Копия
Дело № 2-445/2024
УИД 56RS0033-01-2024-000605-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2024 года г.Орск
Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Васильева А.И.,
при секретаре Кичигиной Н.А.,
с участием представителя ответчика – адвоката Жакасова С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Орска Оренбургской области к Альмухаметову Р.К. о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка,
установил:
администрация г. Орска Оренбургской области обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что Альмухаметов Р.К. является собственником 1/129 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок находится в южной части кадастрового квартала №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации капитальных гаражей с кадастровым номером №, общей площадью 3 683 кв.м. Согласно выписке из ЕГРН Альмухаметов Р.К. является гражданином Республики Украина. Со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от 09 января 2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» просит суд обязать ответчика Альмухаметова Р.К. произвести отчуждение 1/129 доли земельного участка с кадастровым номером № в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а в случае неисполнения ответчиком требований суда об отчуждении доли земельного участка в добровольном порядке – прекратить право собственности Альмухаметова Р.К. на 1/129 долю земельного участка и осуществить принудительную продажу 1/129 доли земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 3 683 кв.м. категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения и эксплуатации капитальных гаражей, с передачей бывшему собственнику вырученной суммы от продажи 1/129 доли земельного участка за вычетом затрат на отчуждение имущества.
Определением от 06 марта 2024 года в порядке подготовки к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Комитет по управлению имуществом г. Орска.
Представители истца администрации г. Орска, третьего лица Комитета по управлению имуществом г. Орска в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Ответчик Альмухаметов Р.К. в судебное заседание не явился. Иск предъявлен по месту нахождения спорного земельного участка. Установить фактическое место нахождения ответчика не представилось возможным.
Представитель ответчика – адвокат Жакасов С.Г., назначенный судом в порядке ст. 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что гражданин Республики Украина Альмухаметов Р.К. является собственником 1/129 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок находится в южной части кадастрового квартала №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации капитальных гаражей с кадастровым номером №, общей площадью 3 683 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРП, государственная регистрация права собственности Альмухаметова Р.К. на спорный земельный участок осуществлена 20 января 2016 гожа, запись №.
Сведения о документировании Альмухаметова Р.К. паспортом гражданина Российской Федерации в суд не представлены.
Таким образом, совокупность собранных по делу доказательств позволяет установить, что ответчик не является гражданином Российской Федерации, в то же время является собственником 1/129 доли земельного участка на приграничной территории, что противоречит положениям действующего законодательства РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Указом Президента Российской Федерации от 09 января 2011 года № 26 утвержден перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. В указанный перечень включено муниципальное образование «Город Орск» Оренбургской области.
Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
Исходя из того, что в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац четвертый пункта 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (пункт 1 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из статей 9 (часть 2) и 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 62 (часть 3).
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, однако, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Так, статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238).
Порядок отчуждения такого имущества определен в статье 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена определенная процедура принудительного прекращения права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности граждан.
Так, собственник обязан самостоятельно произвести отчуждение такого имущества в течение установленного законом срока, а в случае его бездействия имущество подлежит принудительной продаже по решению суда, – в таком случае суд выносит решение о продаже земельного участка на торгах, либо имущество передается в государственную или муниципальную собственность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2019 г. N 2970-О "По запросу Геленджикского городского суда Краснодарского края о проверке конституционности пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 15 и пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статьи 238 и статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации", принудительная продажа земельного участка с одновременным сохранением за иностранным гражданином права собственности на находящиеся на нем здания, сооружения предполагает сохранение прав владения и пользования земельным участком, на котором расположена данная недвижимость, на основании статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации. Этим обусловлена затруднительность принудительной продажи земельного участка, принадлежащего иностранному гражданину, в частную собственность другим лицам, которые в случае приобретения участка фактически будут лишены возможности его использовать, сохраняя за собой лишь право - в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 и статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации - на получение платы с иностранного гражданина, являющегося собственником здания, сооружения. Однако объективные затруднения, связанные с реализацией такого рода земельных участков, не могут служить оправданием для лишения иностранных граждан права собственности в отношении зданий, сооружений, которое признается российским законодателем и, значит, гарантируется Российской Федерацией. С другой стороны, статья 238 Гражданского кодекса Российской Федерации - предусматривая принудительное отчуждение имущества, оказавшегося по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица, которому в силу закона не может принадлежать, - в пункте 2 закрепляет в качестве возможного варианта прекращения права собственности передачу имущества в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику его стоимости, определенной судом. Избираемый вариант принудительного отчуждения имущества во всяком случае должен быть наиболее разумным, справедливым и оптимальным, в минимальной степени ограничивающим права собственников, в том числе должен учитывать особенности данного имущества, наличие заинтересованности в его приобретении как у частных лиц, так и у публично-правовых образований.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, действующий во взаимосвязи с другими положениями данного Кодекса и с нормами гражданского законодательства, не предполагает возложения на иностранного гражданина обязанности продать в принудительном порядке принадлежащее ему здание, сооружение, расположенное на земельном участке в пределах приграничной территории. Предусмотренный же пунктом 3 статьи 15 данного Кодекса и адресованный иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам запрет обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, входящих в перечень, установленный Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, не может толковаться расширительно и распространяться на объекты, которые в данном законоположении не указаны.
Поскольку спорный земельный участок до настоящего времени находится в собственности гражданина Республики Украина, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление администрации г. Орска Оренбургской области удовлетворить.
Обязать Альмухаметова Р.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина <данные изъяты>) произвести отчуждение 1/129 доли земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 683 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения и эксплуатации капитальных гаражей, в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения Альмухаметовым Р.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения решения суда об обязании произвести отчуждение земельного участка в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу – прекратить право собственности Альмухаметова Р.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт <данные изъяты>) на 1/129 долю земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 683 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения и эксплуатации капитальных гаражей.
Осуществить принудительную продажу 1/129 доли земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 683 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения и эксплуатации капитальных гаражей на публичных торгах, с передачей бывшему собственнику Альмухаметову Р.К. вырученной суммы от продажи 1/129 доли земельного участка за вычетом затрат, понесенных администрацией г. Орска на отчуждение имущества.
Определить начальную продажную цену отчуждаемого имущества равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись А.И. Васильев
Решение в окончательной форме изготовлено 18 апреля 2024 года.
Судья: подпись А.И. Васильев
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-445/2014, которое хранится в Советском районном суде г.Орска.