Дело № 2а-174/2022
УИД 22RS0062-01-2022-000165-35
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2022 года с. Чарышское
Чарышский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Чучуйко Ю.И.,
при секретаре Пташенчук Е.В.,
с участием прокурора Чарышского района Попенко В.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чарышского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чарышского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чарышского района обратился в суд с указанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Чарышского района Алтайского края проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в деятельности администрации Чарышского района Алтайского края. В ходе проведенной проверки установлено следующее.
В силу п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилого фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее жилищные права), а также признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ч.2 ст.161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
-управление управляющей организацией.
В силу ч.4 ст.161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии со ст.138 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья имеет свои обязательства.
Проверкой было установлено, что на территории Чарышского района расположено 24 многоквартирных дома, а именно:
- в с. Чарышское Чарышского района Алтайского края по ул. Советская д. 26А, ул. Советская д. 14, ул. Советская д. 29, ул. Советская д. 16, ул. Советская д. 27, ул. Советская д. 9, ул. Советская д. 12, ул. Комарова д. 62, пер. Театральный д. 4, ул. Чкалова д. 22, ул. Чкалова д. 24, ул. Комарова д. 28, ул. Социалистическая д. 3, ул. Социалистическая д. 5, ул. Социалистическая д. 1, ул. Социалистическая д. 7, ул. Пастухова д. 6А, пер. Строительный д. 2, пер. Строительный д. 4.
- в с. Красный Партизан Чарышского района Алтайского края по ул. Парковая д. 10, ул. Парковая д. 11, ул. Парковая д. 9, ул. Гагарина д. 13, ул. Гагарина д. 15.
Вместе с тем, в нарушение вышеперечисленных требований законодательства способ управления в отношении указанных 24 многоквартирных домов собственниками помещений многоквартирных домов не избран, а администрацией района не организовано проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации в вышеуказанных многоквартирных домах.
Согласно ч.5 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
В течение длительного времени в указанных 24 многоквартирных домах проживают жильцы, которые пользуются изолированными жилыми помещениями. Местами общего пользования и земельными участками, то есть в полной мере реализуют свои жилищные права путем эксплуатации личного и общедомового имущества, вместе с тем, лишены возможности надлежащим образом исполнять обязанности по содержанию общедомового имущества. Отсутствие в настоящее время способа управления многоквартирными домами не обеспечивает условия для сохранности жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры домов, а также нарушает права и законные интересы участников жилищных отношений в части владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями.
Отсутствие управления в многоквартирных домах также нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия их проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, несет негативные последствия в виде разрушения общих конструкций многоквартирных домов, что приводит к потере многоквартирных домов своих эксплуатационных характеристик.
В целях устранения данных нарушений, прокуратурой района *** в адрес главы Чарышского района вносилось представление об устранении нарушений названного законодательства, которое было рассмотрено Главой района Ездиным А.В. с участием заместителя прокурора района Глазычева Д.А. и в прокуратуру ФИО2 --- *** № направлен ответ, что для проведения данного мероприятия Администрации необходимо программное обеспечение стоимостью --- рублей, определяется источник финансирования, но однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены, конкурс по отбору управляющей организации в многоквартирных домах не проведен.
В связи с этим, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Чарышского района Алтайского края по непринятию мер к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации в 24 многоквартирных домах, расположенных на территории Чарышского района Алтайского края. Возложить обязанность на администрацию Чарышского района в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести открытый конкурс по отбору управляющей организации в следующих многоквартирных домах:
- в с. Чарышское Чарышского района Алтайского края по ул. Советская д. 26А, ул. Советская д. 14, ул. Советская д. 29, ул. Советская д. 16, ул. Советская д. 27, ул. Советская д. 9, ул. Советская д. 12, ул. Комарова д. 62, пер. Театральный д. 4, ул. Чкалова д. 22, ул. Чкалова д. 24, ул. Комарова д. 28, ул. Социалистическая д. 3, ул. Социалистическая д. 5, ул. Социалистическая д. 1, ул. Социалистическая д. 7, ул. Пастухова д. 6А, пер. Строительный д. 2, пер. Строительный д. 4.
- в с. Красный Партизан Чарышского района Алтайского края по ул. Парковая д. 10, ул. Парковая д. 11, ул. Парковая д. 9, ул. Гагарина д. 13, ул. Гагарина д. 15.
В судебном заседании прокурора Чарышского района Алтайского края Попенко В.В. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, направил в суд телефонограмму с ходатайством о рассмотрении судебного заседания в его отсутствие, иск признал в полном объеме.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ч.7 ст. 150 КАС РФ, суд рассмотрел дело при данной явке по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилого фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее жилищные права), а также признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Частью 1 ст.161 Жилищного кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст.157.2 настоящего Кодекса постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее – обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч.2 ст.161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
-управление управляющей организацией.
В соответствии с ч.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч.4 ст.161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Из п.4 ст.161 Жилищного кодекса РФ, следует, что самостоятельным основанием для органа местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации является, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Пункт 3 Порядка проведения органом местного самоуправления от крытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденного Постановлением Правительством Российской Федерации от 06.02.2006 №75. Предусматривает четыре самостоятельных основания для осуществления конкурса по отбору управляющей организации, каждое их которых в императивном порядке влечет за собой обязанность органа местного самоуправления инициировать соответствующую процедуру.
Так, согласно подп.1 п.3 вышеуказанного порядка, конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе и в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято.
В силу ст.138 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья обязано:
1)обеспечить выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества;
2) осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса;
3) выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору;
4) обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме;
5) обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество;
6) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью;
7) принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения дейст вий третьих ли ц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;
8) представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях в с третьими лицами;
9) вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнитель ной сласти субъектов Российской Федерации, указанные в ч.2 ст.20 настоящего Кодекса;
10) представлять в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в ч.2 ст.20 настоящего Кодекса, в течение трех месяцев с момента государственной регистрации внесенных в устав товарищества изменений заверенные председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копию устава товарищества, выписку из протокола общего собрания членов товарищества о принятии решения о внесении изменений в устав товарищества с приложением заверенных председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копий текстов соответствующих изменений.
Согласно ч.5 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Судом установлено, что прокуратурой Чарышского района Алтайского края проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в деятельности администрации Чарышского района Алтайского края, которой установлено, что на территории Чарышского района расположено 24 многоквартирных дома, а именно:
- в с. Чарышское Чарышского района Алтайского края по ул. Советская д. 26А, ул. Советская д. 14, ул. Советская д. 29, ул. Советская д. 16, ул. Советская д. 27, ул. Советская д. 9, ул. Советская д. 12, ул. Комарова д. 62, пер. Театральный д. 4, ул. Чкалова д. 22, ул. Чкалова д. 24, ул. Комарова д. 28, ул. Социалистическая д. 3, ул. Социалистическая д. 5, ул. Социалистическая д. 1, ул. Социалистическая д. 7, ул. Пастухова д. 6А, пер. Строительный д. 2, пер. Строительный д. 4.
- в с. Красный Партизан Чарышского района Алтайского края по ул. Парковая д. 10, ул. Парковая д. 11, ул. Парковая д. 9, ул. Гагарина д. 13, ул. Гагарина д. 15.
Вместе с тем, в нарушение вышеперечисленных требований законодательства способ управления в отношении указанных 24 многоквартирных домов собственниками помещений многоквартирных домов не избран, а администрацией района не организовано проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации в вышеуказанных многоквартирных домах.
По результатам проверки с целью устранения выявленных нарушений, а именно организации проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в отношении 24 многоквартирных домов, прокуратурой района *** главе Администрации Чарышского района Алтайского края внесено представление, по результатам рассмотрения которого допущенные нарушения не устранены, в том числе до настоящего времени.
Из ответа главы Администрации Чарышского района Алтайского края от *** № следует, что вышеуказанное представление рассмотрено. Для проведения данного мероприятия Администрации необходимо программное обеспечение стоимостью --- рублей, определяется источник финансирования.
При этом в нарушение федерального законодательства способ управления в отношении указанных 24 многоквартирных домов собственниками помещений многоквартирных домов не избран, и административным ответчиком не организовано проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации в вышеуказанных многоквартирных домах, что свидетельствует о наличии незаконности в бездействии административного ответчика и служит основание для возложения на ответчика обязанности по совершению действий.
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Суд с учетом положений ч. 2 ст. 178, ст. 187 КАС РФ, а также характера, предъявляемых к ответчику административных исковых требований полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда – не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 24 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 24 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░:
- ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░. 26░, ░░. ░░░░░░░░░ ░. 14, ░░. ░░░░░░░░░ ░. 29, ░░. ░░░░░░░░░ ░. 16, ░░. ░░░░░░░░░ ░. 27, ░░. ░░░░░░░░░ ░. 9, ░░. ░░░░░░░░░ ░. 12, ░░. ░░░░░░░░ ░. 62, ░░░. ░░░░░░░░░░░ ░. 4, ░░. ░░░░░░░ ░. 22, ░░. ░░░░░░░ ░. 24, ░░. ░░░░░░░░ ░. 28, ░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3, ░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 5, ░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1, ░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 7, ░░. ░░░░░░░░░ ░. 6░, ░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░. 2, ░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░. 4.
- ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░ ░. 10, ░░. ░░░░░░░░ ░. 11, ░░. ░░░░░░░░ ░. 9, ░░. ░░░░░░░░ ░. 13, ░░. ░░░░░░░░ ░. 15.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ***.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░