Решение по делу № 2-112/2019 от 03.12.2018

Дело № 2-112/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 февраля 2019 года                                                    г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи                                                             Сумачакова И.Н.,

при секретаре                                                                                          Яндиковой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Домальчук В.Р. к Администрации г. Горно-Алтайска об обязании заключить договор аренды земельного участка, по встречному исковому заявлению Администрации г. Горно-Алтайска к Домальчук В.Р. об обязании снести самовольную постройку,

УСТАНОВИЛ:

Домальчук В.Р. обратилась в суд с иском к Администрации г. Горно-Алтайска об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 409 кв.м., для ведения огородничества, расположенного по адресу: <адрес> рядом с домовладением <адрес>, сроком на три года. Исковые требования мотивированы тем, что 17 декабря 2013 года Домальчук В.Р. обратилась в Администрацию г. Горно-Алтайска с заявлением о предоставлении ей земельного участка под огород, расположенный по адресу: <адрес>, рядом с домовладением <адрес>, который она начала обрабатывать с 1991 года. Распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска от 08.07.2015 г. указанный земельный участок предоставлен ей в аренду для ведения огородничества сроком на три года. Договор аренды земельного участка в установленном законом порядке был зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости. На момент заключения вышеуказанного договора аренды на данном земельном участке была уже расположена баня. 20.08.2015 г. Домальчук В.Р. зарегистрировала право собственности на указанную баню. До окончания срока действия договора аренды 25.06.2018 г. она обратилась в Администрацию г. Горно-Алтайска с заявлением о предоставлении в собственность за плату арендуемого земельного участка под огород, на что получила отказ. После окончания срока действия вышеуказанного договора аренды земельного участка, она 06.08.2018 г. повторно обратилась в администрацию города о заключении нового договора аренды земельного участка под огород, однако снова получила отказ. Истец считает данные отказы незаконными, не предусмотренными нормами земельного законодательства, которые не могут быть применены к ее ситуации. Являясь инвалидом второй группы, она имеет право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Администрация г. Горно-Алтайска обратилась в суд со встречным иском к Домальчук В.Р. об обязании за свой счет снести здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, и аннулировании в Едином государственном реестре прав записи о праве собственности Домальчук В.Р. на здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>. Исковые требования мотивированы тем, что Домальчук В.Р. на данном земельном участке, предоставленном в аренду для ведения огородничества, возвела баню. 19.08.2015 г. зарегистрировала ее в качестве объекта недвижимости. Согласно выписке из ЕГРН вид данного объекта недвижимости «здание», дата окончания строительства 1992 год. Договор на аренду указанного земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключен между Администрацией г. и Домальчук В.Р. 08.07.2015 г. В нарушение норм действующего законодательства Домальчук В.Р. не было получено разрешение на проведение проектно-изыскательских и строительных работ, строительство бани было осуществлено на земельном участке, который на момент строительства ответчику не предоставлялся. Земельный участок никогда не принадлежал Домальчук В.Р. на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования. Следовательно, у нее отсутствуют права, допускающие строительство, в отношении обозначенного земельного участка. Размещение спорного объекта на обозначенном земельном участке нарушает права администрации города как собственника на владение, пользование и распоряжение земельным участком. Строение, возведенное ответчиком, содержит все признаки самовольной постройки, которая возведена с нарушением условий, установленных законодательством, подлежит сносу лицом, ее осуществившим, или за его счет.

Протокольным определением суда от 28.12.2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Мухамедова Г.Ф.

Истец Домальчук В.Р. и ее представитель Алейников Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержали и просили их удовлетворить, встречные исковые требования не признали и просили отказать в их удовлетворении.

Представитель ответчика Администрации г. Горно-Алтайска Дробот В.П. в судебном заседании исковые требования Домальчук В.Р. не признал, встречное исковое заявление поддержал в полном объеме и просил его удовлетворить.

Представитель третьего лица МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска» Тютюкова Д.А., третье лицу Мухамедова Г.Ф. в судебном заседании полагали исковые требования Домальчук В.Р. не подлежащими удовлетворению, исковые требования Администрации г. Горно-Алтайска просили удовлетворить.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска от 15.06.2010 г. Домальчук В.Р. предоставлен земельный участок площадью 250 кв.м. для ведения огородничества, расположенный по адресу: <адрес>, около дома <адрес>.

