятельств следует, что в материалы дела представлены сведения о выполнении ГАУЗ СО «Алапаевская центральная районная больница» целевых показателей за период 2017-2020 годы. (т.1 л.д.182), согласно которым по категории «врачи» показатель по средней заработной плате учреждения превышал установленный учреждению целевой показатель, а в 2019-2020 годы имело место значительное превышение.
Приведенные сведения в части размера установленных учреждению целевых показателей и размера средней заработной платы врачей в учреждении подтверждаются также представленными в материалы дела показателями по поступлениям и выплатам за спорный период (т.1 л.д. 183-193), пояснительными записками к балансу учреждения за 2019-2020 годы (т.2 л.д.23-109), данными об установленных Министерством здравоохранения Свердловской области ежегодных целевых показателях по заработной плате на спорный период (т.2 л.д. 110-114), таблицами расчета средней заработной платы по категориям медицинских работников за спорный период (т.2 л.д.116-120).
Из материалов дела следует, что в течение спорного периода имело место и увеличение заработной платы истца. Данное обстоятельство подтверждается расчетными листками, справками о доходах физического лица, справками по лицевому счету Букреевой М.Н. (т.1 л.д. 46-56,75-83,92-101,1-5-115,124-128).
В спорный период работодателем, в том числе в целях обеспечения исполнения целевых показателей по повышению оплаты труда работников, осуществлялось увеличение заработной платы истца. Средняя заработная плата работников ответчика по категории «врачи» превышала установленные значения целевых показателей.
Вопреки ошибочным суждениям апеллянта приведенные выше нормативные акты, действующие в ГАУЗ СО «Алапаевская центральная районная больница» локальные акты, регулирующие вопросы оплаты труда, не возлагают на ответчика как на работодателя обязанность по повышению в спорный период заработной платы каждого работника, относящегося к категории врачебного персонала, до 200 процентов средней заработной платы по региону.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о необходимости исчисления средней заработной платы не в отношении всего списочного состава работников определенной категории, а в отношении каждого конкретного работника, являются несостоятельными.
В данном случае заработная плата истца, исходя из квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Министерством здравоохранения Свердловской области.
Возражения апеллянта о том, что выплаты по программе «дорожная карта», со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 являются обязательными составными частями заработной платы, обоснованно отклонены судом, поскольку само по себе включение в систему оплаты труда возможности материального стимулирования работника не влечет безусловную гарантированность таких выплат. Основанием для выплат стимулирующего характера является соблюдение условий, предусмотренных локальными нормативными актами работодателя и заключенным с работником трудовым договором.
Судом правомерно указано на то, что действующие у работодателя локальные акты, регулирующие вопросы оплаты труда работников ГАУЗ СО «Алапаевская центральная районная больница», не содержат положений об установлении каких-либо дополнительных выплат стимулирующего характера в целях выполнения «дорожной карты». При этом ответчиком достигнуто выполнение целевых показателей по уровню средней заработной платы работников категории «врачи» в спорный период с учетом объемов выделяемых ему бюджетных средств.
Начисление и выплата истцу заработной платы в спорный период произведена в полном соответствии с положениями трудового договора, действующими у работодателя локальными актами, регулирующими вопросы оплаты труда работников ГАУЗ СО «Алапаевская центральная районная больница», исходя из квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Букреевой М.Н. к ГАУЗ СО «Алапаевская центральная районная больница» о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01.02.2017 по 30.06.2021 у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы об обратном, не опровергают выводов суда, которые являлись предметом исследования и оценки судом первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, оснований для переоценки таких выводов у судебной коллегии не имеется.
Принимая во внимание, что заработная плата за спорный период истцу выплачена своевременно и в полном объеме, суд первой инстанции правомерно не установил оснований для привлечения ГАУЗ СО «Алапаевская центральная районная больница» к материальной ответственности, предусмотренной ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Поскольку нарушение трудовых прав не установлено, то исходя из положений ст.ст. 22,237 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции правомерно не установил оснований для компенсации Букреевой М.Н. морального вреда.
В целом доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием к отмене решения явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 14.09.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Букреевой М.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В. Кокшаров
Судья: А.Е. Зонова
Судья: Ж.А. Мурашова