Дело № 2-3100/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 августа 2015 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Ропотовой Е.В.
при секретаре Герасимовской С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Порохиной О. Г. в интересах несовершеннолетнего П.А.П. о признании бездействия администрации муниципального образования «Котлас» по непредоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и обязании обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении,
у с т а н о в и л :
Порохина О.Г. в интересах несовершеннолетнего П.А.П. обратилась в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Котлас» по непредоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и обязании администрации МО «Котлас» обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении в г. Котласе до __.__.__. В обоснование требований указала, что администрация МО «Котлас» не предоставляет ее сыну место в дошкольном учреждении, чем нарушает его право на получение образования.
В судебном заседании заявитель Порохина О.Г. требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, и уточнила, просила обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении до __.__.__.
Представитель заинтересованного лица Новикова Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала, что непредоставление несовершеннолетнему места в дошкольном учреждении обусловлено отсутствием свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях и не может быть расценено как бездействие со стороны администрации МО «Котлас». Согласилась с датой предоставления места в дошкольном учреждении несовершеннолетней дочери заявителя в срок до __.__.__.
Рассмотрев заявление, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В силу положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Деятельность органов местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам. В случае нарушения конституции Российской Федерации, законов, невыполнения возложенных на них обязанностей, органы местного самоуправления могут быть понуждены к совершению необходимых действий решением суда.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Аналогичные положения закреплены в статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение каждого на образование в том числе дошкольное.
Из анализа указанных правовых норм следует, что реализация указанного права зависит от волеизъявления гражданина, при этом исходя из общего смысла закона само право может быть ограничено исключительно в случаях, предусмотренных законом.
Закрепляя право на образование, в том числе право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Согласно подп. 1 ч. 4 ст. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование относится к общему образованию.
Частью 2 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 этого же Федерального закона дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Муниципальное образование «Котлас» в соответствии со статьей 1 Областного закона № 258-внеоч. - ОЗ от 23 сентября 2004 года «О статусе и границах территорий муниципальных образований» наделено статусом городского округа.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Аналогичное положение закреплено в статье 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования, что предполагает наличие сети дошкольных образовательных учреждений для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
На основании ст. 4, подп. 13 ч. 1 ст. 5 и ст. 37 Устава муниципального образования «Котлас» администрация МО «Котлас» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО «Котлас» и обладает полномочиями по решению вопросов местного значения МО «Котлас» в сфере организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории МО «Котлас».
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
При таких обстоятельствах, при достижении несовершеннолетними указанного возраста и наличия заявления родителей, поданного в установленном порядке, у детей возникает право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.
Судом установлено, что заявитель является матерью П.А.П., __.__.__ года рождения. __.__.__ мать несовершеннолетнего подала заявление в администрацию МО «Котлас» с просьбой о предоставлении ее ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Между тем, администрацией МО «Котлас» обязанность по обеспечению ребенка заявителя местом в детском дошкольном учреждении не исполнена.
С учетом изложенного непредставление несовершеннолетнему ребенку заявителя места в детском дошкольном учреждении при наличии волеизъявления правообладателя свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства и учитывая указанные нормы права, суд приходит к выводу, что администрация МО «Котлас» нарушила право несовершеннолетнего ребенка на бесплатное дошкольное образование, допустив при этом бездействие по непредоставлению ребёнку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Поскольку факт бездействия администрации МО «Котлас» имеет место на протяжении длительного времени и в отношении большого количества детей, то он привёл к созданию в г. Котласе многочисленной очереди по обеспечению детей местами в детских дошкольных учреждениях.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заинтересованным лицом в порядке ст.ст. 56, 249 ГПК РФ не представлены доказательства законности допущенного с его стороны бездействия в организации данного вопроса, и принятия действенных, отвечающих фактическим потребностям, мер по обеспечению нуждающихся детей местами в детских садах, поскольку администрацией МО «Котлас» не исполнена обязанность по созданию необходимого количества мест в детских дошкольных учреждениях г. Котлас, в том числе по обеспечению несовершеннолетнего ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении в пределах г. Котласа до настоящего времени, что является основанием для удовлетворений требований заявителя.
Руководствуясь ст. 206 ГПК РФ, суд считает, что требование заявителя заинтересованное лицо обязано выполнить в срок до __.__.__.
Установление судом данного срока выполнения заявленных требований заявителя не исключает возможности исполнения судебного решения заинтересованным лицом и до его истечения при наличии либо расширении (увеличении) мест в дошкольных образовательных учреждениях на территории муниципального образования «Котлас».
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
заявление Порохиной О. Г. в интересах несовершеннолетнего П.А.П. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Котлас» по непредоставлению П.А.П., __.__.__ года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Обязать администрацию муниципального образования «Котлас» организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетнего сына Порохиной О. Г. - П.А.П., __.__.__ года рождения, путем приема в муниципальное образовательное учреждение муниципального образования «Котлас», реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования в срок до __.__.__.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий Е.В. Ропотова