30 июня 2010 года между Администрацией г. Горно-Алтайска (арендодатель) и Домальчук В.Р. (арендатор) заключен договор на аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности , по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 11 месяцев с 15.06.2010 г. по 15.05.2011 г. земельный участок для ведения огородничества, площадью 250 кв.м., из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>, около дома по <адрес> (пункты 1.1, 2.1).

После окончания срока аренды по данному договору, 23 июня 2011 года между Администрацией г. Горно-Алтайска (арендодатель) и Домальчук В.Р. (арендатор) заключен второй договор на аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности , по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 11 месяцев с 23.06.2011 г. по 23.05.2012 г. земельный участок с кадастровым номером для ведения огородничества, площадью 250 кв.м., из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>, около дома <адрес> (пункты 1.1, 2.1).

Распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска от 28.06.2013 г. Домальчук В.Р. предоставлен земельный участок для ведения огородничества, расположенный по адресу: <адрес>, около дома <адрес>

04 октября 2013 года между Администрацией г. Горно-Алтайска (арендодатель) и Домальчук В.Р. (арендатор) заключен третий договор на аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности , по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 11 месяцев с 28.06.2013 г. по 28.05.2014 г. земельный участок для ведения огородничества, площадью 393 кв.м., из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>, около дома <адрес> (пункты 1.1, 2.1).

В период срока аренды по договору от 04.10.2013 г. на основании заявления Домальчук В.Р. от 17.12.2013 г. распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска от 09.01.2014 г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, имеющего адресный ориентир: <адрес>, рядом с домовладением по <адрес>. Земельному участку присвоен адрес: <адрес>, рядом с домовладением по <адрес>.

В пунктах 2 и 3 данного распоряжения указано на необходимость Домальчук В.Р. обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ и обратиться в ФГУ «Земельная кадастровая плата» для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

На основании договора подряда на проведение геодезических работ от 06.12.2013 г., заключенного между МУП «<данные изъяты>» (подрядчик) и Домальчук В.Р. (заказчик), МУП «<данные изъяты>» проведены кадастровые работы в связи с образованием земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, рядом с домовладением по <адрес>, по результатам которых определены положения характерных точек границ земельного участка, определена площадь земельного участка, которая составила 409 кв.м. Кадастровым инженером составлен межевой план от 28.04.2015 г.

Как следует из межевого плана, спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования: для ведения садоводства, категория земель: земли населенных пунктов, расположен в территориальной зоне Ж-3 (зона усадебной жилой застройки).

За проведение данных кадастровых работ Домальчук В.Р. оплачено 4 950 рублей, что подтверждается квитанцией от 06.12.2013 г. и условием п. 2.2 договора подряда на проведение геодезических работ от 06.12.2013 г.

06 мая 2015 года с данным межевым планом Домальчук В.Р. обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Алтай с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, рядом с домовладением по <адрес>.

Как следует из выписки из ЕГРН от 13.12.2018 г., данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 20 мая 2015 года.

Таким образом, во исполнение распоряжения Администрации г. Горно-Алтайска от 09.01.2014 г. по заявлениям Домальчук В.Р. проведены кадастровые работы по образованию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, рядом с домовладением по <адрес>, и произведена его постановка на государственный кадастровый учет в качестве объекта недвижимого имущества в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ.

После постановки спорного земельного участка на государственный кадастровый учет, распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска от 08.07.2015 г. Домальчук В.Р. предоставлен земельный участок для ведения огородничества, общей площадью 409 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, около дома по <адрес>.

08 июля 2015 года между Администрацией г. Горно-Алтайска (арендодатель) и Домальчук В.Р. (арендатор) заключен очередной (четвертый) договор на аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности , по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 3 года с 08.07.2015 г. по 08.07.2018 г. земельный участок с кадастровым номером для ведения огородничества, площадью 409 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, рядом с домовладением по <адрес>.

Как установлено судом, Домальчук В.Р. добросовестно пользовалась данным земельным участок, в том числе оплачивая в полном объеме арендные платежи. Доказательств обратного стороной ответчика не предоставлено.

В период, когда Домальчук В.Р. являлась правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, рядом с домовладением по <адрес>, 15 июля 2015 года она обратилась в Управление Росреестра по Республике Алтай с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание бани площадью 12 кв.м. на основании декларации об объекте недвижимого имущества с приложением кадастрового паспорта.

13 августа 2015 года Управлением Росреестра по Республике Алтай в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации о праве собственности Домальчук В.Р. на баню, назначение: нежилое, общая площадь: 12 кв.м., адрес: <адрес>, рядом с домовладением по <адрес>.

Таким образом, истец Домальчук В.Р. являются собственником бани, расположенной на испрашиваемом земельном участке.

До окончания срок аренды земельного участка Домальчук В.Р. 25 июня 2018 года обратилась в Администрацию г. Горно-Алтайска с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, рядом с домовладением по <адрес>, как собственнику бани.

В письме от 23.07.2018 г. Администрация г. Горно-Алтайска отказала истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку он находится в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), а градостроительным регламентом в зоне застройки индивидуальными жилыми домами не предусмотрен такой вид разрешенного использования как «для размещения бани».

После окончания срок аренды земельного участка Домальчук В.Р. 06 августа 2018 года обратилась в Администрацию г. Горно-Алтайска с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка под огород сроком на три года.

В письме от 06.09.2018 г. Администрация г. Горно-Алтайска повторно отказала истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку вид разрешенного использования земельного участка не подразумевает размещение объекта капитального строительства – бани. Градостроительным регламентом в зоне застройки индивидуальными жилыми домами не предусмотрен такой вид разрешенного использования как «для размещения бани» и не предусмотрено размещение хозяйственных построек.

Как установлено судом, с 08 августа 2017 года по 26 октября 2017 года на основании распоряжения Администрации г. Горно-Алтайска от 04.08.2018 г. проведены публичные слушания по проекту внесения изменений в скорректированный генеральный план МО «Город Горно-Алтайск» и проекту Правил землепользования и застройки г. Горно-Алтайска. Данные публичные слушания признаны состоявшимися и опубликованы в газете «Вестник Горно-Алтайска» и на официальном портале муниципального образования в сети «Интернет». Изменения в скорректированный генеральный план МО «Город Горно-Алтайск» и проект Правил землепользования и застройки г. Горно-Алтайска вступили в силу 24 ноября 2017 года.

Таким образом, в отношении территории, где расположен испрашиваемый земельный участок, изменен вид территориальной зоны на Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). При этом вид разрешенного использования земельного участка не измен (для ведения садоводства).

В силу положения п.п. 2, 3, 4 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Часть 3 статьи 23 ГрК РФ предусматривает, что генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

В силу ч. 5 ст. 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч. 6 ст. 23 ГрК РФ).

В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.

Таким образом, названные положения Градостроительного кодекса РФ определяют правовое значение документов территориального планирования муниципальных образований, которыми являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, их содержание, а также отображение объектов местного значения поселения, городского округа, границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов местного значения и местоположения линейных объектов местного значения и т.д.

Из системного толкования положений п.п. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, п. 1 ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.

Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначение территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами территориального планирования.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1 ГрК РФ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (п. 2 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (ч. 4 ст. 30 ГрК РФ).

Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному ч. 3 ст. 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

При этом статья 36 ГрК РФ допускает использование земельных участков, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В части 6 статьи 25 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Горно-Алтайск», принятых решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 15.09.2005 г. , также предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Аналогичное разъяснение содержится в пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 года.

Несмотря на то, что вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, рядом с домовладением по <адрес> (для ведения огородничества), не соответствует градостроительному зонированию территории (зона застройки индивидуальными жилыми домами), такой земельный участок может использоваться без установления срока приведения его в соответствие с градостроительным регламентом, поскольку из материалов дела не следует, что его использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды. В то же время после 24 ноября 2017 года данный земельный участок не может быть предоставлен для ведения огородничества в качестве основного вида разрешенного использования, а может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства исходя из вида территориальной зоны с возможным размещением на таком земельном участке огорода для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур, что соответствует основному виду разрешенного использования зоны Ж-1 (статья 28 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Горно-Алтайск»), поскольку градостроительное зонирование территории муниципального образования имеет приоритет перед разрешенным использованием конкретного земельного участка.

В этой связи не имеется оснований для удовлетворения иска Домальчук В.Р. и возложения на Администрацию г. Горно-Алтайска обязанности заключить с ней договор аренды в отношении испрашиваемого земельного участка именно для ведения огородничества в качестве основного вида разрешенного использования, как того просит истец.

Разрешая настоящее дело, суд также не усматривает оснований для удовлетворения встречного иска Администрации г. Горно-Алтайска к Домальчук В.Р. об обязании за свой счет снести баню и аннулировании в ЕГРН записи о праве собственности Домальчук В.Р. на здание данной бани по следующим основаниям.

В силу положения ч. 1 ст. 55 ГПК РФ объяснения сторон являются доказательствами по делу.

В судебном заседании Домальчук В.Р. объяснила, что ранее спорный земельный участок представлял собой заброшенный карьер кирпичного завода, который никому не был нужен. Они начали владеть им с 1986 года по согласованию с председателем Сельстроя З.Г.Я. Данный земельный участок они использовали под огород и сад. В последующем в 1992 году на этом земельном участке построили баню, колодец, провели водопровод.

Из кадастрового паспорта от 20.08.2015 г. следует, что баня введена в эксплуатацию в 1992 году.

Действительно, спорный земельный участок в соответствии действовавшим в тот период времени законодательством (ст. 30 ЗК РСФСР) Домальчук В.Р. не предоставлялся. Однако она с 1986 года по сегодняшний день открыто и непрерывно им владеет и пользуется. Данное обстоятельство привело к тому, что данный земельный участок был предоставлен Администрацией г. Горно-Алтайска Домальчук В.Р. в аренду, заключив с ней 4 (четыре) соответствующих договора, а распоряжением от 09.01.2014 г. органом местного самоуправления предложено истцу обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ и обратиться в ФГУ «Земельная кадастровая плата» для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, что ею и было сделано, понеся тем самым материальные затраты по оплате услуг за проведение кадастровых работ и уплате государственной полшины при обращении с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.

Довод стороны ответчика о том, что в соответствии с п. 1.2 всех договор аренды на земельном участке не имеется объектов недвижимого имущества, а потому они не знали, что там расположена баня, не может быть признан состоятельным, поскольку Администрация г. Горно-Алтайска, в том числе как орган муниципального земельного контроля, не могла не знать, что на предоставляемом истцу в аренду земельном участке находится баня. Кроме того, приложением к договору аренды от 14.10.2013 г. является план земельного участка, на котором изображена данная постройка.

Таким образом, Администрация г. Горно-Алтайска, зная о расположении бани на земельном участке, не предъявила иск к Домальчук В.Р. о сносе самовольной постройки, а приняла решение о предоставлении этого земельного участка истцу в аренду, указав на необходимость его формирования в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ и постановки на государственный кадастровый учет.

Такое поведение Администрации г. Горно-Алтайска дает основание для вывода о легализации постройки, а Домальчук В.Р. как экономически слабая сторона в данных правоотношениях имеет право на сохранение данной постройки при имеющихся фактических обстоятельствах настоящего спора.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014 г., указано, что при рассмотрении дел, связанных с самовольным строительством, судам следует применять градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей на время возведения самовольной постройки.

Согласно ст. 109 ГК РСФСР гражданин, построивший жилой дом (дачу) или часть дома (дачи) без установленного разрешения или без надлежаще утвержденного проекта, либо с существенными отступлениями от проекта или с грубым нарушением основных строительных норм и правил, не вправе распоряжаться этим домом (дачей) или частью дома (дачи) - продавать, дарить, сдавать внаем и т.п. По решению исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов такой дом (дача) или часть дома (дачи) сносятся гражданином, осуществившим самовольное строительство, или за его счет, либо по решению суда могут быть безвозмездно изъяты и зачислены в фонд местного Совета народных депутатов.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.12.1977 г. «Об ответственности за самовольное возведение гражданами хозяйственных и бытовых строений и сооружений» установлено, что хозяйственные и бытовые строения и сооружения, возведенные гражданами без установленного разрешения или надлежаще утвержденного проекта либо с существенными отступлениями от проекта, или с грубым нарушением основных строительных норм и правил, по решению исполнительного комитета районного (городского) Совета народных депутатов сносятся гражданами, осуществившими самовольное строительство, или за их счет.

В то же время встречный иск администрации города о сносе самовольной постройки подлежит разрешению по правилам, действовавшим на момент рассмотрения спора в суде.

Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

При этом отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.

Одним из юридически значимых обстоятельств по делу о признании права собственности на самовольную постройку является установление того обстоятельства, что сохранение спорной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании, и т.д. (Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014 г.).

Поскольку администрация города, зная о расположении бани на спорном земельном участке, приняла решение о его предоставлении Домальчук В.Р. для ведения огородничества при расположении этого земельного участка в зоне усадебной жилой застройки (Ж-3), после истечения 3-летнего срока аренды по договору аренды от 08.07.2015 г. юридически значимыми обстоятельствами по встречному иску о сносе самовольной постройки являются установление того обстоятельства, что сохранение бани истца нарушает ли права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, установленные правила застройки, создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Администрацией г. Горно-Алтайска не предоставлено доказательств тому, что сохранение бани Домальчук В.Р. нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Сохранение бани Домальчук В.Р. на спорном земельном участке не может нарушать права и охраняемые законом интересы третьего лица Мухамедовой Г.Ф., баня которой расположена на этом же земельном участке, поскольку баня данного третьего лица расположена на земельном участке, находящемся по адресу: <адрес>, рядом с домовладением по <адрес>, в отсутствие каких-либо разрешительных и правоустанавливающих документов, а потому ее интерес не может охраняться законом.

Расположение бани на спорном земельном участке не противоречит и существующему виду территориальной зоны (Ж-1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами), поскольку основным видом разрешенного использования данных земельных участков является размещение индивидуального жилого дома; выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений (статья 28 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Горно-Алтайск»). При этом в примечании указано, что не допускается размещение хозяйственных построек со стороны улиц, за исключением гаражей. Следовательно, на земельных участках в зоне застройки индивидуальными жилыми домами могут быть расположены хозяйственные постройки, а баня в силу закона относится к хозяйственным постройкам (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

При всех установленных обстоятельствах суд считает правильным сохранить построенную истцом баню на спорном земельном участке, а Домальчук В.Р. не лишена права просить предоставление данного земельного участка на основаниях, установленных главой V.1 ЗК РФ, путем обращения в администрацию с соответствующим заявлением.

Суд полагает необходимым отметить также то обстоятельство, что баня расположена на земельном участке, находящемся по адресу: <адрес>, рядом с домовладением по <адрес>, а Администрация г. Горно-Алтайска просит снести здание, расположенное по адресу: <адрес>. Однако по данному адресу расположен многоквартирный жилой дом, который к рассматриваемому делу не имеет никакого отношения.

Администрацией города верно указано, что в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г.), однако суд принимает решение об отказе в удовлетворении встречного иска на основании вышеуказанных обстоятельств, а не на основании самого факта государственной регистрации права собственности истца на здание бани в ЕГРН.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Домальчук ФИО13 в удовлетворении исковых требований к Администрации г. Горно-Алтайска об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 409 кв.м., для ведения огородничества, расположенного по адресу: <адрес>, рядом с домовладением по <адрес>, сроком на три года.

Отказать Администрации г. Горно-Алтайска в удовлетворении встречных исковых требований к Домальчук В.Р. об обязании за свой счет снести здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, и аннулировании в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве собственности Домальчук В.Р. на здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

Судья                                                                                                          И.Н. Сумачаков

Решение в окончательной форме изготовлено 25 февраля 2019 года

2-112/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Домальчук Валентина Романовна
Ответчики
администрация г. Горно-Алтайска
Другие
МУ "Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска"
Мухамедова Галина Филипповна
Алейников Дмитрий Анатольевич
Кусков Темирбек Татарбекович
Суд
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай
Дело на сайте суда
gorno-altaisky.ralt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2020Дело оформлено
10.04.2020Дело передано в архив
19.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее