Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Брянск 10 ноября 2017 года
Брянский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Ульяновой М.Л.,
РїСЂРё секретаре Юрасовой Р.РЎ.,
с участием представителя административного истца Бойко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Брянского района Брянской области к судебному приставу-исполнителю ОСП по Брянскому и Жирятинскому районам УФССП России по Брянской области Дивисенко О. Н., УФССП России по Брянской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Администрация Брянского района Брянской области обратилась в суд с настоящим административным иском, указав, что постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Брянскому и Жирятинскому районам УФССП России по Брянской области Дивисенко О.Н. от 23 августа 2017 года с администрации Брянского района - должника в рамках исполнительного производства № от 15 мая 2017 года, в связи с неисполнением в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Ссылаясь на то, что для реализации возложенных на администрацию Брянского района обязанностей необходимы значительные финансовые вложения, в действиях администрации Брянского района, являющейся бюджетным, дотационным учреждением, отсутствовало намеренное уклонение от исполнения судебного акта, на основании которого было возбуждено исполнительное производство, решение суда исполнено, административный истец просил уменьшить размер исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Брянскому и Жирятинскому районам УФССП России по Брянской области Дивисенко О.Н. о взыскании исполнительского сбора от 23 августа 2017 года по исполнительному производству №.
В судебном заседании представитель административного истца Бойко Т.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Рные участвующие РІ деле лица РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств РѕР± отложении дела слушанием РЅРµ заявляли. РћС‚ административного ответчика судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ РїРѕ Брянскому Рё Жирятинскому районам УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области РІ материалах дела имеется заявление Рѕ рассмотрении дела без РёС… участия. Р’ соответствии СЃ С‡. 6 СЃС‚. 226 РљРђРЎ Р Р¤ СЃСѓРґ полагает возможным рассмотреть дело РІ отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что решением Брянского районного суда Брянской области от 20 февраля 2017 года по делу № 2-214/2017, вступившим в законную силу, по иску прокурора Брянского района Брянской области в защиту интересов Фастовец М. В. к администрации Брянского района Брянской области о понуждении к совершению действий, на администрацию Брянского района Брянской области возложена обязанность по предоставлению Фастовец М.В. благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных норм предоставления в черте Брянского района Брянской области.
15 мая 2017 года на основании исполнительного листа, выданного Брянским районным судом Брянской области, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Брянскому и Жирятинскому районам УФССП России по Брянской области Дивисенко О.Н. возбуждено исполнительное производство № в отношении должника администрации Брянского района.
Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
23 августа 2017 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Брянскому и Жирятинскому районам УФССП России по Брянской области Дивисенко О.Н. в связи с неисполнением должником в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа вынесено постановление № о взыскании с администрации Брянского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст. 112 Закона № 229-ФЗ.
РџСЂРё этом уменьшение СЃСѓРґРѕРј размера исполнительского СЃР±РѕСЂР° РЅРµ влечет Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ признания постановления судебного пристава-исполнителя Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° незаконным. Рто постановление считается измененным соответствующим образом (С‡. 9 СЃС‚. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Как следует из материалов дела, должником принимались меры по исполнению решения суда от 20 февраля 2017 года.
Так, 10 июля 2017 года администрация Брянского района заключила с ООО «Строй-Н» муниципальный контракт (договор) № на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой не имеющим закрепленных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения.
В целях получения информации о лицах, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, приобретенных в собственность муниципального образования, 12 июля 2017 года администрация обратилась в Департамент социальной и демографической политики Брянской области. 13 июля 2017 года был получен ответ, из которого следовало, что Фастовец М.В. подлежит обеспечению жилым помещением.
Платежным поручением от 14 июля 2017 года Департамент финансов Брянской области, департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области перечислили на расчетный счет администрации Брянского района субвенцию в размере 1794646 руб.
17 июля 2017 года Управление Росреестра по Брянской области зарегистрировало право собственности Муниципального образования Брянский район Брянской области на квартиру по адресу: <адрес>.
24 июля 2017 года квартира была включена в специализированный жилищный фонд Брянского муниципального района.
27 июля 2017 года на заседании комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан было принято решение о предоставлении Фастовец М.В. вышеуказанной квартиры.
03 августа 2017 года с Фастовец М.В. заключен договор найма жилого помещения.
Таким образом, решение Брянского районного суда от 20 февраля 2017 года администрацией Брянского района исполнено.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· разъяснений, содержащихся РІ Рї. 75 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 17 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2015 РіРѕРґР° в„– 50 «О применении судами законодательства РїСЂРё рассмотрении некоторых РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, возникающих РІ С…РѕРґРµ исполнительного производства», должник РЅРµ может быть освобожден РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР°, даже если требования исполнительного документа были РІ полном объеме исполнены РёРј сразу после истечения СЃСЂРѕРєР° для добровольного исполнения, однако такие действия должника СЃ учетом объективных причин задержки исполнения РјРѕРіСѓС‚ учитываться СЃСѓРґРѕРј РїСЂРё разрешении требований должника РѕР± уменьшении размера исполнительского СЃР±РѕСЂР°, РЅРѕ РЅРµ более чем РЅР° РѕРґРЅСѓ четверть.
Суд также принимает во внимание, что органы местного самоуправления при исполнении отдельных полномочий получают средства из областного бюджета, предназначенные для финансирования переданных им отдельных государственных полномочий и не имеют возможности влиять на размер предоставляемых средств и на срок исполнения решения суда, а следовательно, не могут исполнить решение в срок, предоставленный судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
Таким образом, трудное финансовое положение должника также препятствовало ему исполнить вступивший в законную силу судебный акт в установленный срок.
Указанные обстоятельства снижают степень вины администрации Брянского района в неисполнении судебного решения, свидетельствуют об отсутствии намеренного уклонения должника от исполнения решения суда.
Рсследовав Рё оценив представленные РІ материалы дела доказательства РІ РёС… совокупности РїРѕ правилам СЃС‚. 84 РљРђРЎ Р Р¤, учитывая обстоятельства, установленные РїРѕ делу, принимая РІРѕ внимание фактические исполнение требований исполнительного документа, учитывая принцип справедливости Рё соразмерности применяемой санкции, Р° также РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· доказанности наличия существенных обстоятельств, дающих основание СЃСѓРґСѓ для уменьшения размера исполнительского СЃР±РѕСЂР°, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± уменьшении размера исполнительского СЃР±РѕСЂР° РЅР° РѕРґРЅСѓ четверть, то есть РґРѕ 37500 СЂСѓР±.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административный иск администрации Брянского района Брянской области к судебному приставу-исполнителю ОСП по Брянскому и Жирятинскому районам УФССП России по Брянской области Дивисенко О. Н., УФССП России по Брянской области об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.
Снизить на 1/4 размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Брянскому и Жирятинскому районам УФССП России по Брянской области от 23 августа 2017 года в рамках исполнительного производства № от 15 мая 2017 года, установив исполнительский сбор в размере 37500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.Л. Ульянова
Мотивированное решение изготовлено 13 ноября 2017 года