ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск | 6 июня 2024 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего | Бурматовой Г.Г., |
судей | Зориной С.А., |
Малоедовой Н.В., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устиновой Татьяны Юрьевны к администрации Саткинского муниципального района о расторжении договора найма жилого помещения специализированного фонда, возложении обязанности предоставить по договору найма специализированное отдельное благоустроенное жилое помещение,
по кассационной жалобе администрации Саткинского муниципального района на решение Саткинского городского суда Челябинской области от 18 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г., объяснения представителя ответчика Антоновой Е.С. по доверенности от 9 января 2024 г., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Устинова Т.Ю. обратилась в суд с иском к администрации Саткинского муниципального района о расторжении договора № 12 найма жилого помещения специализированного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключенного 20 ноября 2018 г. между Муниципальным образованием «Саткинский муниципальный район» в лице Управления социальной защиты населения администрации Саткинского муниципального района и Устиновой Т.Ю. в отношении квартиры, общей площадью 28,2 кв.м., расположенной по адресу: <данные изъяты>; возложении обязанности предоставить истцу по договору найма специализированное отдельное благоустроенное жилое помещение применительно к условиям Саткинского района.
В обоснование заявленных требований указала, что решением Саткинского городского суда от 3 мая 2018 г. на администрацию Саткинского муниципального района возложена обязанность за счет средств из бюджета Челябинской области предоставить ей, относящейся к категории лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору найма специализированное отдельное благоустроенное жилое помещение применительно к условиям Саткинского района. На основании договора № 12 от 20 ноября 2018 г. ответчик предоставил жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>. Полагает, предоставленное жилое помещение не соответствует установленным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в квартире имеются вредные факторы среды обитания человека, оно непригодно для проживания. Помимо дефектов жилого помещения оно расположено в доме, состояние которого создает угрозу для жизни и здоровья истца.
Решением Саткинского городского суда Челябинской области от 18 мая 2023 г. исковые требования удовлетворены. Расторгнут договор № 12 найма жилого помещения специализированного фонда для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключенный 20 ноября 2018 г. между Муниципальным образованием «Саткинский муниципальный район» в лице Управления социальной защиты населения администрации Саткинского муниципального района и Устиновой Т.Ю. в отношении квартиры, общей площадью 28,2 кв.м., расположенной по адресу: <данные изъяты>. На администрацию Саткинского муниципального района возложена обязанность предоставить Устиновой Т.Ю., относящейся к категории лиц из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), нуждающихся в улучшении жилищных условий, по договору найма специализированное отдельное благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20 февраля 2024 г. решение отменено в части возложения на администрацию Саткинского муниципального района обязанности по предоставлению Устиновой Т.Ю., относящейся к категории лиц из числа детей - сирот; детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), нуждающихся в улучшении жилищных условий, по договору найма специализированное отдельное благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта. В данной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Устиновой Т.Ю. отказано. В остальной части это же решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержала.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Саткинского городского суда от 3 мая 2018 г., на администрацию Саткинского муниципального района возложена обязанность за счет средств из бюджета Челябинской области предоставить Устиновой Т.Ю., <данные изъяты> г.р., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; а также детей, находившихся под опекой (попечительством), нуждающихся в улучшении жилищных условий, по договору найма специализированное отдельное благоустроенное жилое помещение применительно к условиям Саткинского района (т.1 л.д.203-205).
Жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, находится в собственности муниципального образования «Саткинский муниципальный район» с 28 июня 2017 г.
20 ноября 2018 г. между муниципальным образованием «Саткинский муниципальный район» в лице Управления социальной защиты населения администрации Саткинского муниципального района (наймодатель) с Устиновой Т.Ю. (наниматель) был заключен договор № 12 найма жилого помещения специализированного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю во временное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из квартиры общей площадью 28,2 кв.м., расположенное по адресу: <данные изъяты> для временного проживания в нем с правом оформления регистрации по месту жительства (т. 1 л.д.50-51).
В соответствии с пунктом 3 указанного договора найма предоставляемое жилое помещение отнесено к специализированному фонду жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании распоряжения администрации Саткинского муниципального района от 30 июня 2017 г. № 936-р.
Согласно пункту 15 раздела III договора найма, наймодатель обязан передать нанимателю пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно- гигиеническим, экологическим и иным требованиям.
20 ноября 2018 г. сторонами подписан акт приема-передачи жилого помещения (т.1 л.д.52).
Как следует из пояснений истца, данных в ходе рассмотрения дела, изначально при осмотре спорной квартиры каких-либо дефектов она не обнаружила, в связи с чем подписала договор найма и акт приема-передачи жилого помещения. После заселения в квартиру она обнаружила, что сантехника не работает, отопления нет, в связи с чем устраняла выявленные недостатки своими силами. При проведении ремонтных работ по замене обоев были обнаружены трещины в стенах. Вентиляция в квартире работает плохо, появилась плесень на потолке и стенах, в квартире постоянно холодно.
21 января 2019 г. Устиновой Т.Ю. на имя главы Саткинского муниципального района было подано заявление, в котором она указала, что, прожив два месяца, она поменяла кран на кухне; в туалете бежит кран; у входных дверей имеются щели, сильно дует; поменяла счетчик на горячую воду, так как старый был просрочен; в квартире очень холодно, сильно дует из вентиляции; везде отходят обои (т.1 л.д.40).
Устинова Т.Ю. неоднократно обращалась с заявлениями в администрацию, управляющую организацию, жилищную инспекцию на ненадлежащие условия для проживания в предоставленном ей жилом помещении.
По обращениям Устиновой Т.Ю. управляющая организация ООО «Центральное», обслуживающая многоквартирный дом, в котором находится спорная квартира, проводила работы по прочистке вентиляционного канала, утеплению и герметизации швов, очистке стен и обработке от плесени, продувке стояков отопления, что подтверждается соответствующими актами.
Согласно заключению ФБУ «Челябинская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ» жилое помещение по адресу: <данные изъяты> пригодно для постоянного проживания. При этом, экспертом ФБУ «Челябинская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ» указано, что наружные ограждающие конструкции здания не обеспечивают в достаточной степени поддержание нормативного уровня температурного перепада между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающих конструкций в помещениях квартиры.
С целью определения пригодности для проживания жилого помещения, предоставленного Устиновой Т.Ю., по ходатайству последней судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Судебная экспертиза и оценка».
Согласно заключению экспертов ООО «Судебная экспертиза и оценка» <данные изъяты> № 145-02.2023 от 28 февраля 2023 г. жилое помещение - квартира № <данные изъяты> расположенная по адресу: <данные изъяты> не пригодно для постоянного проживания граждан, не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, строительным и иным нормативным требованиям.
Установив несоответствие жилого помещения требованиям Свода правил по тепловой защите зданий (СП 50.13330.2012, СП 23-101- 2004) в части не обеспечения в достаточной степени поддержания нормативного уровня температурного перепада в помещениях квартиры суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязательство по предоставлению Устиновой Т.Ю. жилого помещения, отнесенного к специализированному жилищному фонду, ответчиком исполнено ненадлежащим образом, в связи с чем удовлетворил исковые требования Устиновой Т.Ю.
Согласно заключению повторной судебной экспертизы, назначенной судом апелляционной инстанции по ходатайству ответчика, экспертов ООО «Техническая экспертиза и оценка» <данные изъяты>. № 3-0355-23 от 19 января 2024 г., квартира по адресу: <данные изъяты> пригодна для постоянного проживания граждан. Угроза для жизни и здоровья граждан, проживающих в квартире, отсутствует (т.4 л.д.5-112). При этом экспертами согласно описательной части заключения установлены следующие несоответствия жилого помещения установленным требованиям нормативно-технической документации: трещины в стыках ограждающих конструкций стен; промерзание ограждающих конструкций стен и плит перекрытия; неотрегулированные оконные конструкции, створки имеют неплотное прижимание к рамам.
Отмечая, что установленное экспертами ООО «Техническая экспертиза и оценка» несоответствие жилого помещения требованиям нормативно-технической документации также было установлено и отражено экспертами ФБУ «Челябинская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» и ООО «Судебная экспертиза и оценка», суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требования о расторжении договора найма № 12 от 20 ноября 2018 г., поскольку при заключении данного договора, исходя из его условий истец вправе была рассчитывать на соответствие дома санитарным и техническим требованиям, а также на возможность постоянного проживания в данном жилом помещении, однако из-за наличия вышеперечисленных недостатков, которые до настоящего времени не устранены, Устинова Т.Ю. в значительной степени лишилась того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить Устиновой Т.Ю. по договору найма специализированное отдельное благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, поскольку данная обязанность уже установлена вступившим в законную силу решением Саткинского городского суда от 3 мая 2018 г.
С учетом расторжения договора найма № 12 от 20 ноября 2018 г., суд апелляционной инстанции указал, что решение Саткинского городского суда от 3 мая 2018 г. является неисполненным, подлежит исполнению органом местного самоуправления, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции в данной части с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований Устиновой Т.Ю. о возложении на ответчика обязанности предоставить по договору найма специализированное отдельное благоустроенное жилое помещение.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций с учетом изменений, внесенных судом апелляционной инстанции, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Статьей 98.1 ЖК РФ закреплено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами (часть 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К обязанностям наймодателя в соответствии с частью 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся: 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; 2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; 4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Требования к жилым помещением, в том числе специализированного найма, определены в статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой помимо состояния пригодности для постоянного проживания, жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, включая заключения экспертов, в соответствии с полномочиями суда первой и апелляционной инстанции в силу положений статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации позволили сделать вывод о несоответствии установленным санитарным и техническим правилам и нормам предоставленного истцу Устиновой Т.Ю. жилого помещения специализированного найма, что послужило основанием для удовлетворения требований о расторжении договора найма по инициативе нанимателя, в том числе по основаниям, предусмотренным статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, ввиду существенного нарушения условий договора со стороны администрации.
Принимая во внимание, что стороной договора является наиболее незащищенная категория лиц, приведенные выше обстоятельства в свою очередь привели суд апелляционной инстанции к верному выводу о неисполнении ответчиком обязанности, возложенной на него решение Саткинского городского суда от 03 мая 2018 г., что опровергает доводы жалобы администрации о дважды возложенной обязанности по обеспечению жильем Устиновой Т.Ю.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанции с учетом изменений, внесенных судом апелляционной инстанции, верно разрешен спор при правильном определении характера правоотношений сторон и применении норм закона, подлежащих применению, исследовании обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, в отсутствие существенных нарушений процессуального закона.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18 ░░░ 2023 ░., ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2024 ░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░