Дело № 2-2021/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«01» июня 2015 года Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Крячко М.И.,
при секретаре Третьяк М.А.,
с участием помощника Гатчинского городского прокурора ФИО7.,
адвоката ________________________, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гатчинского городского прокурора в интересах Смирновой Анастасии Сергеевны к администрации МО Гатчинский муниципальный район Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение,
третьи лица: Правительство Ленинградской области, администрация Сиверского городского поселения Гатчинского района,
У С Т А Н О В И Л:
Гатчинский городской прокурор в интересах Смирновой А.С. обратился в суд с иском к администрации МО «Гатчинский муниципальный район» об обязании предоставить жилое помещение. Исковые требования прокурор обосновал тем, что Гатчинской городской прокуратурой проведена проверка по заявлению Смирновой А.С. о нарушении её жилищных прав в части непредставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Смирнова А.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты>. Постановлением главы администрации МО «Гатчинский район» от 12 сентября 2002 года № 2009 Смирнова А.С. определена на воспитание в <данные изъяты>. Смирнова А.С. зарегистрирована и ранее проживала в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое на основании акта МВК от 22 июня 2000 года признано непригодным для проживания. Смирнова А.С. неоднократно обращалась в администрацию Гатчинского муниципального района с заявлениями о предоставлении ей жилого помещения, однако до настоящего времени Смирнова А.С. администрацией Гатчинского муниципального района не обеспечена жилым помещением. Прокурор потребовал обязать администрацию Гатчинского муниципального района предоставить Смирновой Анастасии Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное применительно к условиям Кобринского сельского поселения Гатчинского района жилое помещение в виде квартиры или жилого дома по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Явившись в судебное заседание, прокурор просил принять отказ от исковых требований.
В судебном заседании отказ прокурора от исковых требований принят судом, но рассмотрение дела продолжено в связи с тем, что отказ от иска прокурора не поддержан истицей Смирноовой А.С.
Истица Смирнова А.С., будучи надлежащим образом извещенной о дне судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика администрации МО «Гатчинский муниципальный район», явившись в судебное заседание, иск не признал, просил в иске отказать, считая иск не обоснованным, пояснив, что в Гатчинском муниципальном районе установлен порядок, принятия на учет детей-сирот по предоставлению жилья. Пояснил, что в настоящее время подготовлен проект постановления о включении Смирновой А.С. в специализированный жилищный фонд ГМР и в скором времени жилье ей будет предоставлено.
Представитель третьего лица Правительства Ленинградской области в суд не явился, представив отзыв на иск, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве представитель третьего лица пояснил, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей граждан возложено на субъекты Российской Федерации. Областным законом от 17 июля 2011 года № 47-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» полномочия по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан передано органам местного самоуправления муниципальных районов и городского округа. В рамках осуществления переданного полномочия законами Ленинградской области на соответствующий финансовый год предусматриваются средства областного бюджета на реализацию органами местного самоуправления переданного полномочия. Полагал при наличии заявления Смирновой А.С. об отказе от проживания во временной квартире, предоставленной органами опеки права заявителя не нарушенными, просил в иске отказать (л.д.68-69).
Представитель третьего лица администрации Кобринского сельского поселения Гатчинского района, будучи надлежащим образом извещенным о дне судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении исковые требования поддержал, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.67).
С учетом мнения участников судебного разбирательства дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. ст. 117, 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя ответчика администрации МО «Гатчинский муниципальный район», исследовав материалы и обстоятельства дела, оценив доказательства, суд пришел к следующему.
Смирнова А.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 7). Она является сиротой, т.к. <данные изъяты>.
Согласно постановлению Главы администрации Гатчинского муниципального района № 2009 от 12 сентября 2002 года Смирнова А.С. была направлена в Сиверский специальный (коррекционный) детский дом (л.д. 14) и являлась воспитанником Сиверского специального (коррекционного) детского дома с 12 сентября 2002 года на полном государственном обеспечении. Истица зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Регистрация Смирновой А.С. по указному адресу подтверждается справкой о регистрации (л.д. 21).
На основании акта МВК от 22 июня 2000 года жилое помещение, которое закреплено за Смирновой А.С., по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания (23-24).
Постановлением администрации Гатчинского муниципального района № 55 от 14 января 2014 года установлен факт невозможности проживания Смирновой А.С. в ранее занимаемом ею жилом помещении и признано право на обеспечение жилым помещением за счет средств бюджета Ленинградской области (л.д.13).
Смирнова А.С. в период с 01 сентября 2011 года по 31 января 2014 года обучалась в <адрес> (л.д.11).
В силу положений ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Пунктом 7 указанной нормы закона установлено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 года № 250-О-П абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Областного закона Ленинградской области от 17 июня 2011 года № 47-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» установлено, что органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Статья 86 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
С учетом выше указанного Смирновой А.С., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение должно быть предоставлено ответчиком - администрацией МО Гатчинский муниципальный район Ленинградской области за счет средств субвенций бюджету Гатчинского муниципального района из бюджета Ленинградской области.
Это положение никто из участников судебного разбирательства не оспаривает.
Однако из представленных суду документов следует, что в настоящее время права и интересы истца не нарушены.
Постановлением администрации Гатчинского муниципального района № 537 от 18 февраля 2014 года Смирнова А.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Гатчинского муниципального района (л.д. 30).
Постановлением администрации Гатчинского муниципального района № 55 от 14 января 2014 года за Смирновой А.С. признано право на обеспечение жилым помещением за счет средств бюджета Ленинградской области (л.д. 13).
В настоящее время администрацией Гатчинского муниципального района на основании заявления Смирновой А.С. подготовлен проект постановления о включении в специализированный жилищный фонд Гатчинского муниципального района жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и предоставлении его Смирновой А.С (л.д. 73-74).
При таких обстоятельствах суд нарушения прав истицы не усматривает, исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании выше изложенного руководствуясь ст. ст. 12, 67, 167, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Смирновой Анастасии Сергеевны к администрации МО Гатчинский муниципальный район Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение в виде квартиры или жилого дома по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Гатчинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М. Крячко
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М. Крячко
Подлинный документ находится в материалах гражданского дела № 2-2021 /2015 Гатчинского городского суда Ленинградской области Судья __________________ |