Решение по делу № 12-70/2020 от 02.09.2020

Дело № 12-70/2020

УИД 25RS0026-01-2020-001252-30

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

пгт Лучегорск                                                                                   20 октября 2020 года

    Судья Пожарского районного суда Приморского края Шупейко В.В.,

    рассмотрев жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Лермонтовский ГОК» Борисовой С.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Макаренко А.А. №10-458/2020 от 27.08.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.47 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Лермонтовский ГОК»,

У С Т А Н О В И Л:

                                                    Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Макаренко А.А. №10-458/2020 от 27.08.2020 юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Лермонтовский ГОК» (далее ООО «Лермонтовский ГОК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.47 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «Лермонтовский ГОК», привлечённого к административной ответственности Борисова С.В. обратилась с жалобой, в которой просит постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Макаренко А.А. №10-458/2020 от 27.08.2020 отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях ООО «Лермонтовский ГОК» события и состава административного правонарушения, указав, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. В перечень объектов I категории утверждённый приказом Минприроды России от 18.04.2018 N 154, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60% которые обязаны получить такое разрешение до 1 января 2023 г. ООО «Лермонтовский ГОК» не входит, следовательно, юридическое лицо - ООО «Лермонтовский ГОК» обязано получить комплексное экологическое разрешение до 1 января 2025 г. в связи с чем, полагает, что в действиях лица, привлечённого к административной ответственности отсутствует состав административного правонарушения.

В судебном заседании защитник ООО «Лермонтовский ГОК» Митяева И.В., действующая на основании доверенности доводы жалобы поддержала. Также защитником в суд было направлено ходатайство в котором указано, что при рассмотрении жалобы просит суд, учитывая характер совершенного впервые административного правонарушения, имущественное и тяжёлое финансовое положение юридического лица, а также то, что административное правонарушение не повлекло причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, безопасности государства, причинение имущественного ущерба, при назначении наказания применить ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ либо ч.1,2 ст.3.4 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ). Согласно ст. 4.1 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.

На основании п. 5 Порядка, учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Согласно п. 20 Порядка, индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (в ред. 29.12.2014), в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено в ходе судебного разбирательства государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Макаренко А.А. установлено, что ООО "Лермонтовский ГОК" является предприятием, которое относится к I категории оказывающее негативное воздействия на окружающую среду. Однако предприятию в нарушение ст.31.1 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 комплексное экологическое разрешение или нормативы образования отходов и лимитов их размещения не выдавались, документы, необходимые для выдачи в адрес Дальневосточного межрегионального управления Роспотребнадзора не поступали, в связи с чем в отношении ООО «Лермонтовский ГОК» был составлен протокол об административном правонарушении №10-458/2020 от 13.08.2020 по ст. 8.47 КоАП РФ и в последствии вынесено постановление о назначении административного наказания №10-458/2020 от 27.08.2020.

Комплексное экологическое разрешение (далее КЭР) разрабатывается согласно требованиям ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и Постановления Правительства РФ от 13.02.2019 N 143 "О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва".

За осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ст. 8.47 КоАП РФ.

В соответствии со ст.31.1 ФЗ N 7-ФЗ от 10.01.2002 (ред. от 31.07.2020) "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Подпунктом "б" пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25 декабря 2018 года N 496-ФЗ" О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.12.2018 N 496-ФЗ) статья 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ) дополнена частью 1.1, согласно которой, с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (в ред. от 26.07.2019), допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 6 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно.

В соответствии с п.7 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

В соответствии со ст.21 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются в том числе нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии с п.1 ст.11 ФЗ от 21.07.2014 N 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

В обосновании жалобы ООО «Лермонтовский ГОК» указал, что комплексное экологическое заключение заменяет решение на выброс и сброс загрязняющих веществ, представив в материалы дела разрешение №162-04/18 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, действующее в период с 28.12.2018 г. по 27.12.2025 г., которое по мнению ООО «Лермонтовский ГОК» освобождает предприятие от получения комплексного экологического заключения до указанного в законе срока, однако с данными доводами суд согласиться не может поскольку представленное разрешение регламентирует предприятию лишь осуществлять выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, определяет перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешённых к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками.

