Дело № 2-633/2022
№ 33-7203/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 27 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Полшковой Н.В.,
судей областного суда Афанасьевой Ж.В., Ерш Е.Н.,
при секретаре Елизарове А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беркенова М.А. к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области на решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 13 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Афанасьевой Ж.В., судебная коллегия
установила:
истец Беркенов М.А. обратился в суд с указанным иском, в обоснование указав, что обладает статусом ребенка-сироты и оставшегося без попечения родителей. Постановлением администрации Соль-Илецкого района №-п от (дата) он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Просил суд обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в Соль-Илецком городском округе, не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области.
Решением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 13 мая 2022 года исковые требования Беркенова М.А. удовлетворены. Суд обязал администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области предоставить Беркенову М.А. , (дата) года рождения, уроженцу (адрес), благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений в Соль-Илецком городском округе не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Федерации.
С таким решением не согласилась администрация муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, в своей апелляционной жалобе просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность по доводам, изложенным в жалобе.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании апелляционной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о назначении апелляционной жалобы к рассмотрению в судебном заседании, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения апелляционной жалобы до начала судебного заседания не представили, что в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Учитывая надлежащее извещение всех участников процесса о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в целях обеспечения соблюдения разумных сроков судопроизводства жалоба рассмотрена при имеющейся явке.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. С учетом указанной правовой нормы судебная коллегия проверяет законность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Беркенов М.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец ФИО1 решением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 28 декабря 2015 года лишен родительских прав в отношении Беркенова М.А., (дата) года рождения. Мать истца ФИО2 28 октября 2004 года дала разрешение на оформление опеки в отношении своего сына Беркенова М.А.
Распоряжением администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области от (дата) №-р над несовершеннолетним Беркеновым М.А. установлена опека, опекуном назначена ФИО3
Постановлением администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ от (дата) №-п Беркенов М.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. По состояние на 03 февраля 2022 года порядковый номер очередности № 69.
28 июня 2019 года Беркенов М.А. окончил ГАПОУ «Соль-Илецкий индустриально-технологический техникум» Оренбургской области, ему присвоена квалификация – сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом, сварщик частично механизированной сварки плавлением, газосварщик.
В настоящее время истец зарегистрирован и проживает у своего бывшего опекуна по месту жительства по адресу: (адрес).
За истцом объекты недвижимого имущества (жилые помещения) на праве собственности или ином вещном праве не зарегистрированы, также он не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. До настоящего времени Беркенову М.А. не предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Удовлетворяя исковые требования Беркенова М.А., суд исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие оснований для обеспечения его жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судебная коллегия с выводом суда соглашается.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 2013 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 3 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Согласно п.9 ст.8 право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Ответчик в жалобе не согласен с решением суда первой инстанции, полагая, что истец не относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей или детей-сирот. В связи с чем, постановлением администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области от (дата) №-п истец был исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением, ввиду утраты оснований для обеспечения жилым помещением.
Судебная коллегия не соглашается с указанным доводом на основании следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
В силу ч. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).
Как установлено выше, отец истца ФИО1 лишен родительских прав в отношении сына на основании решения Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 28 декабря 2015 года.
Мать истца ФИО2 в письменном виде 28 октября 2004 года выразила согласие на оформление опеки в отношении своего сына Беркенова М.А.
Ввиду согласия матери на оформление опеки в отношении Беркенова М.А. распоряжением администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области от (дата) №-р над малолетним Беркеновым М.А. установлена опека, опекуном назначена ФИО3
Решением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Соль-Илецкого района – мировым судьей судебного участка № 2 Соль-Илецкого района Оренбургской области от 03 апреля 2015 года исковые требования ФИО3 к ФИО2 о взыскании алиментов на содержание детей и объявлении розыска удовлетворены. С ФИО2 в пользу ФИО3 были взысканы алименты на содержание несовершеннолетних Беркенова М.А., (дата) года рождения, ФИО4, (дата), в размере 1/3 части всех видов заработка ежемесячно, начиная с 02 марта 2015 года до достижения детьми совершеннолетнего возраста.
Таким образом, исходя из понятия «дети, оставшиеся без попечения родителей», можно сделать вывод о том, что истец относится к данной категории ввиду лишения его отца родительских прав, а также уклонения матери от воспитания сына, и защиты его прав и интересов, поскольку с 08 февраля 2005 года он передан под опеку, опекун обеспечивала его интересы, занималась его воспитание и содержанием.
При этом исключение истца из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, после вынесения решения суда, не является юридически значимым и не может повлечь отмену законного и обоснованного решения, поскольку на момент принятия оспариваемого решения он состоял в указанном Списке правомерно, обладая статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Иных доводов, нуждающихся в дополнительной проверке и опровергающих решение суда, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 13 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: