дело № 2 – 185/2022 (33 – 5321/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Тверской областной суд
в составе председательствующего судьи Кулакова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Носовой Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Твери
10 декабря 2024 года
дело по частной жалобе Администрации Нелидовского городского округа Тверской области на определение судьи Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 21 октября 2024 года, которым постановлено:
«Заявление Администрации Нелидовского городского округа Тверской области об отсрочке исполнения решения Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 28 апреля 2022 года по гражданскому делу № 2 - 185/2022 оставить без удовлетворения»,
установил:
Администрация Нелидовского городского округа Тверской области обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 28 апреля 2022 года до 01 июня 2025 года.
В обоснование заявления указано, что исполнить решение в срок не представилось возможным ввиду того, что бюджет Нелидовского городского округа Тверской области на 2024 год был утвержден.
27 июня 2024 года Администрацией Нелидовского городского округа Тверской области в адрес Министерства образования Тверской области направлена заявка на участие в конкурсном отборе муниципальных образований Тверской области по предоставлению субсидий на укрепление материально-технической базы муниципальных общеобразовательных организаций на 2025 год по направлению «комплексная безопасность зданий и помещений» № 17-24/2749, а также гарантийное письмо, в котором Администрация Нелидовского городского округа Тверской области обязывалась при получении необходимой субсидии выполнить в полном объеме вышеуказанные требования.
Согласно протоколу конкурсного отбора по предоставлению из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на укрепление материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных организаций на 2025 год от 06 сентября 2024 года МБДОУ «Детский сад № 7» вошло в список получателей субсидии по направлению «Комплексная безопасность зданий и помещений».
В связи с тем, что процесс предоставления субсидии запланирован на 2025 год и требует больших временных затрат, а именно: заключения соглашения о предоставлении субсидии, выбор организации, которая будет готова выполнить вышеуказанные работы, составление контрактов на выполнение работ, а также учитывая, что субсидия предоставляется после выполнения работ - исполнить решение суда в настоящий момент не представляется возможным.
Судьей постановлено приведенное выше определение.
В частной жалобе Администрации Нелидовского городского округа Тверской области ставится вопрос об отмене определения и предоставлении отсрочки исполнения решения суда с приведением доводов, изложенных в заявлении о предоставлении отсрочки.
Также в жалобе отмечено, что Администрацией Нелидовского городского округа исполнить решение суда за счет собственных средств не представляется возможным. На территории Нелидовского городского округа Тверской области расположены 15 образовательных учреждений, в отношении которых тоже предъявлены требования об антитеррористической защищенности.
По мнению подателя жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что недостаточность денежных средств сама по себе не может являться основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, и что Администрация не принимала никаких действенных мер, направленных на исполнение решения суда, является ошибочным.
Кроме того, ошибочным является вывод суда о том, что Администрация имела реальную возможность решить вопрос о включении, хотя бы частично, необходимой суммы на 2022, 2023 и полностью 2024 годы, поскольку в бюджет муниципального образования нельзя включать частичные расходные обязательства.
Перечисление субсидии муниципальному образованию осуществляется после приемки выполненных работ, данные денежные средства не могут быть уже частично предоставлены в бюджет на момент обращения с заявлением об отсрочке.
Также указано, что проект бюджета муниципального образования составляется на очередной финансовый год, который не был утвержден на момент обращения с заявлением в суд о предоставлении отсрочки. Одним из приложений к заявлению об отсрочке было гарантийное письмо, согласно которому Администрация Нелидовского городского округа Тверской области подтвердила готовность софинансировать мероприятия по установлению системы оповещения в 2025 году, из чего следует, что денежные средства будут запланированы в бюджете муниципального образования в 2025 году.
В соответствии со ст. 333 Гражданского процессуального кодекса РФ данная частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив представленные материалы, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, исходя из доводов, изложенных в частной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения.
В соответствии со ст. 434 Гражданского процессуального кодекса РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного решения.
Согласно ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что по заявлению лиц, участвующих в деле, суд вправе решить вопрос об отсрочке, рассрочке исполнения решения при наличии установленных законом оснований и исходя из совокупности представленных сторонами доказательств с учетом принципов равноправия и состязательности сторон, необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников.
Из представленных материалов следует, что решением Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 28 апреля 2022 года исковые требования Нелидовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Нелидовского городского округа Тверской области и Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду № 7 о возложении обязанности исполнения требований по антитеррористической защищенности объекта образования удовлетворены, а именно: на Администрацию Нелидовского городского округа Тверской области возложена обязанность в течение 8 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование МБДОУ «Детский сад № 7» на оснащение здания образовательной организации системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; на МБДОУ «Детский сад № 7» возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента поступления финансирования оснастить здания образовательной организации системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП Тверской области ГМУ ФССП России Киселевой М.В. от 29 января 2024 года возбуждено исполнительное производство № 7484/24/98069-ИП в целях принудительного исполнения решения Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 28 апреля 2022 года.
Согласно заявке и гарантийному письму администрации Нелидовского городского округа Тверской области от 27 июня 2024 года № 17-24/2749, адресованным в Министерство образования Тверской области, Администрация просила включить в состав участников конкурсного отбора муниципальных образований Тверской области по предоставлению субсидий на укрепление материально-технической базы муниципальных общеобразовательных организаций по направлению «комплексная безопасность зданий и помещений» МБДОУ «Детский сад № 7» и одновременно подтвердила готовность софинансировать данное мероприятие в 2025 году в объеме 50% доли финансирования со стороны муниципального образования, что составляет 96500 рублей.
06 сентября 2024 года на основании протокола конкурсного отбора по предоставлению из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на укрепление материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных организаций на 2025 год МБДОУ «Детский сад № 7» вошло в список получателей субсидии по направлению «Комплексная безопасность зданий и помещений» с размером субсидии в 96500 рублей.
Отказывая в предоставлении отсрочки исполнения решения, судья обоснованно исходил из того, что Администрацией Нелидовского городского округа Тверской области не представлено относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда, которые можно было бы признать основаниями для предоставления отсрочки, исходя при этом из того, что из представленных заявления и приложенных к нему документов следует, что должник просил представить отсрочку до 01 июня 2025 года только в связи с тем, что процесс предоставления субсидии запланирован на 2025 год и требует больших временных затрат, а именно: заключения соглашения о предоставлении субсидии, выбор организации, которая будет готова выполнить вышеуказанные работы, составление контрактов на выполнение работ, а также учитывая, что субсидия предоставляется после выполнения работ, при этом сами по себе эти обстоятельства, в том числе и недостаточность денежных средств, не являются безусловными основаниями для отсрочки исполнения судебного акта.
Суд апелляционной инстанции соглашается с приведенными в обжалуемом определении выводами, основанными на правильном применении норм гражданского процессуального права и фактических обстоятельствах дела.
При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных постановлений - это право суда с учетом имущественного положения сторон, либо других обстоятельств, обуславливающих невозможность немедленного и полного исполнения решения суда. При рассмотрении требований об отсрочке исполнения решения бремя доказывания исключительности обстоятельств, являющихся основанием для ее предоставления, лежит на заявителе.
Между тем, доказательств, подтверждающих наличие таких исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости предоставления отсрочки исполнения решения, суду первой инстанции представлено не было.
Изложенные в заявлении о предоставлении отсрочки решения суда обстоятельства суд обоснованно признал недостаточными для удовлетворения такого ходатайства. Иных доказательств в обоснование своего заявления Администрацией Нелидовского городского округа Тверской области не представлено.
Отсрочка исполнения решения суда отдаляет реальную защиту нарушенных прав. Отсрочка в любом случае должна предполагать наступление возможности исполнения судебного решения в будущем, реальность наступления которой при предоставлении отсрочки не следует из доводов Администрации Нелидовского городского округа Тверской области.
Суд апелляционной инстанции полагает, что с учетом длительности неисполнения вступившего в законную силу судебного акта, значимости защищенных судебным актом интересов неопределенного круга лиц, недопустимости нарушения законодательства об образовании, а также требований антитеррористической защищенности, предоставление отсрочки исполнения решения суда не будет отвечать требованиям справедливости и не обеспечит соблюдение баланса прав и законных интересов сторон, нарушит права неопределенного круга лиц на исполнение судебного решения в разумный срок.
Кроме того, отсутствуют убедительные и достоверные доказательства того, что с отсрочкой исполнения решения оно будет исполнено по истечении срока отсрочки, поэтому суд апелляционной жалобы соглашается с выводами судьи об отсутствии оснований для предоставления Администрации Нелидовского городского округа Тверской области испрашиваемой отсрочки исполнения решения суда.
Вопреки доводам частной жалобы, учитывая длительность неисполнения решения суда, судом первой инстанции верно указано, что недостаточность денежных средств сама по себе не может являться основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Изложенные в частной жалобе доводы повторяют доводы самого заявления Администрации о предоставлении отсрочки, которые были отклонены судом первой инстанции с приведенной в определении мотивировкой, с которой суд апелляционной инстанции соглашается в полной мере, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения и исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы суда об отказе в предоставлении отсрочки.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам частной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение судьи Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 21 октября 2024 года оставить без изменения, частную жалобу Администрации Нелидовского городского округа Тверской области – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 декабря 2024 года.
Председательствующий А.В. Кулаков