Дело № 2-308/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2016 года с. Троицкое
Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Литовченко А.Л.,
с участием представителя третьего лица администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Журавка М.В.
при секретаре Вишнякове П.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихой ФИО1 к администрации Арсеньевского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края, Комитету Правительства Хабаровского края по гражданской защите о признании права на получение единовременной материальной помощи,
установил:
Тихая Н.Н. обратилась в суд с иском к администрации Арсеньевского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края, Комитету Правительства Хабаровского края по гражданской защите о признании права на получение единовременной материальной помощи. В обоснование иска указано, что он осуществляет выращивание сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке площадью 0,1 га по адресу <адрес> В результате выхода из берегов реки Анюй в период чрезвычайной ситуации в Нанайском районе Хабаровского края в июле 2015 года земельный участок попал в зону затопления. В силу этого решением Нанайского районного суда от 09 декабря 2015 года за ней и членами ее семьи признано право на включение в списки на получение единовременной материальной помощи, в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур. Вышеуказанное решение исполнено администрацией района, однако единовременная материальная помощь до настоящего времени не выплачена. Исходя из информационного письма Комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите от 01 апреля 2016 года, при принятии решения от 09 декабря 2015 года судом применено постановление Правительства Хабаровского края №406-пр от 30 декабря 2009 года, определяющее Порядок оформления и содержания документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем постановлением Правительства Хабаровского края от 30 сентября 2015 года № 318-пр «О создании и об использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края» постановление №406-пр от 30 декабря 2009 года признано утратившим силу. Решение суда от 09 декабря 2015 года не содержит указания на признание за истцом права на получение единовременной материальной помощи, в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 30 сентября 2015 года № 318-пр, а потому не признается основанием для ее выплаты. Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просит признать за ними право на получение единовременной материальной помощи с учетом требований постановления Правительства Хабаровского края от 30 сентября 2015 года № 318-пр.
В судебном заседании представитель третьего лица исковые требования поддержала, подтвердив вышеизложенные обстоятельства.
Истец и представители ответчиков в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Согласно отзыву, Комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите просит в удовлетворении иска отказать, ввиду отсутствия у истца правоустанавливающих документов на землю.
Выслушав участников процесса и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что земельный участок площадью 0,1 га, расположенный возле <адрес> дома по <адрес>, находится во владении истца и используется для выращивания сельскохозяйственных культур.
16 июля 2015 года на основании постановления администрации Нанайского муниципального района от 16 июля 2015 года №685 в результате выпадения обильных осадков и повышения уровня воды в реке Анюй до критических значений, на территории Нанайского муниципального района, включая село Арсеньево, введен режим чрезвычайной ситуации.
На основании постановлений администрации Арсеньевского сельского поселения №30 от 18 июля 2015 года и №35 от 01 сентября 2015 года земельный участок по адресу <адрес> включен в перечень приусадебных участков, вошедших в зону подтопления.
Согласно статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 11 того же Федерального закона органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Во исполнение данных норм Правительством Хабаровского края принят Порядок оформления и содержание документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (приложение № 16 к постановлению Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2009 г. №406-пр).
В силу пункта 7.1 Порядка, единовременная материальная помощь выплачивается гражданам за поврежденное частное жилье и гражданам, лишившимся урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке.
Конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования частного жилого помещения, утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.
На основании проведенного обследования частного жилого помещения, утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке, составляются акты обследования частных жилых помещений и акты обследования утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке, которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи.
В списках указываются все граждане (включая детей), постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент ЧС, в жилом помещении на приусадебном земельном участке, на котором был утрачен урожай сельскохозяйственных культур в результате ЧС.
Вышеуказанные акты подписываются членами комиссии и пострадавшими гражданами (собственниками жилья, собственниками приусадебного земельного участка), согласовываются руководителем управления (отдела) по делам ГОЧС городского округа (муниципального района), утверждаются главой (его заместителем) городского округа (муниципального района) с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяются печатью.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 30 сентября 2015 года № 318-пр «О создании и об использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края» постановление №406-пр от 30 декабря 2009 года признано утратившим силу, с одновременным утверждением нового Порядка оформления и содержания документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Согласно пунктам 8.2 и 8.3 Порядка, утвержденного постановление от 30.09.2015 года № 318-пр, единовременная материальная помощь выплачивается гражданам РФ, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства на момент возникновения ЧС в жилых помещениях многоквартирных домов или в индивидуальных жилых домах в границах зоны чрезвычайной ситуации, установленных правовыми актами органов местного самоуправления, за поврежденное частное жилое помещение и гражданам, лишившимся урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке, права на которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке.
При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания граждан в целях получения единовременной материальной помощи устанавливается в судебном порядке.
При отсутствии государственной регистрации прав на земельный участок единовременная материальная помощь выплачивается гражданам, лишившимся урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке, в отношении которого представлены:
- правоустанавливающие документы на земельный участок, права на который возникли до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- договор аренды земельного участка, предоставленного для целей ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке, заключенный на срок менее чем один год.
В иных случаях отсутствия государственной регистрации прав на земельный участок право на получение единовременной материальной помощи устанавливается в судебном порядке.
Исходя из буквального содержания названных норм, как на момент введения режима ЧС, так и в настоящее время право на получение единовременной материальной помощи имеют граждане, лишившиеся урожая сельскохозяйственных культур, постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении на приусадебном земельном участке, на котором утрачен урожай сельскохозяйственных культур.
Судом установлено, что Тихая Н.Н. зарегистрирована и проживает в <адрес> дома по <адрес> с 1980 года, что подтверждается копией ее паспорта.
Как указано в акте №12 от 30 июля 2015 года, составленном администрацией района и сельского поселения, общая площадь приусадебного участка, пострадавшего от затопления составляет 0,1 га. В результате затопления произошла гибель сельскохозяйственных культур на сумму 44,34 тыс. рублей. Пострадавшими признаны ФИО2, а также члены ее семьи Тихая Н.Н., ФИО3, ФИО4 Заключением комиссии размер единовременной материальной помощи определен в сумме 20.000 рублей.
Вместе с тем, в силу статьи 4 Федерального законаот 07 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" приусадебные земельные участки являются одним из видов земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства.
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок (статья 3 Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ).
Таким образом, исходя из системного толкования вышеприведенных норм, условием выплаты единовременной материальной помощи является ведение личного подсобного хозяйства в соответствии с требованиями Федерального законаот 07 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
Права на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, включая приусадебные земельные участки, должны быть зарегистрированы или подтверждаться соответствующими правоустанавливающими документами.
Между тем, документов, которые бы подтверждали приобретение либо предоставление в установленном порядке Тихой Н.Н. участка по <адрес> а также вид его разрешенного использования, суду не представлено.
Согласно справке администрации Арсеньевского сельского поселения от 03 июня 2016 года №235/1-23, вышеуказанный земельный участок находится в пользовании у Тихой Н.Н. и ее семьи, однако данное обстоятельство, в соответствии со статьями 25,26 Земельного кодекса РФ, само по себе не является основанием возникновения прав на землю.
При этом доводы третьего лица о наличии похозяйственной книги не могут быть приняты во внимание, поскольку гражданское и земельное законодательство не относит похозяйственную книгу к числу правоустанавливающих документов.
При отсутствии правоустанавливающих документов, оформленных на имя истца, права на землю, в силу статьи 1154 ГК РФ, могут быть признаны за ним лишь в порядке наследования, что материалами дела также не подтверждено.
Учитывая изложенное, суд считает, что фактическое использование Тихой Н.Н. земельного участка для выращивания сельскохозяйственных культур не является ведением личного подсобного хозяйства в соответствии с требованиями Федерального законаот 07 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", в связи с чем к числу лиц, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, истец не относится.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 17 ░░░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░