Дело № 2а-257/2017
Решение
Именем Российской Федерации
18 июля 2017г. г. Калязин
Калязинский районный суд Тверской области в составе
председательствующего и.о. судьи Осиповой Л.И.
при секретаре Шайдулиной Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Калязинского районного суда Тверской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Калязинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района о признании незаконным бездействие, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта - постановления Администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области от 19 мая 2017 года № 25 «Об утверждении Правил нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Старобисловского сельского поселения» и возложении обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта - постановления Администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области от 19 мая 2017 года № 25 «Об утверждении Правил нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Старобисловского сельского поселения»,
установил:
Прокурор Калязинского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта - постановления Администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области от 19 мая 2017 года № 25 «Об утверждении Правил нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Старобисловского сельского поселения» и возложить на административного ответчика обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта - постановления Администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области от 19 мая 2017 года № 25 «Об утверждении Правил нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Старобисловского сельского поселения».
В обосновании заявленных требований указано, что прокуратурой Калязинского района 28 июня 2017 проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области
В ходе проверки установлено, что 19 мая 2017 года Администрацией Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области принято постановление № 25 «Об утверждении Правил нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Старобисловского сельского поселения», антикоррупционная экспертиза которого не проводилась, заключение не составлялось.
Административный истец - прокурор Калязинского района, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия прокурора.
Административный ответчик - Администрация Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направила, просила рассмотреть дело в его отсутствие. Возражений по существу иска не имеет.
Согласно статье 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Принимая во внимание, что явка сторон по административному делу не была признана обязательной, суд считает возможным рассмотреть административное дело по существу в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования прокурора Калязинского района законны, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор в силу ст. 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.2 ст.277 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно статье 3 данного Закона одними из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации являются: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность и приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В статье 6 указанного Закона установлено, что профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
На основании ст.1 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения, а коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Исходя из статьи 2 данного Закона, проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами, является обязательным.
Статьей 3 указанного Закона определено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в том числе: органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (пункт 4 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ).
Из вышеизложенных норм следует, что проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления, является обязательным.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 утверждены «Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и «Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которые распространяют свое действие, в том числе и на нормативные правовые акты (проекты) органов местного самоуправления.
Судом установлено, что согласно п.39 ст.7 Устава муниципального образования «Старобисловское сельское поселение» Калязинского района Тверской области (далее Устав) к числу вопросов местного значения Старобисловского сельского поселения отнесено осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
В соответствие со статьей 25 Устава структуру органов местного самоуправления Старобисловского сельского поселения составляют Совет депутатов Старобисловского сельского поселения, Глава Старобисловского сельского поселения и Администрация Старобисловского сельского поселения.
Решением Совета депутатов Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области от 05.07.2012 № 21 (с изменениями внесенными решениями Совета депутатов Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области от 09.04.2013 № 47 и от 06.1 1.2015 № 1 16) утверждены Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Старобисловского сельского поселения и их проектов (далее Порядок), а также Методические рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Согласно положений указанного Порядка антикоррупционная экспертиза проводится в отношении нормативных правовых актов Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области, а также их проектов.
В силу п. 2.4 Порядка по результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) составляется мотивированное заключение по утвержденной форме.
Согласно статьи 37 Устава в систему муниципальных правовых актов Старобисловского сельского поселения входят: Устав Старобисловского сельского поселения; правовые акты, принятые на местном референдуме; правовые акты Совета депутатов Старобисловского сельского поселения; правовые акты Главы Старобисловского сельского поселения и правовые акты Администрации Старобисловского сельского поселения и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом Старобисловского сельского поселения.
В ходе проверки, проведенной 28 июня 2017 года прокуратурой Калязинского района, установлено, что 19 мая 2017 года Администрацией Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области принято постановление № 25 «Об утверждении Правил нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Старобисловского сельского поселения», антикоррупционная экспертиза которого не проводилась, заключение не составлялось.
В силу ч. 4 и ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
Согласно п.38 ч.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Таким образом, в силу прямого указания закона на Администрацию Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которые законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.
Оценивая представленные доказательства, суд считает, что выявленные прокурором Калязинского района Тверской области нарушения не отвечают требованиям, установленным действующим законодательством о противодействии коррупции.
Таким образом, Администрацией Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области действительно нарушены права и законные интересы неопределённого круга лиц, поэтому административные исковые требования прокурора Калязинского района Тверской области подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 175 -180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Калязинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района о признании незаконным бездействие, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта - постановления Администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области от 19 мая 2017 года № 25 «Об утверждении Правил нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Старобисловского сельского поселения» и возложении обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта - постановления Администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области от 19 мая 2017 года № 25 «Об утверждении Правил нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Старобисловского сельского поселения» - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта - постановления Администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области от 19 мая 2017 года № 25 «Об утверждении Правил нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Старобисловского сельского поселения».
Возложить на Администрацию Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта - постановления Администрации Старобисловского сельского поселения Калязинского района Тверской области от 19 мая 2017 года № 25 «Об утверждении Правил нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Старобисловского сельского поселения».
Установить срок исполнения решения суда -10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тверской областной суд через Калязинский районный суд Тверской области.
И.о. судьиЛ.И.Осипова