Вместе с тем, в соответствии с ФЗ от 21.07.2014 N 219-ФЗ ООО «Лермонтовский ГОК» должно иметь по мимо разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух так же лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), однако ООО «Лермонтовский ГОК» данных разрешений и документов, как при рассмотрении дела об административном правонарушении, так и в судебное заседание при рассмотрении жалобы на постановление, представлено не было.

В связи с изложенным, представленное ООО «Лермонтовский ГОК» разрешение №162-04/18 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не может заменить комплексное экологическое заключение ввиду его недостаточности в связи чем, суд приходит к выводу, что предприятие осуществляет деятельность оказывая негативное воздействие на окружающую среду не имея комплексных разрешительных документов и доказательств обратного ООО «Лермонтовский ГОК» в судебное заседание не представил.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Доказательств того, что ООО «Лермонтовский ГОК» в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имело возможности для получения комплексного экологического разрешения либо разрешительных документов, которые бы действовали до получения комплексного экологического разрешения и приняло все зависящие от предприятия меры для его получения суду не представлено.

Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что ООО «Лермонтовский ГОК» приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований закона, ссылок на такие доказательств доводы жалобы также не содержат, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у Общества имелась.

На основании изложенного государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю обоснованно пришел к выводу, о наличии в действиях (бездействиях) ООО «Лермонтовский ГОК» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.47 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «Лермонтовский ГОК» административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в том числе протоколом об административном правонарушении.

Действия ООО «Лермонтовский ГОК» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 29.10 КоАП РФ, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Наказание Обществу назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в пределах, предусмотренных санкцией ст.8.47 Кодекса РФ об административных правонарушениях в минимальном размере.

Довод представителя ООО «Лермонтовский ГОК» о возможности замены административного штрафа на предупреждение в связи с наличием оснований, предусмотренных статьей 4.1.1 КоАП РФ подлежит отклонению, как не основанный на законе в силу следующего.

Частью 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

В силу п.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Исходя из изложенного, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ - внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.

ООО «Лермонтовский ГОК» не относится к субъектам малого или среднего предпринимательства и административное правонарушение совершенное Обществом связано с возникновением угрозы причинения экологического вреда объектам животного мира, окружающей среде и неопределенному кругу лиц. При указанных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для применения статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ путем замены назначенного ООО «Лермонтовский ГОК» административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

Так же подлежит отклонению довод представителя ООО «Лермонтовский ГОК» о назначении наказания по правилам ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в силу следующего.

В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Поскольку ООО «Лермонтовский ГОК» относится к юридическому лицу, а санкция статьи 8.47 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере равном 50000 рублей, то положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении наказания к ООО «Лермонтовский ГОК» применению не подлежит.

В связи с изложенным, доводы жалобы не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого постановления, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем признаются судом несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, а потому они не могут служить основанием для отмены постановления должностного лица.

Из материалов дела об административном правонарушении не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов Государственного инспектора о доказанности вины Общества в совершении описанного выше административного правонарушения.

Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе, права на защиту, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, по делу не имеется, постановление Государственного инспектора является законным и обоснованным.

При проверке дела в полном объеме, существенных нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену или изменение постановления не имеется, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пожарского районного суда Приморского края,

Р Е Ш И Л:

                                                    Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Макаренко А.А. №10-458/2020 от 27.08.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.47 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Лермонтовский ГОК» оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его оглашения.

Судья                                Шупейко В.В.

12-70/2020

Категория:
Административные
Ответчики
ООО Лермонтовский Горнообогатительный комбинат
Суд
Пожарский районный суд Приморского края
Судья
В.В. Шупейко
Статьи

8.47

Дело на странице суда
pozharsky.prm.sudrf.ru
02.09.2020Материалы переданы в производство судье
08.09.2020Истребованы материалы
18.09.2020Поступили истребованные материалы
06.10.2020Судебное заседание
20.10.2020Судебное заседание
23.10.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
12.11.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
12.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2020Вступило в законную силу
20.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее