Решение по делу № 33-13208/2019 от 11.10.2019

Судья: Катасонов А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Гражданское дело № 33-13208

(номер дела в суде первой инстанции – 2-3965/2019)

29 октября 2019 года город Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Евдокименко А.А.,

судей – Хаировой А.Х. и Черкуновой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи – Фоминой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Коноваловой С.Е. на решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 23 августа 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Коноваловой С.Е. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе города Тольятти Самарской области (межрайонное) отказать в полном объеме.»,

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., возражения на доводы апелляционной инстанции представителя ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области (межрайонное) – Гоголевой Е.Ю., судебная коллегия

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» Р°:

Истец – Коновалова С.Е. обратилась в суд с иском о включении периодов трудовой деятельности в специальный страховой стаж и возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии к ответчику – ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе города Тольятти Самарской области (межрайонное) в обоснование своих требований указав, что 11 октября 2018 года истцом подано заявление ответчику о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». 17 июня 2019 года ответчиком принято решение №1195 об отказе Коноваловой С.Е. в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа не менее 25 лет. В специальный страховой стаж истца ответчиком не засчитаны следующие периоды работы истца: с 1 сентября 1984 года по 12 декабря 1984 года, с 1 мая 1985 года по 8 декабря 1985 года, с 1 октября 1986 года по 1 декабря 1986 года в качестве воспитателя детского сада, так как отсутствуют сведения о начислении истцу заработной платы, с 1 декабря 1991 года по 1 августа 2017 года в качестве воспитателя детского сада, так как отсутствует подтверждение компетентного органа Республики Узбекистан о том, что работа давала право на досрочную пенсию по законодательству республики Узбекистан. Истец не согласна с данным решением ответчика, считает его незаконным и необоснованным.

На основании изложенного истец просила суд: 1) признать за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью; 2) обязать ответчика включить в стаж истца Коноваловой С.Е., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды трудовой деятельности истца: с 1 сентября 1984 года по 12 декабря 1984 года, с 1 мая 1985 года по 8 декабря 1985 года, с 1 октября 1986 года по 1 декабря 1986 года, в качестве воспитателя детского сада; с 1 декабря 1991 года по 1 августа 2017 года, в качестве воспитателе детского сада; 2) обязать ответчика произвести истцу назначение страховой пенсии по старости со дня обращения, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец – Коновалова С.Е. считает неправильным, просит отменить и принять новое решение, которым удовлетворить её иск в полном объеме.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – Коноваловой С.Е. судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 года.

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, назначается, в том числе, лицам, не менее двадцати пяти лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Частью 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подп. "м" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года, включительно;

- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В настоящее время действует Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (вступившее в силу с 13 марта 1992 года), участником которого является Республика Узбекистан.

Статья 1 указанного Соглашения предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Однако, согласно преамбуле Соглашения, оно заключается в целях исполнения обязательств государств - участников Содружества в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения установлено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Закон Республики Узбекистан от 3 сентября 1993 года №938-XII «О государственном пенсионном обеспечении граждан», вступил в силу 1 июля 1994 года, в соответствии с которым Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 мая 1994 года №250 утверждены Списки производств, учреждений, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию независимо от возраста (Список №1), с уменьшением общеустановленного возраста на 10 лет (Список №2), с уменьшением общеустановленного срока на 5 лет (Список №3).

Согласно п. «к» ст. 12 указанного закона, право на пенсию с уменьшением возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона, на 5 лет независимо от места последней работы имеют учителя специализированных образовательных учреждений для детей-инвалидов, домов «Мехрибонлик», военных академических лицеев, воспитательных колоний при наличии специального стажа работы не менее 25 лет (Список №3, часть VII).

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 2 октября 2014 года №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» предусмотрено, что в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношение по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно п. 5 названного Постановления периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Согласно пунктов 15, 17 Указания Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 года №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Документы, оформленные на иностранных языках, принимаются при назначении пенсии при условии их перевода на русский язык, если верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.

Таким образом, из вышеприведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что для определения права на досрочную пенсию по законодательству РФ в связи с работой граждан в государствах-участниках названного соглашения периоды работы могут быть учтены в специальный страховой стаж только при наличии схожих с пенсионным законодательством РФ условий, при которых определяется право на досрочную пенсию по старости в соответствии со ст. 30-32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», и при обязательном подтверждении компетентными органами государств-участников соглашения, что соответствующие периоды учитываются (учитывались) ими при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств, поскольку при рассмотрении заявлений о назначении досрочных пенсий по старости периоды работы с даты отмены в иностранных государствах института досрочных пенсий в специальный стаж не засчитываются.

Из материалов дела видно, что 11 октября 2018 года Коновалова С.Е. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Самарской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.

17 июня 2019 года решением ГУ-Управления Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Самарской области (межрайонное) №1195 истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости по основанию п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого специального стажа не менее 25 лет. Ответчиком в специальный стаж не засчитаны периоды работы истца: с 1 сентября 1984 года до 12 декабря 1984 года, с 1 мая 1985 года до 8 декабря 1985 года, с 1 октября 1986 года до 1 декабря 1986 года в качестве воспитателя детского сада, поскольку отсутствуют начисления заработной платы. Период с 1 декабря 1991 года до 1 августа 2017 года не включен в специальный стаж в качестве воспитателя детского сада, ввиду отсутствия подтверждения компетентного органа Республики Узбекистан о том, что работа давала право на досрочную пенсию по законодательству.

Из записей в трудовой книжке ГТ-I № 3497031 от 9 июня 1983 года Коноваловой С.Е. следует, что с 7 июня 1983 года по 1 сентября 1983 года она работала няней в детском саду № 2 Маргиланского ГорОНО; с 12 июня 1984 года по 1 июля 1984 года - в качестве няни, с 2 июля 1984 года по 12 декабря 1984 года воспитателем в детском саду № 2 г.Маргелана, с 10 апреля 1985 года по 30 апреля 1985 года няней, с 1 мая 1985 года по 8 декабря 1985 года воспитателем, с 16 июня 1986 года по 30 июня 1986 года работала няней, с 1 июля 1986 года по 1 декабря 1986 года в качестве воспитателя, с 1 июня 1987 года по 1 декабря 1987 года работала воспитателем, с 1 апреля 1988 года по 1 августа 2017 года воспитателем в детском саду.

Из акта проверки от 1 апреля 2019 года рабочего стажа и уточнения особого характера работы или условий, необходимых для досрочного пенсионного обеспечения страховой пенсии по старости в период с 7 июня 1983 года по 1 августа 2017 года Коноваловой С.Е. следует, что за период с 1 сентября 1984 года до 12 декабря 1984 года, с 1 мая 1985 года до 8 декабря 1985 года, с 1 октября 1986 года до 1 декабря 1986 года не имеется сведений о начислении Коноваловой С.Е. заработной платы.

Сторона истца при рассмотрении дела подтвердила, что в спорный период времени Коновалова С.Е. не получала заработную плату, поскольку находилась в отпуске без сохранения заработной платы в связи с обучением в учебном заведении.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами, или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Не подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, неполные прогулы и периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.

Судом первой инстанции отказано в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы Коноваловой С.Е. с 1 декабря 1991 года до 1 августа 2017 года, стороной истца не представлено заключение компетентного органа республики Узбекистан, подтверждающее, что спорные периоды должны учитываться при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Республики Узбекистан.

С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что в законодательстве республики Узбекистан отсутствуют схожие с пенсионным законодательством РФ условия, при которых определяется право на досрочную пенсию по старости в соответствии со ст.ст. 30-32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», следовательно, спорные периоды не могут быть зачтены в специальный стаж истца.

Доводы апелляционной жалобы о неправильности решения суда первой инстанции в части отказа включения в специальный стаж спорных периодов работы истца не могут быть приняты во внимание, поскольку за период с 1 сентября 1984 года до 12 декабря 1984 года, с 1 мая 1985 года до 8 декабря 1985 года, с 1 октября 1986 года до 1 декабря 1986 года отсутствуют сведения о начислении Коноваловой С.Е. заработной платы, что исключает включение указанного периода в специальный стаж.

Также судом обоснованно отказано во включении в специальный стаж периода работы истца с 1 декабря 1991 года до 1 августа 2017 года, поскольку до 1 июля 1994 года назначение пенсии за выслугу лет воспитателям и учителям в республике Узбекистан не предусматривалось, что в силу требований вышеуказанного международного договора исключает возможность зачета спорных периодов работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по основаниям предусмотренным законодательством РФ. Также в материалы дела не представлено заключение компетентного органа республики Узбекистан об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Не может судебная коллегия признать убедительными все остальные доводы апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм права.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

Рѕ Рї СЂ Рµ Рґ Рµ Р» Рё Р» Р° :

Решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 23 августа 2019 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Коноваловой С.Е. - без удовлетворения.

Председательствующий –

РЎСѓРґСЊРё -

33-13208/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Другие
Коновалова С.Е.
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области
Щукина Ольга Олеговна
Суд
Самарский областной суд
Судья
Евдокименко А. А.
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
11.10.2019[Гр.] Передача дела судье
14.10.2019[Гр.] Судебное заседание
15.11.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее