Решение по делу № 2-482/2024 от 31.05.2024

Дело № 2-482/2024

УИД № 24RS0003-01-2024-000545-64

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Балахта                             13 декабря 2024 года

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Хафизовой Ю.В.,

с участием помощника прокурора Балахтинского района Дядиной А.В.,

при секретаре Ивашиной С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Красненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности очистить земельные участки от сухой растительности не позднее 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Красненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности очистить земельные участки путем сноса расположенных на них заброшенных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес> от строительного мусора, образовавшегося в ходе демонтажных работ, уборки сухой растительности не позднее 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. В силу требований ст. 7 указанного Федерального закона мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. В силу ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее -Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности. Согласно п. 67 Правил правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана. Как следует из п. 71 Правил правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое состояние (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны среди прочего осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Установлено, что на балансе муниципального образования Красненский сельсовет находятся жилые помещения, степень износа которых составляет 100%, расположенные по адресам: <адрес> <адрес>. Располагаются данные жилые помещения на земельных участках, государственная собственность которых не разграничена, на территории сельского поселения Красненский сельсовет, входящий в состав Балахтинского района Красноярского края. Согласно информации, предоставленной 19.04.2024 года администрацией Красненского сельсовета Балахтинского района, вышеуказанные жилые дома требуют сноса в связи с их изношенностью. Данные жилые дома, находится в ненадлежащем безнадзорном антисанитарном состоянии, частично разрушены, освобождены от жильцов, до настоящего времени не демонтированы, что представляет собой угрозу жизни и здоровью граждан, создает угрозу возникновения пожаров, в том числе создает угрозу гражданам, проживающим и использующим рядом стоящие здания и сооружения. Кроме того, факт возможного беспрепятственного проникновения в заброшенные здания не отвечает требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних детей, создает условия для противоправных действий как в местах пребывания преступных элементов. В связи с чем, в силу ст. 45 ГПК РФ просит суд возложить на администрацию Красненского сельсовета Балахтинского района обязанность снести заброшенные жилые дома и очистить земельные участки, расположенные по адресам: <адрес>, <адрес> <адрес> от строительного, мусора, образовавшегося в ходе демонтажных работ, уборки сухой растительности, не позднее 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу.    

Представитель истца помощник прокурора Балахтинского района Дядина А.В. в судебном заседании заявление требования поддержала частично, указав, что в заброшенных жилых домах по адресу: <адрес> <адрес> зарегистрированы граждане, в связи с чем, до решения вопроса о снятии их с регистрационного учета не возможен снос жилых домов и очистка земельных участков от образовавшегося с ходе демонтажных работ строительного мусора, в связи с чем просит суд возложить обязанность на ответчика очистить земельные участки по вышеуказанном адресам от сухой растительности, о чем представила соответствующее заявление об уточнении заявленных требований. Не возражала о рассмотрении дела в порядке заочного судопроизводства.

Представитель ответчика глава Красненского сельсовета в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, путем направления судебной повестки, об уважительности причины неявки суду не сообщил, об отложении дела слушанием не просил, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, в порядке заочного производства.

В силу ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Выслушав сторону, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Пунктом 2 статьи 12 ЗК РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения отнесено к вопросам местного значения городского поселения в силу п. 20 части 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ».

В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" одними из основных принципов обеспечения безопасности являются: приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В силу требований ст. 7 указанного Федерального закона мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Согласно п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана

Статьями 209 и 210 ГК РФ закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В судебном заседании установлено, что главой Красненского сельсовета избран ФИО2, согласно решения Красненского сельского совета депутатов р от 24.08.2020 года ( л.д. 34).

По информации главы администрации Красненского сельсовета от 19.04.2024 года, представленной в прокуратуру Балахтинского района жилые дома, расположенные по адресам: <адрес> <адрес> относятся к муниципальному жилищном фонду, требующих сносу в связи с их изношенностью ( л.д. 7-8).

    По информации прокурора Балахтинского района от 08.07.2024 года межведомственной комиссией по оценке и обследованию помещения в целях его признания непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции жилые дома по адресам: <адрес> <адрес> <адрес> не обследовались (л.д. 19).

В ходе осмотра жилых домов по адресам: <адрес> <адрес> установлено, что на приусадебных земельных участках имеется травянистая растительность, частично отсутствует ограждение, что подтверждается фотоматериалом (л.д. 20-21).

Сведения об объекте недвижимости по адресам: <адрес> <адрес> отсутствуют в ЕГРН, согласно уведомлений от 29.07.2024 года № (л.д. 32, обр. сторона).

По информации администрации Красненского сельсовета от 02.08.2024 года по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> зарегистрирована ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по адресу <адрес> <адрес> зарегистрирован ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ( л.д. 33).

Согласно сведений МП МО МВД России «Балахтинский» от 14.11.2024 года ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован по адресу: <адрес> <адрес> 08.04.2016 года по настоящее время ( л.д.43-45).

Согласно сведений МП МО МВД России «Балахтинский» от 14.11.2024 года ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес> <адрес> с 16.04.2004 год по настоящее время ( л.д. 52-56).

Таким образом, администрацией Красненского сельсовета нарушено право граждан на благоприятную окружающую среду, которое закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", воздает угрозу возникновения пожароопасной ситуации, и как следствие угрозу жизни и здоровью граждан, а также уничтожение их имущества и на ней лежит обязанность по очистке земельных участков от сухой травянистой растительности. При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиком своих обязанностей по очистке принадлежащего ей земельного участка от сухой растительности нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

При установлении срока исполнения возложенной обязанности суд принимает во внимание характер и последствия допускаемых нарушений, а также объем подлежащих совершению организационных и иных мероприятий, в связи с чем, устанавливает срок исполнения решения суда до 1 мая 2025 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 – 235 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края удовлетворить.

Обязать администрацию Красненского сельсовета Балахтинского района провести очистку земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> <адрес> от сухой травянистой растительности способом, обеспечивающим соблюдение требований пожарной безопасности, за счет собственных средств в срок до 1 мая 2025 года.

Разъяснить ответчику право подать в Балахтинский районный суд Красноярского края заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2024 года

2-482/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура Балахтинсокго района
Ответчики
администрация Красненского сельсовета
Суд
Балахтинский районный суд Красноярского края
Судья
Хафизова Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
balahta.krk.sudrf.ru
31.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2024Передача материалов судье
04.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2024Подготовка дела (собеседование)
28.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2024Судебное заседание
08.10.2024Судебное заседание
08.11.2024Судебное заседание
13.12.2024Судебное заседание
18.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее