Решение
Именем Российской Федерации
20 марта 2018 года <адрес>
Березовский районный суд ФИО1-<адрес>-Югры в составе председательствующего ФИО8 при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №, по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц
к административному ответчику администрации <адрес> ФИО1-<адрес>-Югра «О признании незаконным бездействие по организации отлова и транспортировки, содержания и учета отловленных, умерщвления и утилизации безнадзорных и бродячих домашних животных в соответствии с требованиями Постановления ФИО1-<адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п»
к административным ответчикам ФИО1-<адрес>-Югры, Департаменту промышленности ФИО1-<адрес>-Югры, Ветеринарной службе ФИО1-<адрес>-Югры «О признании незаконным бездействия в виде отсутствия финансирования мероприятий по регулированию численности безнадзорных и бродячих домашних животных, обязании осуществить финансирование указанных мероприятий согласно произведенного администрацией <адрес> расчета необходимых финансовых затрат»,
У С Т А Н О В И Л :
<адрес> ФИО1-<адрес>-Югры обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» (далее - МО «<адрес>») о признании незаконным бездействия по исполнению переданного государственного полномочия и возложении обязанности организовать на территории муниципальных образований г.п. г.<адрес>, г.<адрес>, с.<адрес>, с.<адрес>, с.<адрес>, с.<адрес> отлов и содержание безнадзорных и бродячих домашних животных в соответствии с требованиями закона.
Поводом послужило то, что только в 2017 году в ОМВД России по <адрес> зарегистрировано 34 случая нападения бродячих собак на людей, в том числе: пгт. Березово- 21 случай, в пгт. Игрим - 10 случаев, в <адрес>- 2 случая, в <адрес>- 1 случай.
В 2017 году администрацией <адрес> заключены лишь 3 муниципальных контракта на оказание услуг по отлову, транспортировке, содержанию и утилизации безнадзорных животных на территории пгт Березово и пгт Игрим, при этом, согласно условиям заключенных контрактов оказание услуг фактически предусмотрено только в апреле-мае и в октябре 2017 года в <адрес> заключен муниципальный контракт на оказание услуг лишь на апрель 2017 г.
В период с июня по сентябрь 2017 г. в виду отсутствия со стороны администрации <адрес> надлежащей организации отлова бродячих животных на территории указанных поселков произошло 18 случаев нападения собак на жителей.
В сельских поселениях Приполярный, Хулимсунт (в т.ч. <адрес>, д. Щекурья, д. Ясунт, д. Патрасуй, д. Хурумпауль, д. Ломбовож, д. Кумкъясуй, д. Верхненильдина, д. Сартынья), а также в городских поселениях Игрим (в. Ванзетур, д. Анеева), Березово (<адрес>, д. Деминская, д. Пугоры, д. Устрем, д. Шайтанка) отлов безнадзорных животных вовсе не организован, муниципальные контракты на оказание соответствующих услуг на территории указанных населенных пунктов в 2017 году не заключались.
Администрацией не решен вопрос по организации пунктов содержания безнадзорных животных и их транспортировки в связи с отсутствием специализированного транспорта.
Аналогичные факты бездействия со стороны органов местного самоуправления установлены прокуратурой и в 2016 году (т.1, л.д.177-182)
В ходе производства судом к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Департамент промышленности ФИО1-<адрес>-Югры и Ветеринарная служба ФИО1-<адрес>-Югры (т.2, л.д.53-55).
В дальнейшем прокурор изменил исковые требования, и привлек к участию в деле в качестве соответчика ФИО1-<адрес>-Югры, ссылаясь на то, что передача Муниципальному образованию <адрес> отдельного государственного полномочия в соответствии с Законом ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз произведена без учета отсутствия на территории <адрес> пунктов временного содержания или приюта для домашних животных и специального транспорта для их транспортировки, а также на недостаточный размер выделяемых для этих целей субвенций (т.2, л.д.208-215).
В окончательном варианте прокурор просит:
1. признать незаконным бездействие <адрес>, выразившееся в непринятии мер в 2016 г., 2017 г.:
- по предоставлению в ФИО1-<адрес>-Югры, Департамент промышленности ФИО1-<адрес>-Югры, Ветеринарную службу ФИО1-<адрес>-Югры достоверных сведений о количестве безнадзорных и бродячих животных, подлежащих отлову в 2016 г. и 2017 г.
- по предоставлению в ФИО1-<адрес>-Югры, Департамент промышленности ФИО1-<адрес>-Югры, Ветеринарную службу ФИО1-<адрес>-Югры отчетов об исполнениипреданного отдельного государственного полномочия по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, и использовании предоставленных субвенций;
- по организации исполнения отдельного государственного полномочия на территории городских поселения Березово, Игрим, сельских поселений Приполярный, Хулимсунт, Светлый, <адрес> ФИО1-<адрес>-Югры по отлову, транспортировке безнадзорных и бродячих домашних животных: содержанию и учету отловленных безнадзорных и бродячих домашних животных; умерщвлению и утилизации бродячих домашних животных в соответствии с требованиями постановления ФИО1-<адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении порядка отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных и бродячих домашних животных на территории ФИО1-<адрес>-Югры».
2. Признать незаконным бездействие ФИО1-<адрес>-Югры, Департамент промышленности ФИО1-<адрес>-Югры, Ветеринарной службы ФИО1-<адрес>-Югры по непринятию мер:
- к предоставлению объема субвенций на 2016 г., 2017 г. бюджету муниципального образования <адрес> в соответствии с методикой (способом) расчета, установленного ст. 4 Закона ФИО1-<адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О наделении органов местного самоуправления ФИО1-<адрес>-Югры отдельным государственным полномочием ФИО1-<адрес>-Югры по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, подлежащих отлову, стоимости услуг по отлову, транспортировке, содержанию, учету, умерщвлению и утилизации домашних животных, расходов на содержание органов местного самоуправления <адрес>, осуществляющих переданное отдельное государственное полномочие;
- осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления <адрес> и их должностными лицами законодательства Российской Федерации и ФИО1-<адрес>-Югры при осуществлении переданного отдельного государственного полномочия с 2016 г. по настоящее время;
- к изъятиюненадлежащим образом исполняющегося <адрес> переданного отдельного государственного полномочия в 2016 г., 2017 г.;
- по финансированию с момента передачи отдельного государственного полномочия мероприятий по созданию на территории муниципального образования <адрес> инфраструктуры, пунктов временного содержания или приютов для безнадзорных ибродячих домашних животных, приобретения специального транспорта для их транспортировке.
3. ФИО1 администрацию <адрес>:
- в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить в ФИО1-<адрес>-Югры, Департамент промышленности ФИО1-<адрес>-Югры, Ветеринарную службу ФИО1-<адрес>-Югры сведения о количестве безнадзорных и бродячих домашних животных, подлежащих отлову в 2018 г.;
- в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить в ФИО1-<адрес>-Югры, Департамент промышленности ФИО1-<адрес>-Югры, Ветеринарную службу ФИО1-<адрес>-Югры сведения об исполнении переданного государственного полномочия по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, (далее отдельное государственное полномочие) и использованию предоставленных субсидий;
- в течение месяца дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать исполнение отдельного государственного полномочия в 2018 году на территориях муниципальных образований городских поселений Березово, Игрим, сельских поселений Приполярный, Хулимсунт, Светлый, <адрес> ФИО1-<адрес>-Югры по отлову, транспортировке безнадзорных домашних животных в соответствии с требованиями постановления ФИО1-<адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении порядка отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных и бродячих животных на территории ФИО1-<адрес>-Югры».
4. ФИО1-<адрес>-Югры, Департамент промышленности ФИО1-<адрес>-Югры, Ветеринарную службу ФИО1-<адрес>-Югры:
- в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу предоставить бюджету муниципального образования <адрес> на 2018 год, а затем в установленное законодательством время на последующие годы объем субвенций в соответствии с методикой (способом) расчета, установленным ст. 4 Закона ФИО1-<адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ФИО1-<адрес>-Югры отдельным государственным полномочием ФИО1-<адрес>-Югры по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных», с учетом количества безнадзорных и бродячих домашних животных, подлежащих отлову стоимости услуг по отлову, транспортировке, содержанию, учету, умерщвлению и утилизации домашних животных, расходов на содержание органов местного самоуправления <адрес>, осуществляющих переданное отдельное государственное полномочие;
- в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу произвести расчет и финансирование мероприятий по созданию на территории муниципального образования <адрес> инфраструктуры, пунктов временного содержания или приютов для безнадзорных и бродячих домашних животных, приобретения специального транспорта для транспортировкибезнадзорных и бродячих домашних животных (т.3, л.д.32-41).
Исковые требования обоснованы нормативно-правовыми актами: ст.ст. 38, 41, 42 Конституции РФ, п.1 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.7.1. Закона ХМАО-Югры от 25.12.2000г. №-оз «О содержании и защите домашних животных на территории ХМАО-Югры», постановлением ФИО1 ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении порядка отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных и бродячих домашних животных на территории ФИО1-<адрес>-Югры», ст. 2 Закона ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ФИО1-<адрес>-Югры отдельным государственным полномочием ФИО1-<адрес>-Югры по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 9.1,9.2,9.3, 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.-2627-10 (т.1, л.д.177-181, т.2, л.д.128-134, т.3, л.д.32-41).
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО4настаивал на удовлетворении измененных исковых требований административного иска.
Представители администрации <адрес> ФИО5, ФИО6, действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали. Указали, что со стороны администрации МО «<адрес>» отсутствовало бездействие по неприятию мер по отлову безнадзорных животных. Субвенции на осуществление соответствующих государственных полномочий из окружного бюджета поступили в сумме 300 000 рублей, которые реализованы в рамках двух заключенных муниципальных контрактов. Ведение учета безнадзорных и бродячих животных на территории <адрес>, а также подготовка расчетов стоимости затрат, необходимых для создания в населенных пунктах района пунктов временного содержания или приютов для содержания безнадзорных животных, согласно действующего законодательства, не являются вопросами местного значения. Расчет стоимости строительных работ производится проектной организацией-членом СРО. Проведенное в 2017 году финансирование из округа является недостаточным для окончательного решения вопроса с бродячими животными на территории <адрес> неоднократно писались письма в адрес Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ФИО1-<адрес>-Югры, но был получен ответ о том, что дополнительного финансирования органов местного самоуправления, осуществляющих переданное отдельное государственное полномочие, не ожидается. В рамках выделенных из бюджета автономного округа на реализацию переданного государственного полномочия, средства на оплату работ, проводимых проектной организацией, не предусмотрены, выполнение средств из бюджета <адрес> на оплату данных работ приведет к нецелевому использованию Бюджетных средств. Таким образом, в 2017 году все необходимые меры по отлову безнадзорных животных в рамках предоставленных из окружного бюджета субвенций были выполнены, нареканий со стороны контролирующих органов не было. Полагают, что прокурором <адрес> не доказан факт незаконного бездействие администрации в части выполнения переданного отдельного полномочия по регулированию численности безнадзорных и бродячих домашних животных (т.2, л.д.40-45, т.3, л.д.77).
ФИО1-<адрес>-Югры в своих письменных возражениях считает исковые требования к ответчикам ФИО1 ХМАО-Югры, Департаменту промышленности ХМАО-Югры, Ветеринарной службе ХМАО-Югры не подлежащими удовлетворению, поскольку, исходя из буквального толкования части 2 ст. 227 КАС РФ, с их стороны отсутствует бездействие относительно неисполнения обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими их полномочия.
В соответствии с подпунктом 49 пункта 2, пунктом 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и во исполнение части 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принят закон автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ФИО1-<адрес>-Югры отдельным государственным полномочием ФИО1-<адрес>-Югры по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных», в соответствии с частью 2 статьи 2 которого органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются отдельным полномочием, включающим в себя: 1) отлов и транспортировку безнадзорных и бродячих домашних животных; 2) содержание и учет отловленных безнадзорных и бродячих домашних животных; 3) умерщвление и утилизацию бродячих домашних животных.
Субвенции на реализацию переданного полномочия предоставляются в рамках государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в ФИО1-<адрес>-Югре в 2016-2025 годах и на период по 2030 года» (подпрограмма 4 «Обеспечение стабильной благополучной эпизоотической обстановки в ФИО1-<адрес>-Югре и защита населения от болезней, общих для человека и животных»), утвержденной постановлением ФИО1 <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ.
Департамент промышленности автономного округа определен ответственным исполнителем государственной программы.
Статьей 4 Закона №-оз установлена методика расчета объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета автономного округа для осуществления переданного полномочия, согласно которой в расчет объема субвенций включаются, в том числе, стоимость услуги по отлову, транспортировке, содержанию и учету, умерщвлению и утилизации одного животного.
Таким образом, доводы прокурора <адрес> о передаче администрации <адрес> государственных полномочий без учета отсутствия на территории района пунктов временного содержания или приюта для домашних животных, а также средств для их транспортировки на специализированном транспорте, а именно, что размер выделяемых субвенций предназначен только на оплату части полномочий - отлов безнадзорных животных - не соответствует действительности и не подтвержден документально.
Постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемых из бюджета ФИО1-<адрес>-Югры бюджетам муниципальных районов и городских округов ФИО1-<адрес>-Югры для осуществления отдельных переданных государственных полномочий ФИО1-<адрес>-Югры, в соответствии с пунктами 4, 5, 6 которого, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований.
Таким образом, ФИО1 <адрес> как высший исполнительный орган государственной власти субъекта реализовало свои полномочия по принятию необходимых нормативных правовых актов в регулируемой сфере правоотношений.
Со ссылкой на абзац третий пункта 1, п. 3 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ указывает, что в случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета (пункт 3 статьи 86 БК РФ).
В марте 2017 года Ветслужбой Югры в муниципальные образования автономного округа направлен запрос о предоставлении предложений по увеличению суммы субвенции (№ исх-662 от ДД.ММ.ГГГГ), которые должны быть аргументированными и подтверждаться достигнутыми показателями, содержать планируемые результаты по годам и перечень мероприятий, который позволит в определенный период вывести реализацию переданного полномочия с минимальными затратами. От муниципального образования <адрес> предложения не поступили, что свидетельствует об отсутствии необходимых действий со стороны <адрес>, а не исполнительных органов государственной власти автономного округа.
Учитывая процедуру формирования сводной заявки на перечисление денежных средств бюджетам муниципальных образований в соответствии с заявками муниципальных образований, необходимостью ее направления в Департамент финансов автономного округа, необходимостью представления уполномоченными органами государственной власти автономного округа в Депфин сводного анализа о расходовании субвенций за прошедший период (установленную постановлением ФИО1 №-п), исполнение пункта 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения, с учетом заявленных исковых требований к ответчикам ФИО1 ХМАО-Югры, Деппромышленности ХМАО-Югры, Ветеринарной службы ХМАО-Югры, по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) считает невозможным. Представитель ФИО1 просит рассмотреть административное дело в отсутствие ФИО1 и отказать прокурору <адрес> в удовлетворении заявленных требований о признании бездействия ФИО1, Деппромышленности Югры, Ветслужбы Югры незаконными, а также обязании административных ответчиков осуществить финансирование вышеуказанных мероприятий (т.2, л.д.152-161).
Департамент промышленности ХМАО-Югры полностью соглашается с возражениями ФИО1 ХМАО-Югры на исковое заявление, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя и отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований о признании бездействия ФИО1, Деппромышленности Югры и Ветслужбы Югры незаконными (т.2, л.д.186-188). Поскольку в силу действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, Ветеринарная служба ХМАО-Югры является уполномоченным органом по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления и их должностными лицами законодательства РФ и ХМАО-Югры при осуществлении отдельного государственного полномочия ХМАО-Югры по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите от болезней, общих для человека и животных, а также является ответственным исполнителем государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года, утвержденной постановлением ФИО1 ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п, считает, что требования к Департаменту промышленности автономного округа в части передачи государственного полномочия без учета отсутствия пунктов временного содержания или приютов для животных, а также в части обеспечения финансирования переданного государственного полномочия, несостоятельными и необоснованными (т.3, л.д.62-68).
Ветслужба ХМАО - Югры предоставила письменные возражения на исковые требования прокурора <адрес> по аналогичным доводам, изложенным ФИО1 ХМАО-Югры, дополнительно указав следующее. Объем субвенций определяется исходя из возможностей бюджета автономного округа, расчет производится на 22 органа местного самоуправления: до 2017 года ежегодно в размере 10 000,0 тыс.руб. (в том числе, затраты на осуществление управленческих функций- 1 188,0 тыс. руб.); с 2017 года ежегодно в размере 11 600,0 тыс. руб., в связи с увеличением срока передержки безнадзорных животных с 10 до 20 дней. <адрес>ы формируют сводные заявки на получение субвенции на основании заявок органов местного самоуправления сельский поселений территориально входящих в муниципальный район. В соответствии с информацией, предоставленной муниципальным образованием <адрес> (письма от ДД.ММ.ГГГГ, №,от ДД.ММ.ГГГГ №) в пгт. Березово и пгт. Игрим организованы пункты передержки безнадзорных животных. В 2016 году в Ветслужбу Югры поступило письмо от муниципального образования <адрес> о рассмотрении возможности дополнительного финансирования в сумме 300,0 тыс.руб. (№ от ДД.ММ.ГГГГ). Запрос на дополнительное финансирование не содержал финансово-экономического обоснования, расчетов ипоказателей. В дополнительном финансировании отказано. Согласно отчетам о проведении мероприятий и расходовании субвенций, выделенная в 2013 году субвенция в размере 62,8 тыс. руб. муниципальным образованием <адрес> не использована и возвращена в бюджет автономного округа в полном объеме. В 2016 году в адрес Департамента финансов автономного округа направлена информация по результатам исполнения переданного полномочия за период 2014-2015 г.г. (исх.23-Исх-1059 от ДД.ММ.ГГГГ). За период 2016-2017 г.г. муниципальным образованием <адрес> сведения об исполнении переданного полномочия не предоставлены. Вопрос о дополнительном выделении субвенций Департамент финансов автономного округа рассматривает только при наличии предложений, подтвержденных достигнутыми показателями, планируемыми результатами по годам, перечнем мероприятий, который позволит в определенный период вывести реализацию полномочий с минимальными затратами в год (письмо Департамента финансов автономного округа №-Исх-449 от ДД.ММ.ГГГГ).В марте 2017 <адрес> направила в муниципальные образования автономного округа запрос о предоставлении предложений по увеличению суммы субвенции с учетом требований Департамент финансов автономного округа (№-Исх.662 от ДД.ММ.ГГГГ)- предложения от муниципального образования <адрес> не поступило. Анализ проведенных Ветслужбой фактических расходов выявил, что количество животных, отловленных за счет средств бюджета муниципального образования <адрес> до передачи отдельного государственного полномочия, превышает количество животных, отлавливаемых ежегодно в период с 2014 года по настоящее время, не смотря на увеличение возможности источников финансирования указанных мероприятий: субвенция из бюджета автономного округа, дополнительное финансирование мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории района, за счет средств бюджета муниципального образования (часть 1 ст.16.1 Закона №131-ФЗ от 06.10.2013г.). Просит суд в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> к ФИО1 ХМАО-Югры, Департаменту промышленности ХМАО-Югры, Ветслужбе ХМАО-Югры в полном объеме отказать (т.2, л.д.162-168, т.3 л.д.1-9).
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно подпункту 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, положений ст. 1, п.2 ст. 2, ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О ветеринарии», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям субъектов РФ отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных (за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации) осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды.
Как следует из ч.ч. 2, 5. ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Пунктами 4.8 Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-96. Ветеринарных правил ВП. ДД.ММ.ГГГГ-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ ДД.ММ.ГГГГ N 11, Минсельхозпродом РФ ДД.ММ.ГГГГ N 23 установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.
В санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.7.2627010, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизации против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляется при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся кполномочиям органов государственной власти субъектов РФ (пункты 9.2, 9.5).
Как следует из п.3 Постановления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица и безнадзорные кошки подлежат отлову. Отлов таких собак и кошек производится в городах, рабочих, курортных и дачных поселках организациями жилищно-коммунального хозяйства. Указанное постановление не отменено и не противоречат каким-либо нормативным актам, в том числе Федеральному закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а потому является действующим и подлежащим применению (п.19 ч.1, ст.14, п. 25 ч.1 ст. 16).
В Методических рекомендациях по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных Министерством регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (пункт 8.10.6), закреплено: отлов бродячих животных рекомендуется осуществлять специализированными организациями по договорам с администрацией муниципального образования в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на эти цели.
Частью 1 статьи 14.1, частью 1 статьи 16.1 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.
В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации органы местного самоуправления наряду с полицией ФИО1 содействовать розыску собственника животного, а также передаче задержанного животного для временного (до обнаружения собственника) содержания лицам, имеющим необходимые условий для этого (ст. 230 ГК РФ). Статьей 231 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено возникновение права собственности на безнадзорное животное в случае, если не обнаружен собственник в течение шести месяцев и отказе лица, содержащего животное в это время, от приобретения его в собственность. Закрепленные указанными нормами Гражданского кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления по обращению с безнадзорными животными регламентированы их компетенцией в рамках благоустройства территорий (п.19 ч.1, ст.14, п. 25 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ).
Совокупность вышеперечисленных норм права указывает на то, что орган местного самоуправления вправе и ФИО1 заниматься отловом и содержанием безнадзорных домашних животных как в виде решения вопросов местного самоуправления в сфере благоустройства территории, в силу вышеуказанных норм Гражданского кодекса РФ, так и при осуществлении им отдельного государственного полномочия, переданного субъектов Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.
Органом муниципального образования <адрес> был принят нормативный акт, корреспондирующие указанному выше постановлению- Правила благоустройства территории городского поселения Березово», которым предусмотрено исключение безнадзорного обитания животных, возможности их скопления на территории поселения путем осуществления специализированными организациями по договорам (контрактам) с администрацией <адрес>, отлова собак и кошек, находящихся на улицах или иных общественных местах без сопровождения лица (т.2, л.д.245-249). По утверждению представителя администрации <адрес> аналогичные Правила приняты всеми городскими и сельскими поселениями <адрес>.
Таким образом, органами местного самоуправления <адрес> приняты на себя обязательства по отлову безнадзорных животных, что не противоречит действующему нормативному регулированию.
На основании ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий2ской Федерации, части 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 1, 2 Закона ФИО1-<адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз « О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ФИО1-<адрес> - Югры», муниципальное образование <адрес> (в числе других муниципальных районов и городских округов округа) на неограниченный срок наделено отдельным государственным полномочием ФИО1-<адрес> - Югры по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, включающим в себя: 1) отлов и транспортировку безнадзорных и бродячих домашних животных; 2) содержание и учет отловленных безнадзорных и бродячих домашнихживотных; 3) умерщвление и утилизацию бродячих домашних животных.
Субвенции на реализацию переданного полномочия предоставляются в рамках государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в ФИО1-<адрес>-Югре в 2016-2025 и на период до 2030 года» (подпрограмма 4 «Обеспечение стабильной благополучной эпизоотической обстановки в ФИО1-<адрес>-Югре и защита населения от болезней, общих для человека и животных», утвержденной постановлением ФИО1 <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ
Порядок реализации государственной программы включает разработку и принятие нормативных правовых актов автономного округа-Югры, необходимых для их выполнения, информирование общественности о ходе и результатах ее реализации.
Оценка хода исполнения программных мероприятий основана на мониторинге ожидаемых непосредственных и конечных результатов ее реализации как сопоставления достигнутых, так и целевых значений показателей.
Ответственным исполнителем государственной программы определен Департамент промышленности автономного округа.
В рамках вышеуказанной подпрограммы Ветеринарная служба ФИО1-<адрес>-Югры осуществляет контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации и ФИО1-<адрес>-Югры в сфере ветеринарии (Постановлением ФИО1-<адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п).
Постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемых из <адрес> бюджетам муниципальных районов и городских округов для осуществления отдельных переданных государственных полномочий ФИО1-<адрес>-Югры. В соответствии с пунктами 4.5,8 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа - при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случае и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований. При распределении субвенций между органами местного самоуправления устанавливается единый подход для определения размера субвенции. На выплату субвенций установлен заявительный характер. Кроме того, необходимая информация в части требуемых средств на указанные выше цели устанавливается Ветслужбой на основании отчетов муниципальных образований по результатам исполнения переданного полномочия за отчетный период с учетом всех источников средств, направленных на его исполнение с предложением увеличения объема субвенций.
Статьей 7.1. Закона №-оз от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1-<адрес>-Югры «О содержании и защите домашних животных на территории ФИО1-<адрес>-Югры» предусмотрены следующие мероприятия по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных и бродячих домашних животных: отловленные безнадзорные и бродячие домашние животные помещаются в пункт временного содержания или в приют для животных, подлежат регистрации и обязательному осмотру специалистом в области ветеринарии (п.4); Безнадзорные домашние животные, не востребованные их владельцами или собственниками и не переданные на содержание и в пользование другим лицам, поступают в соответствии с гражданским законодательством в муниципальную собственность (п.6). В силу названной нормы, финансирование предусмотренных настоящей статьей мероприятий осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, а также иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.7).
Во исполнение указанных нормативно-правовых актов Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ принята муниципальная программа «Развитие агропромышленного комплекса <адрес> в 2014-2018 года». Для решения задачи «Обеспечение стабильной благополучной эпизоотической обстановки в <адрес> и защите населения от болезней общих для человека и животных», предусмотрены мероприятия по отлову, транспортировке, учету содержанию, умерщвлению, утилизации безнадзорных и бродячих животных, итогом которых будет сокращение численности безнадзорных и бродячих животных, сокращение случаев нападения таких животных на людей, целевым показателем муниципальной программы (показатель социально-экономической эффективности) является увеличение количества отловленных безнадзорных и бродячих животных до 145 шт. в год (т.2, л.д.24, 67, 75, 79).
Как следует из материалов дела, на территории <адрес> ХМАО-Югры специализированные организации по отлову бродячих животных и пункты временного содержания бродячих животных не зарегистрированы, указанные мероприятия осуществляются на основании заключаемых администрацией <адрес> краткосрочных муниципальных контрактов (т.1, л.д.45-48).
В рамках исполнения Закона от ДД.ММ.ГГГГ №-оз из бюджета автономного округа в 2016 году выделено 353 000 рублей, которые по итогам произведенного запроса котировок освоены в полном объеме. В 2017 году на осуществление вышеуказанного государственного полномочия из бюджета автономного округа выделено 353 000 рублей. Определение специализированное организации по отлову бродячих животных было запланировано в феврале 2017 года (л.д.59)
Так, в марте 2016 года администрацией <адрес> были заключены 4 муниципальных контракта: №-Д, предметом которого, являлся отлов, транспортировка, утилизация 30 безнадзорных животных в <адрес>. Общая цена Контракта составляет 115 379,0 рублей (т.1, л.д.183-195); №-Д, предметом которого, являлся отлов, транспортировка, утилизация 32 безнадзорных животных в <адрес>. Общая цена Контракта составляет 114 895,0 рублей (т.1, л.д.196-208); №-Д, предметом которого, являлся отлов, транспортировка, утилизация 33 безнадзорных животных в <адрес>. Общая цена Контракта составляет 115 119,0 рублей (т.1, л.д.209-221); №-Д, предметом которого, являлся отлов, транспортировка, утилизация 162 безнадзорных животных в пгт. Игрим. Общая цена Контракта составляет 453 000,0 рублей (т.1, л.д.222-234).
При этом, по информации Ветслужбы и администрации <адрес>, использованы: субвенция, предоставленная из бюджета округа - в сумме 499,99 тыс. руб., а также финансирование из бюджета МО <адрес> в сумме 300 000,0 рублей (т.3, л.д.6,10).
В 2017 году Муниципальным образованием «<адрес>» в рамках государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в ФИО1-<адрес>-Югре» получена субвенция на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека с животных, в сумме 370 000 рублей. Расчет субвенции осуществлялся по данным, предоставленным муниципалитетом и исходя из возможностей бюджета ФИО1-<адрес>-Югры. Для расчета муниципалитетом определено количество безнадзорных животных. Затраты на 1 животное составили 0,67 тыс. руб.; стоимость услуги по отлову, транспортировке, содержанию, учету, умерщвлению, утилизации животных составила 335,0 тыс. руб. Объем затрат на осуществление управленческих функций - 29,3 тыс. руб. Итого субвенция составила 364,3 тыс. руб. в год. В расчет субвенций не входит организация строительства пунктов временной передержки отловленных животных (т.1, л.д. 239).
В 2017 году администрацией <адрес> были заключены муниципальные контракты: №-Д, предметом которого, являлся отлов, транспортировка, утилизация 80 безнадзорных животных в пгт Березово, Игрим, общая цена Контракта составляет 269 999,0 рублей (т.1, л.д.140-153); №-Д, предметом которого, являлся отлов, транспортировка, утилизация 25 безнадзорных животных в <адрес>, общая цена Контракта составляет 100 000,0 рублей (т.1, л.д.156-170);№-д, предметом которого, являлся отлов, транспортировка, утилизация 50 безнадзорных животных в пгт.Игрим. Общая цена Контракта составляет 148 999,0 рублей (т.1, л.д.111-125); №/д, предметом которого, являлся отлов, транспортировка, утилизация 50 безнадзорных животных в пгт Березово. Общая цена Контракта составляет 129 999,0 рублей (т.1, л.д.126-139).
Таким образом, выделенная из бюджета автономного округа субвенция, была реализована в полном объеме, а также использованы денежные средства из бюджета <адрес> в сумме 278 998,0 руб. (т.3, л.д.10)
По вопросам дополнительного финансирования администрация района обращалась в Департамент в 2014-2016 г.г. (т.1, л.д.39-43).
Как следует из заявок городских и сельских поселений <адрес>, указанное финансирование является недостаточным для окончательного решения вопроса с бродячими животными на территории <адрес>. При этом, на проведение мероприятий по отлову животных в рамках благоустройства, муниципальные поселения не ссылаются (т.1, л.д.15-40, 63).
Как видно, условиям вышеуказанных контрактов, оказание услуг фактически предусмотрено только в апреле-мае и в октябре 2017 года.
Между тем, в период отсутствия муниципальных контрактов на отлов безнадзорных животных (с июня по сентябрь 2017 г.) произошло 18 случаев нападения собак на жителей <адрес>. В течение всего 2017 года в ОМВД России по <адрес> зарегистрировано 34 случая нападения бродячих собак на людей, в том числе: пгт. Березово- 21, в пгт. Игрим - 10, в <адрес>- 2, в <адрес>- 1 (т.1, л.д.11-13, 17-34, 60-62, 64-110)
<адрес> в январе 2017 года в адрес администрации <адрес> подано Представление об устранении нарушений законодательства, в том числе, регулирующее отлов безнадзорных домашних животных (т.1, л.д.48-59).
В судебном заседании установлено, что данная ситуация объективно существует, проблема безнадзорных собак имеется. Подтверждены случаи (не единичные), когда собаки, бросались на людей, кусали их, в связи с чем, пострадавшие были вынуждены обращаться за медицинской помощью, а также в правоохранительные органы. Представленными прокуратурой <адрес> доказательствами нападения на граждан бродячих собак, административным ответчиком не опровергнуты.
В судебном заседании представитель администрации подтвердил, что отлов безнадзорных животных на территории района производился не в объеме, необходимом для достижения конкретного результата, а лишь в рамках выделенных для этого финансовых средств (из бюджета района и субвенции).
Разрешая исковые требования об обязании администрацию <адрес> предоставить в ФИО1 ХМАО-Югры, Департамент промышленности ХМАО-Югры, Ветеринарную службы ХМАО-Югры сведения о количестве безнадзорных и бродячих домашних животных, подлежащих отлову в 2018 году, суд считает, что они не подлежат удовлетворению, поскольку материалами дела подтверждается, что эти сведения фактически были предоставлены в 2016 году на плановый период 2018 и 2019 г.г., что следует из заявки администрации <адрес>, поданной в 2016 году на период 2017-2019 г. (2018 г. - 590 ед.) и согласованным Уведомлением о лимитах бюджетных обязательств, подписанных руководителем Департамента финансов АО, и представителем администрации (т.2, л.д.242-243, т.3 л.д.11).
Требование о предоставлении администрацией другим соответчикам сведений об использовании предоставленных субвенций к моменту вынесения судебного решения утратила свою актуальность, так как по этому основанию в ежегодном предоставлении субвенции администрации не отказывалось. Кроме того, при наличии нескольких вариантов исполнения спорных полномочий, суд не вправе императивно устанавливать администрации обязанность их исполнения конкретным способом - путем обращения к соответчикам об увеличении размера субвенций, оставляя право выбора за администрацией.
Исковые требования к соответчикам ФИО1 ХМАО-Югры, Департаменту промышленности ХМАО - Югры, Ветеринарной службе ХМАО-Югры о предоставлении бюджету муниципального образования <адрес> на 2018 год, а затем в установленное законодательством время на последующие годы объем субвенций с учетом количества безнадзорных и бродячих животных, подлежащих отлову и произвести финансирование создания на территории района пунктов временного содержания или приютов, на приобретение специального транспорта, также не подлежат удовлетворению в связи со следующим:
- суд не вправе выносить решения «на последующие годы», и без учета фактических правоотношений, которые сложатся между сторонами в дальнейшем, в отсутствие доказательств будущего бездействия соответчиков;
- суд считает, что ФИО1-<адрес>-Югры осуществило в полном объеме свои полномочия путем издания нормативно-правовых актов, регулирующие спорные правоотношения;
- материалы дела не содержат сведений о том, что Департамент промышленности ХМАО-Югры и Ветеринарная служба ХМАО-Югры выделяли и распределяли субвенции в нарушении методики, установленной ст. 4 Закона ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз;
- каких-либо данных о том, что субвенция на выполнение мероприятий по отлову, транспортировке и содержанию безнадзорных домашних животных из бюджета ХМАО-Югры не выделялась или ее размера было недостаточно, в материалах дела не предоставлено, напротив, подтверждено, что администрация <адрес> со совей стороны не предоставляла: перечень мероприятий по годам, которые позволили бы в определенный период провести реализацию ее полномочий с минимальными затратами, а направленные ею предложения по увеличению суммы субвенций были не аргументированы и не подтверждались достигнутыми показателями;
- предметом настоящего спора не является конкретный размер предоставленных администрации субвенций, а также обоснованность его повышения,
- не усмотрел суд бездействие ФИО1 ХМАО-Югры по изъятиюненадлежащим образом исполняющегося <адрес> переданного отдельного государственного полномочия в 2016 г., 2017 г., поскольку в пределах выделенных субвенций администрация исполнила переданное ей отдельное полномочие в полном объеме, сведений об использовании субвенций не по целевому назначению материалы дела не содержат;
- ФИО1 ХМАО-Югры и Департамент промышленности ХМАО-Югры не являются главными распорядителями средств бюджета ХМАО-Югры в отношении средств на организацию и проведение на территории ХМАО-Югры мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, осуществление защиты населения от болезней, общих для человека и животных и, соответственно, не являются надлежащими ответчиками по делу.
При таких обстоятельствах указанные соответчики прав и законные интересы неопределенного круга лиц в рамках спорных правоотношений, не нарушали, в связи с чем, заявленные к ним требования удовлетворению не подлежат.
По данному делу надлежащим ответчиком является администрация <адрес> в связи со следующим.
Довод администрации о том, что в силу ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, что ст. 85 Бюджетного кодекса РФ не позволяет органам местного самоуправления устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не принят судом во внимание, поскольку отлов безнадзорных животных должен осуществляться не только в целях предупреждения эпидемий и ликвидации их последствий, но также и в целях благоустройства территории муниципального образования, что является полномочиями местных администраций согласно нормам ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и принятых нормативных актов в порядке благоустройства муниципальных городских и сельских поселений, которыми не были исполнены обязательства, вытекающие из Правил благоустройства территорий. Поэтому эту норму можно рассматривать, как юридическое основание признания права органов местного самоуправления заниматься отловом и содержанием безнадзорных домашних животных. Данную деятельность можно трактовать и обосновать либо как решение вопросов местного значения в сфере благоустройства территории, либо как участие в осуществлении государственных полномочий.
Ссылка администрации на отсутствие в бюджете средств на отлов безнадзорных животных, не принята во внимание, так как это зависит от усмотрения соответствующих органов муниципального образования. Кроме того, осуществление указанных полномочий не поставлено в зависимость от достаточности бюджетных средств. При этом абзац второй части 5 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ допускает использование органами местного самоуправления собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления данных полномочий. С целью эффективного исполнения закона №-оз органы местного самоуправления вправе разрабатывать свои внутренние программы, предусматривать в этих программах финансирование средств окружного и местного бюджетов, а также посильную помощь общественных некоммерческих организаций по защите животных.
В соответствии с п. 3. Порядка отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных и бродячих домашних животных на территории ФИО1-<адрес>-Югры, утв. постановлением ФИО1-<адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ N 366-п, отлов, содержание и регулирование численности животных осуществляется за счет их владельцев (собственников). При отсутствии таковых отлов, содержание и регулирование численности осуществляется за счет средств бюджета ФИО1-<адрес> - Югры, предоставляемых в целях финансирования обеспечения расходных обязательств муниципальных образований ФИО1-<адрес> - Югры, наделенных Законом ФИО1-<адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ N 29-оз отдельными государственными полномочиями ФИО1-<адрес> - Югры; за счет собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; а также за счет добровольных взносов граждан и юридических лиц, иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Вместе с тем, в силу действующего законодательства муниципальное образование <адрес>, несет самостоятельную ответственность за неисполнение своих обязательств. В случае недостаточности финансирования именно оно должно принимать меры к его увеличению, в том числе подавать надлежаще обоснованные заявки о выделении из бюджета округа денежных средств, оспаривать в судебном порядке методику расчета субвенций, если они не покрывают необходимых надлежаще доказанных расходов - размер выделенных субвенций. Доказательств совершения муниципальным образованием активных действий, направленных на предоставление дополнительных аргументированных заявок о выделении субвенций в уполномоченный орган, оспаривание методики расчета субвенций, неправильное распределение денежных средств на проведение указанных мероприятий, суду не предоставлено. В настоящем судебном заседании обоснованность размера субвенций также не является предметом спора.
Мероприятия по отлову безнадзорных животных, относятся, в то том числе, к мероприятиям по охране жизни и здоровья людей, осуществление которых, отнесено к вопросам местного значения 4, п.24 ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Также, суд учитывает, что полномочия муниципального образования в сфере создания условий для содержания безнадзорных животных также прямо вытекают из положений пункта 1 статьи 230 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что лицо, задержавшее безнадзорное илититульное безнадзорное домашнее животное, ФИО1 возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней момента задержания заявить об обнаружении животных в полицию или орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицам, задержавшим их у себя на содержании и в пользовании, либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 230 ГК РФ). Статье 231 ГК РФ урегулирован вопрос приобретения права собственности на безнадзорное животное. Таким образом, в силу вышеназванных положений ГК РФ муниципальный орган должен принимать все необходимые меры к тому, чтобы безнадзорные животные отлавливались, после чего содержать в специально отведенных для этого местах.
Следовательно, в условиях действующего регулирования муниципальное образование не приняло всех мер к тому, чтобы исполнить взятые на себя обязательства надлежащим образом.
Непосредственной причиной отсутствия эффективности проведенных администрацией мероприятий по отлову животных, которые не привели к снижению их численности, в частности, явился тот факт, что администрацией работы по отлову безнадзорных животных на территории МО <адрес> проводились не регулярно, по мере необходимости, не на всей территории МО, и не в полном объеме, предусмотренном Правилами.
По смыслу выше приведенных норм права, работы по отлову должны быть организованы своевременно и проведены в полном объеме и включают в себя, в частности, создание пунктов временного содержания или приютов для домашних животных, а также наличие постоянной специализированной организации по отлову, который в любой момент, в том числе по заявкам физических и юридических лиц, может осуществить отлов животных.
Как следует из материалов дела, администрацией <адрес> работа в указанном направлении организована только посредством осуществления краткосрочных муниципальных контрактов, постоянная специализированная организация по отлову бродячих животных и пункты временного содержания бродячих животных не организованы (т.1, л.д.44-48, 55-56, 59).
Организованные администрацией <адрес> эпизодические мероприятия по отлову бродячих животных не привели к устранению угрозы жизни или здоровью человека, не исключили нападение на людей безнадзорных собак, что подтверждается выше приведенной статистикой о случаях нападения животных на граждан.
Кроме того, как следует из материалов дела, два муниципальных контракта по отлову безнадзорных животных на территории пгт. Березово и пгт Игрим были заключены лишь в конце 2017 года, то есть, непосредственно перед обращением прокуратуры <адрес> в суд с настоящим административным иском.
Таким образом, прокуратурой <адрес> в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказано, что администрация <адрес> не организовала постоянную и в полном объеме, предусмотренном действующим законодательством, работу по отлову безнадзорных и бродячих животных, а проведенные ею мероприятия в рамках исполненных муниципальных контрактов, носят эпизодический характер и не соответствует полному перечню мероприятий, установленных Порядком.
В связи с указанным мероприятия по отлову безнадзорных животных в рамках муниципальных контрактов не могут быть признаны судом достаточными и своевременно принятыми мерами по осуществлению государственного полномочия, поскольку не привели к положительным результатам. Так, анализ проведенной Ветслужбой фактических расходов выявил, что количество животных, отловленных за счет средств бюджета муниципального образования <адрес> до передачи отдельного государственного полномочия, превышает количество животных, отлавливаемых ежегодно в период с 2014 года по настоящее время. Указанное обстоятельство администрацией подтверждается собственной Информацией о числе безнадзорных животных (т.3, л.д.6, 10, 11, 21, 49)
В связи с указанным, исковое требование прокурора о признании незаконным бездействия администрации <адрес>, выразившееся в отсутствии на территории <адрес> организации по отлову, транспортировке безнадзорных и бродячих домашних животных, содержанию и учету отловленных безнадзорных и бродячих домашних животных, их умерщвлению и утилизации в соответствии с постановлением ФИО1 ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п, суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Также подлежит удовлетворению производное исковое требование о понуждении администрации исполнить делегированные ей государственные полномочия в соответствии с постановлением ФИО1 ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░1-<░░░░░>-░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ 2016-2017 ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.<░░░░░>, ░.<░░░░░>, ░.<░░░░░>, ░.<░░░░░>, ░.<░░░░░>, ░.<░░░░░> ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1-<░░░░░>-░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №-░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1-<░░░░░>-░░░░;
2. ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░, <░░░░░> ░░░░-░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1-<░░░░░>-░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №-░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1-<░░░░░>-░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░1-<░░░░░>-░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1-<░░░░░>-░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1-<░░░░░>-░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░1-<░░░░░>-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░/░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░.░.
░░░░░ ░░░9
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░