Решение по делу № 2-1189/2023 от 28.03.2023

УИД:

Дело № 2-1189/2023                                     копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2023 года

Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи                 Синягина Р.А.,

при секретаре судебного заседания             Зульфугаровой Н.В.К.,

с участием истца                             Рыбинского Р.Ю.,

представителя ответчиков и третьих лиц            Копейкина Д.А.,

прокурора                                 Сидоркиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Рыбинского Р.Ю. к ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России», Управлению ФСИН России по Владимирской области, ФСИН России о признании действий и бездействия незаконным, возложении обязанностей, взыскании денежной компенсации морального вреда,

установил:

    Рыбинский Р.Ю. обратился в суд с иском к ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» в лице филиала МЧ № 8, в обоснование которого указал, что ... врач-невролог ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница» рекомендовала ему обследование: ......, после обследования повторный осмотр. В рекомендациях нет указания о сроках проведения обследования, однако «Программой государственных гарантий…», утверждаемой Правительством РФ, проведение диагностических инструментальных процедур (исследований) при оказании первичной медико-санитарной помощи не должна превышать 14 рабочих дней со дня назначения исследований (за исключением исследований при онкологических заболеваниях).

    В течение 120 дней истцу не проведено исследование ......, не подтвержден диагноз. Начальник МЧ-8 Адамантова Е.О. не добивается своевременного обследования и скорейшего приема невролога, нарушены разумные сроки. Начальником ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» Михеевой С.В. также не приняты меры к своевременному обследованию, прокурорский надзор за медицинскими работниками отсутствует.

    Также истцом указано, что в нарушение указаний от ... исх.№... начальника ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» Михеевой С.В. выдавать истцу в 7-миденвный срок копии медкарты по устному обращению, начальник МЧ-8 Адамантова Е.О. в период с середины февраля ...... года по ... игнорировала устные обращения истца о выдаче копии медицинских карт. ... Адамантова Е.О., реализуя умысел на лишение права истца на подачу в МЧ-8 письменных жалоб, гарантированных Конституцией РФ и УИК РФ, отказывалась принимать письменные жалобы истца, в том числе и у дежурного помощника начальника тюрьму. Данные действия унижают человеческое достоинство истца причиняют ему нравственные страдания, переживания за свое здоровье, влекут повышение давления, бессонницу.

    На основании вышеизложенного, истец просил суд:

Установить и признать незаконным необеспечение истцу в разумный срок своевременного обследования ...... и повторной консультации невролога в соответствии с рекомендацией невролога от ... начальником МЧ-8 Адамантовой Е.О. и начальником ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» Михеевой С.В., нарушивших 14-дневный срок необследования, с ... по настоящее время его не обеспечивших;

Установить и признать незаконным непредставление истцу начальником МЧ-8 Адамантовой Е.О. копий документов из медицинской карты, не имеющихся у истца, по устным обращениям последнего, а указание начальника ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» Михеевой С.В. от ... исх.№... нарушенным неоднократно в период с февраля ...... года по ...;

Установить и признать незаконным, необоснованным нарушение прав истца, гарантированных ч. 4 ст. 12, ч. 2 ст. 15 УИК РФ, ч. 2, ст. 24, ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, выразившихся в отказе начальника МЧ-8 Адамантовой Е.О. принимать письменные жалобы истца, адресованные ей ..., ... и ...;

Установить и признать незаконными нарушения ответчиком прав истца, гарантированных ст. 41 Конституции РФ, ч. 6 ст. 12 УИК РФ на своевременную медицинскую помощь, а саму медицинскую помощь по рекомендациям невролога ненадлежащей;

Возложить обязанность на ответчика устранить допущенные нарушения, в срок 14 дней не дожидаясь вступления в законную силу решения суда обеспечить обследование ...... и повторную консультацию невролога;

Взыскать в пользу истца с ответчика денежную компенсацию морального вреда за нравственные страдания, унижение, переживания за свою жизнь и здоровье, и ненадлежащую медицинскую помощь ...... рублей, не допустив присуждение ничтожных сумм;

Признать и установить отсутствие ненадлежащего контроля за деятельностью медицинских работников со стороны УФСИН России по Владимирской области;

Установить и признать незаконными действия начальника МЧ-8 Адамантовой Е.О., вырвавшей или иным способом удалившей из медицинской карты истца его жалобы на здоровье от ..., высказанные фельдшеру Ч. и изложенные ему письменно, которые были им внесены в медицинскую карту истца, копии которых истец отразил в ходе утренней поверки ... в журнале устных обращений;

Установить и признать незаконными действия начальника филиала начальника филиала МЧ-8 ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» Адамантовой Е.О., отказавшейся предоставить истцу лечение вирусной инфекции, и не дававшей фельдшеру назначить противовирусные препараты или антибиотиков, о признании указанных действий нарушением прав истца, гарантированных ст. 41 Конституции РФ, а медицинской помощи ненадлежащей.

Определением судьи от 02.05.2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Адамантова Е.О. и Михеева С.В. (том 1 л.д. 25).

Определением суда от 15.06.2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФСИН России по Владимирской области (том 1 л.д. 45).

Определением суда от 13.07.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ФКУ Т-2 УСФИН России по Владимирской области (том 1 л.д. 147).

Определением суда от 07.09.2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФСИН России (том 1 л.д. 176).

    Определением суда от 22.12.2023 года прекращено производство по делу в части исковых требований Рыбинского Р.Ю. об установлении и признании незаконными действий начальника филиала «Медицинская часть № 8» ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» Адамантовой Е.О., выразившихся в отказе предоставить истцу лечение вирусной инфекции, и препятствии в назначении противовирусных препаратов или антибиотиков, о признании указанных действий нарушением прав истца, гарантированных ст. 41 Конституции РФ, а медицинской помощи ненадлежащей, в связи с отказом истца от иска в этой части требований (п. 9 исковых требований).

    В судебном заседании истец Рыбинский Р.Ю. исковые требования поддержал.

    Представитель ответчиков ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России», УФСИН России по Владимирской области, ФСИН России, третьего лица Михеевой С.В. и третьего лица ФКУ-Т-2 УФСИН России по Владимирской области Копейкин Д.А. в судебном заседании исковые требования полагал необоснованными, просил в их удовлетворении отказать. Пояснил, что на дату проведения обследования истца врачом-неврологом в ГБУЗ ВО «ОКБ» доступные лимиты бюджетных обязательств были исполнены, возможности заключения государственного контракта с целью проведения ...... истцу не имелось. В ...... году государственный контракт был заключен .... В связи с тем, что Рыбинский Р.Ю. является осужденным, согласование проведения обследования и этапирования занимает длительное время. ... истец был доставлен для проведения обследования в ГБУЗ ВО «ОКБ». Также указал, что Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений установлено, что копии медицинских документов выдаются осужденным за счет их средств, письмо начальника ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» носит рекомендательный характер, так как законом установлен срок в 30 дней. Все запрашиваемые Рыбинским Р.Ю. копии документов истцу были выданы.

    Третье лицо Адамантова Е.О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещалась надлежащим образом, в порядке ч. 4 ст. 113 ГПК РФ по месту работы (том 2 л.д. 50). Участвуя ранее в судебном разбирательстве, исковые требования Рыбинского Р.Ю. полагала необоснованными, указала, что по обращениям истца копии медицинских карт были выданы в установленные законом сроки, указание начальника ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» не является нормативным актом, а внутренним документом.

    На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

    Выслушав доводы участников судебного разбирательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования удовлетворению не подлежат, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

а) Исковые требования Рыбинского Р.Ю. о необеспечении в разумный срок своевременного обследования ...... и повторной консультации невролога с ... по настоящее время (п. 1 требований), о признании незаконными нарушения ответчиком прав истца, гарантированных ст. 41 Конституции РФ, ч. 6 ст. 12 УИК РФ на своевременную медицинскую помощь, а саму медицинскую помощь по рекомендациям невролога ненадлежащей (п. 4 требований), а также о возложении обязанностей на ответчика устранить допущенные нарушения, в срок 14 дней не дожидаясь вступления в законную силу решения суда обеспечить обследование ...... и повторную консультацию невролога (п. 5 требований), являются связанными между собой исковыми требованиями.

Рассматривая указанные исковые требования, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 41 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Частью 6 статьи 12 УИК РФ определено, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

    Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ), законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    Положениями ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ определены основные понятия, используемые для целей названного закона. В частности, под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

    Частью 1 статьи 19 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что каждый имеет право на медицинскую помощь.

    В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 323-ФЗ, лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Частью 7 названной статьи определено, что порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Приказом Минюста России от 28.12.2017 N 285 утвержден «Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» (далее – Порядок № 285).

    Пунктом 1 Порядка № 285 определено, что он устанавливает правила организации оказания медицинской помощи осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - осужденные, учреждения УИС, УИС соответственно), в соответствии с пунктами 1, 2, 4 части 2 статьи 32, частью 1 статьи 37 и частью 1 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ.

    Частью 1 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Судом установлено, что Рыбинский Р.Ю. ... был осмотрен врачом-неврологом ГБУЗ ВО «ОКБ», по результатам приема было составлено заключение консультанта, которым рекомендовано проведение ...... левой руки (......). Экстренных показаний к проведению данного обследования заключение не содержит (том 1 л.д. 24).

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Программа-2022).

Раздел IV Программы-2022 «Базовая программа обязательного медицинского страхования» содержит указания, что Назначение отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала) осуществляется лечащим врачом, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную специализированную медико-санитарную помощь, при наличии медицинских показаний в сроки, установленные Программой.

В разделе VII Программы-2022 «Требования к территориальной программе государственных гарантий в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи» содержатся указания о том, что сроки проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 рабочих дней со дня назначения исследований (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание).

...... представляет собой метод функциональной диагностики, использующийся для оценки работы мышечных тканей и проводимости нервного импульса.

Постановлением администрации Владимирской обл. от 27.12.2021 N 894 утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Программа ВО-2022).

Разделом 6 Программы ВО-2022 определено, что сроки проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 рабочих дней со дня назначения исследований (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание).

Таким образом, срок проведения истцу ...... по рекомендации врача-невролога от ... в соответствии с Программой ВО-2022 составлял до ... включительно.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1466 утверждены «Правила оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (далее – Правила № 1466).

Положениями Правил № 1466, в частности установлено, что проведение консультаций врачей-специалистов медицинской организации (далее - консультация) и оказание медицинской помощи в соответствии с настоящими Правилами осуществляются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Федеральной службе исполнения наказаний (п. 2).

Под невозможностью оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы понимаются отсутствие в учреждении уголовно-исполнительной системы врача-специалиста соответствующего профиля или квалификации, оборудования или условий для оказания необходимого объема медицинской помощи (подп. «а» п. 3).

Первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь и паллиативная медицинская помощь оказываются в медицинских организациях лицам, лишенным свободы, в соответствии с договором об оказании медицинской помощи, заключаемым между учреждением уголовно-исполнительной системы и медицинской организацией (далее - договор), примерная форма которого утверждается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации (п. 6).

В рамках оказания медицинской помощи лицам, лишенным свободы, врачи-специалисты медицинской организации изучают медицинскую документацию, полученную от учреждения уголовно-исполнительной системы, проводят медицинские осмотры, обследования и лечение указанных лиц. По результатам оказания в медицинской организации медицинской помощи лицам, лишенным свободы, в медицинскую документацию вносится информация о состоянии их здоровья, в том числе сведения о результатах медицинских осмотров, обследований и проведенного лечения, рекомендации по проведению дополнительных обследований (с указанием необходимого объема обследований), а также по дальнейшему лечению и медицинской реабилитации. Указанные сведения сообщаются лицам, лишенным свободы (п.п. 13, 14).

На основании положений ст. 26 Федерального закона № 323-ФЗ, Правил № 1466, ... между ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» и ГБУЗ ВО «ОКБ» был заключен государственный контракт №... об оказании лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи.

Срок оказанию услуг по контакту определен с ... по ..., цена контракта составила ...... рубля (том 1 л.д. 59-63).

Согласно актам об оказании услуг ...... ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» в пользу ГБУЗ ВО «ОКБ» по вышеуказанному контракту оплачено: ......, что в общей сумме составляет ...... (том 1 л.д. 64-70).

Таким образом, по состоянию на ... государственный контракт №... заказчиком ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» был полностью исполнен, денежных средств для оплаты проведения истцу функциональной диагностики в виде ...... у ответчика не имелось.

Истец в обоснование своих требований ссылается на то, что начальник МЧ-8 Адамантова Е.О. не добивалась своевременного обследования и скорейшего приема невролога, и начальником ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» Михеевой С.В. также не приняты меры к своевременному обследованию.

Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает финансирование проведения осужденным назначенных медицинских обследований за счет личных средств должностных лиц медицинских учреждений уголовно-исполнительной системы, указанное финансирование осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета.

Заключение государственных контрактов осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», устанавливающего в свою очередь определенные процедуры и сроки заключения таких контрактов.

... между ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» и ГБУЗ ВО «ОКБ» был заключен государственный контракт №... об оказании лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи, на срок с ... по ..., с ценой контракта в ...... рублей (том 1 л.д. 71-81).

В рамках исполнения вышеуказанного контракта ... Рыбинскому Р.Ю. проведено обследование ......, установлен диагноз, назначено лечение (л.д. 83-86).

Доказательств того, что непроведением Рыбинскому Р.Ю. в период с ... по ... функциональной диагностики в виде ...... причинен какой-либо вред здоровью, материалы дела не содержат, доводы истца основываются исключительно на нарушении сроков проведения обследования, установленных Программой-2022.

Принимая во внимание особенности оказания медицинской помощи осужденным в условиях медицинского учреждения, не входящего в структуру уголовно-исполнительной системы и финансирования такой помощи, особенности процедуры заключения государственных контактов, отсутствия доказательств причинения какого-либо вреда здоровью истца, суд приходит к выводу, что достаточных оснований для удовлетворения исковых требований истца в этой части не имеется.

б) Рассматривая исковые требования Рыбинского Р.Ю. о непредставлении ему начальником МЧ-8 Адамантовой Е.О. копий документов из медицинской карты, не имеющихся у истца, по его устным обращениям, а указание начальника ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» Михеевой С.В. от ... исх.№... нарушенным неоднократно в период с февраля ...... года по ..., о признании незаконным, необоснованным нарушение прав истца, гарантированных ч. 4 ст. 12, ч. 2 ст. 15 УИК РФ, ч. 2, ст. 24, ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, выразившихся в отказе начальника МЧ-8 Адамантовой Е.О. принимать письменные жалобы истца, адресованные ей ......, суд приходит к следующим выводам (п. 2 и 3 исковых требований).

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Частью 4 статьи 12 УИК РФ определено, что осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Положениями ст. 15 УИК РФ установлено, что осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса (часть 1).

Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно (часть 3).

Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных (часть 6).

Приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110 утверждены «Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений» (далее – Правила № 110).

Пунктом 147 Правил № 110 установлено, что администрация ИУ ежедневно обходит камеры и принимает от осужденных к лишению свободы, находящихся в ДИЗО, ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, общих и одиночных камерах, безопасном месте и запираемых помещениях, ТПП, предложения, заявления, ходатайства и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы, принятые в устной форме, записываются в журнал приема осужденных к лишению свободы по личным вопросам и докладываются начальнику ИУ или лицу, его замещающему.

Пунктами 152, 153 Правил № 110 определено, что ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб выдаются осужденным к лишению свободы на руки под расписку не позднее трех рабочих дней после дня их поступления в ИУ. При отказе осужденного к лишению свободы хранить ответ у себя он приобщается к его личному делу. Ответы на устные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к лишению свободы, поступившие на личном приеме, администрацией ИУ и руководителями органов УИС в случае, если изложенные в них факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, могут быть даны устно в ходе личного приема, о чем делается запись в журнале приема по личным вопросам. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в предложении, заявлении, ходатайстве или жалобе вопросов.

При этом, как следует из положений ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ), письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Также, положениями ст. 13 Федерального закона № 59-ФЗ установлено, что личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами (ч. 1). Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (ч. 3). Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 4). В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться (ч. 5).

Из содержания вышеуказанных нормативных положений следует, что обращения, ходатайства, заявления лица, осужденного к лишению свободы, подаются только через администрацию исправительного учреждения, в рассматриваемом случае – ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области.

Ответчик ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» исправительным учреждением не является.

Из объяснений стороны ответчиков следует, что устные заявления истца о выдаче ему копий из медицинской карты фиксируются дежурным помощником начальника тюрьмы в журнале учета предложений, жалоб и заявлений осужденных, после чего передаются в МЧ-8 ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» по компетенции. После передачи указанных обращений Рыбинского Р.Ю., запрашиваемые копии документов ему выдаются на руки, с отметкой в Журнале учета ознакомления с медицинской документацией МЧ-8 ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России».

Таким образом, устные обращения истца о выдаче копий документов из его медицинской карты оформляются исправительным учреждением в письменном виде и передаются для ознакомления и рассмотрения компетентному лицу МЧ-8 ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России».

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Из журнала учета предложений, жалоб и заявлений осужденных следует, что Рыбинским Р.Ю. устно заявлено о выдаче копий из медицинской карты ...... устные жалобы на начальника МЧ-8 Адамантову Е.О. о невыдаче копий медицинской карты (том 1 л.д. 102-140).

Суд, учитывая положения ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ, незначительные временные интервалы, с которыми истец устно заявлял о выдаче ему копий из медицинской карты, приходит к выводу, что у ответчика не имелось оснований для выдачи указанных документов по каждому такому обращению истца, поскольку они являлись заявленными по одному и тому же вопросу.

В то же время, из журнала учета ознакомления медицинской документацией следует, что Рыбинскому Р.Ю. были выданы копии документов из медицинской карты ...... (том 1 л.д. 87-92).

Таким образом, сроки, предусмотренные ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ, ответчиком не нарушены.

В обоснование исковых требований в этой части истец ссылается на письмо начальника ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» Михеевой С.В. в адрес начальника филиала «МЧ-8» Адамантовой Е.О. от ...№... (том 1 л.д. 97, 152).

Согласно указанному письму, ... в ходе личного приеме начальника ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» осужденному Рыбинскому Р.Ю, даны разъяснения по вопросу предоставления копий медицинской документации. В связи с многочисленными письменными обращениями Рыбинского Р.Ю. по вопросам предоставления копий медицинской документации было принято решение о предоставлении медицинскими работниками филиала МЧ-8 осужденному Рыбинскому Р.Ю. копий запрашиваемой им в устной форме его медицинской документации в разумный срок (до 7 дней). Также в письме содержится просьба об ознакомлении всех сотрудников филиала МЧ-8 с данным указанием.

Оценивая данное письмо начальника ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России», суд учитывает следующее.

Из устава ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» следует, что начальник учреждения в пределах своих полномочий издает в установленном порядке приказы и распоряжения, организует контроль за их исполнением (п. 4.6.) (том 2 л.д. 59-70).

Должностной инструкцией начальника ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» также установлено, что указанное должностное лицо в пределах своих полномочий вправе издавать в установленном порядке приказы и распоряжения, организовывать контроль за их выполнением (том 2 л.д. 56-58).

Таким образом, из содержания устава и должностной инструкции начальника ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» следует, что данное должностное лицо вправе издавать локальные нормативные акты, то есть документы, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, в форме приказов и распоряжений, являющихся обязательными к исполнению сотрудниками учреждения.

Письмо начальника ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» Михеевой С.В. от ... №... не является приказом или распоряжением, то есть локальным нормативным актом.

Правилами внутреннего трудового распорядка ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» установлено, что при осуществлении трудовой деятельности все работники учреждения обязуются соблюдать настоящие Правила, положения иных локальных нормативных актов учреждения, приказы (распоряжения) начальника учреждения, указания своего непосредственного начальника (п. 4.5). При осуществлении организационного-распорядительной деятельности работодатель имеет следующие права: требования соблюдения положения настоящих Правил и иных локальных нормативных актов учреждения, приказов (распоряжений) начальника учреждения, указаний руководства учреждения (п. 4.6.). За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и разделом 10 настоящих Правил (п. 11.2) (том 2 л.д. 79-83).

Согласно должностной инструкции начальника филиала «МЧ-8» ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» Адамантовой Е.О., последняя обязана систематически доводить до сведения сотрудников филиала приказы, указания начальника учреждения, и обеспечивать их своевременное исполнение (п. 39), рассматривать жалобы и заявления, принимать по ним решения в пределах своей компетенции (п. 46)(том 1 л.д. 201-203).

Таким образом, письмо начальника ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» Михеевой С.В. от ... №... является письменным указанием, за неисполнение которого подчиненные должностные лица несут дисциплинарную ответственность, вопросы которой относятся к исключительной компетенции работодателя.

В части доводов истца о том, что начальник МЧ-8 Адамантова Е.О. отказалась принимать письменные жалобы истца, адресованные ей ......, суд учитывает следующее.

Как следует из просмотренных видеозаписей, ... и ... Адамантова Е.О. не присутствовала на приеме Рыбинского Р.Ю. дежурным помощником начальника тюрьмы, обращения истца не были приняты дежурным помощником начальника тюрьмы ....

Вместе с тем, по данным фактам каких-либо исковых требований к ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области Рыбинским Р.Ю. в рамках рассматриваемого дела не предъявлено, и предметом судебной оценки в рассматриваемом споре не являются.

... на приеме Рыбинского Р.Ю. дежурным помощником начальника тюрьмы истцом были вновь поданы ранее не принятые исправительным учреждением письменные обращения, после чего в кабинет была приглашена начальник МЧ-8 Адамантова Е.О., которая не стала принимать у истца указанные обращения.

Данные действия начальника МЧ-8 Адамантова Е.О. соответствуют положениям ч. 3 ст. 15 УИК РФ, согласно которым направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к лишению свободы и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания, к которым МЧ-8 ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» не относится.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований истца в этой части не имеется.

в) Рассматривая исковые требования Рыбинского Р.Ю. о признании незаконными действий начальника МЧ-8 Адамантовой Е.О., удалившей из медицинской карты истца изложенные им письменно жалобы на здоровье от ..., суд приходит к следующим выводам.

Порядком № 285 определено, что на осужденных ведутся медицинские карты пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 834н утверждены унифицированные формы медицинской документации, используемые в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядки по их заполнению, а в частности «Порядок заполнения учетной формы N 025/у «Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях» (далее – Порядок № 834н).

Порядок № 834н не содержит положений об обязательном приобщении к медицинской карте осужденного его письменных жалоб на здоровье.

Принимая во внимание вышеизложенное, оснований для удовлетворения исковых требований Рыбинского Р.Ю. в этой части не имеется.

г) Рассматривая исковые требования Рыбинского Р.Ю. об отсутствии ненадлежащего контроля за деятельностью медицинских работников со стороны УФСИН России по Владимирской области, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4.1 Устава ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» управление учреждением осуществляют ФСИН России, УФСИН России по Владимирской области и руководство учреждения (начальник, заместители).

На основании пункта 4.3 Устава, УФСИН в отношении ФКУЗ «МСЧ-33 ФСИН России» осуществляет: доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и внесение в них изменений; проведение плановых и иных ревизий и проверок деятельности Учреждения; контроль за деятельностью Учреждения и использованием закрепленного за ним имущества; другие полномочия, предусмотренные законодательством РФ.

На основании пункта 4.6 Устава начальник ФКУЗ «МСЧ-33 ФСИН России» подчиняется начальнику УФСИН, осуществляет общее руководство деятельностью Учреждения, несет персональную ответственность за её результаты.

В соответствии с пунктом 6.6 Устава филиал «Медицинская часть №8» входит в состав ФКУЗ «МСЧ-33 ФСИН России» в качестве обособленного подразделения, не являющегося юридическим лицом, которое осуществляет медицинское обслуживание ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области.

В соответствии с пунктом 14 Положения об УФСИН, утвержденного приказом ФСИН России №... от ... «Об утверждении положений территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний», Управление осуществляет руководство подведомственными учреждениями.

Как следует из отзыва ответчика УФСИН России по Владимирской области, Управление осуществляет ведомственный контроль за подведомственными учреждениями уголовно-исполнительной системы Владимирской области, в том числе при проведении комплексных выездов, контрольных и инспекторских проверок, проводимых в соответствии с требованиями приказа УФСИН №... от ... «Об организации инспектирования учреждений уголовно-исполнительной системы Владимирской области». В ...... году каких-либо актов, со стороны контролирующих, органов, о нарушениях в части ведомственного контроля УФСИН за ФКУЗ «МСЧ-33 ФСИН России» в адрес УФСИН не поступало.

Доводы истца об отсутствии со стороны УФСИН по Владимирской области ненадлежащего контроля за деятельностью медицинских работников ФКУЗ «МСЧ-33 ФСИН России» является его личным умозаключением, не подтвержденным какими-либо доказательствами.

В ходе рассмотрения дела каких-либо нарушений со стороны работников ФКУЗ «МСЧ-33 ФСИН России», требовавших административного вмешательства со стороны УФСИН по Владимирской области, судом не установлено.

Таким образом, исковые требования Рыбинского Р.Ю. в этой части удовлетворению не подлежат.

д) Рассматривая исковые требования Рыбинского Р.Ю. о взыскании с ответчика ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России» денежной компенсации морального вреда за нравственные страдания, унижение, переживания за свою жизнь и здоровье, и ненадлежащую медицинскую помощь ...... рублей, суд приходит к следующим выводам.

    Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 ГК РФ).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости; характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

    В силу ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

    Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).

Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).

    В ходе рассмотрения дела судом не установлено обязательной составляющей для гражданско-правовой ответственности в виде компенсации морального вреда, как вина ответчиков в причинении истцу такого вреда.

Как было установлено судом, проведение истцу исследования в форме ...... по истечении сроков, установленных Программой-2022, было вызвано объективными причинами (отсутствие бюджетного финансирования и окончание государственного контракта), а действующее законодательство не возлагает обязанности на должностных лиц соответствующих учреждений проводить осужденным назначенные медицинские обследования за счет личных средств, указанное финансирование осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета, доказательств причинения вреда здоровью истца или физических страданий материалы дела не содержат.

    Жизнь, здоровье, право на охрану здоровья и медицинскую помощь отнесены к нематериальным благам. В то же время, нравственные страдания, перенесенные вследствие опасений и переживаний за свое здоровье, основанные только лишь на субъективном мнении истца, полагающим, что ответчиком в отношении него совершаются виновные противоправные действия, не являются безусловным основанием для возложения на ответчика обязанности компенсировать такой моральный вред, при отсутствии вины.

    На этом основании суд приходит к выводу, что исковые требования Рыбинского Р.Ю. о взыскании денежной компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

В силу ч. 4 ст. 101 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины с ответчиков в доход бюджета взысканию не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Рыбинского Р.Ю. к ФКУЗ «МСЧ 33 ФСИН России», Управлению ФСИН России по Владимирской области, ФСИН России о признании действий и бездействия незаконным, возложении обязанностей, взыскании денежной компенсации морального вреда – отказать.

    Составление мотивированного решения отложить на пять рабочих дней со дня окончания разбирательства дела, то есть до 29 декабря 2023 года включительно.

     Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирской областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий судья: подпись            Р.А. Синягин

Решение суда в окончательной форме составлено 29 декабря 2023 года.

Судья: подпись                             Р.А. Синягин

Решение суда в законную силу не вступило.

Подлинник документа подшит в деле 2-1189/2023, находящемся в производстве Фрунзенского районного суда г. Владимира.

Секретарь судебного заседания                 Е.Н. Тишина

2-1189/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г.Владимира
Рыбинский Роман Юрьевич
Ответчики
ФСИН России
УФСИН России по Владимирской области
Филиал МЧ №8 (ФКУЗ МСЧ -33)
ФКУЗ МСЧ №33 ФСИН России
Другие
Филиал МЧ №8 (ФКУЗ МСЧ - 33 ФСИН) для передачи начальнику Адамантовой Екатерине Олеговне
ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области
ФКУЗ «МСЧ - 33 ФСИН России» для передачи начальнику Михеевой Светлане Викторовне
Суд
Фрунзенский районный суд г. Владимир
Судья
Синягин Роман Александрович
Дело на сайте суда
frunzensky.wld.sudrf.ru
28.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2023Передача материалов судье
04.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2023Подготовка дела (собеседование)
02.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2023Судебное заседание
13.07.2023Судебное заседание
07.09.2023Судебное заседание
13.10.2023Судебное заседание
27.10.2023Судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
15.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Судебное заседание
29.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее