Решение по делу № 2-1904/2021 от 30.08.2021

УИД 61RS0020-01-2021-003724-02

Дело №2-1904/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 октября 2021 года.                             г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Ленивко Е.А.

при секретаре Малыгиной Ю.Н.,

с участием истца Соловьева А.В.,

представителя ответчика ГУП РО «УРСВ» Боровик В.С., действующей на основании доверенности ....... от 01.08.2021,

представителя 3-го лица Суторминой Н.Ф., действующей на основании доверенности от 16.09.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьева А.В. к Государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (филиал «Новошахтинский»), Администрации города Новошахтинска об обязании оказывать услугу по водоснабжению надлежащего качества, произвести возврат денежных средств за оказанную услугу ненадлежащего качества, взыскании штрафа и компенсации морального вреда, 3-е лицо: Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Новошахтинске, Мясниковском, Родионово-Несветайских районах,

У С Т А Н О В И Л:

     Истец обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просит обязать ответчиков на основании ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» оказывать услугу по водоснабжению (питьевой водой) надлежащего качества, соответствующего санитарно-эпидемиологическому законодательству. Взыскать с ответчика ГУП РО «УРСВ» в его пользу на основании ст. 29 Закона РФ « О защите прав потребителей» денежные средства за оплаченную оказанную услугу ненадлежащего качества за 2020-2021 годы в размере 8354,04 руб., на основании ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения его требований, компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. Взыскать с ответчика Администрации города Новошахтинска компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. В обоснование своих требований истец указал, что в апреле 2021 года, после того как у него произошло неожиданное расстройство здоровья после употребления воды из-под крана, он обратился в Роспотребнадзор с требованием проверить качество питьевой воды и провести экспертизу качества холодной воды, подаваемой ему НПУ ГУП РО УРСВ. Экспертиза (лабораторные испытания) была проведена 18 мая 2021 г. Согласно протоколам лабораторных испытаний филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в г. Шахты все отобранные пробы воды не соответствуют требованиям санитарного законодательства по санитарно-химическим показателям - жесткости общей, общей минерализации, сульфатам. Согласно протоколам испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в г. Шахты аналогичное качество питьевой воды, практически без каких-либо изменений, имеет место с января 2019 г. Качество питьевой воды, подаваемой ему, остаётся неизменно недопустимо опасным для здоровья, поскольку согласно сведениям начальника отдела К.Н.Н. вода при использовании для питья нуждается в обязательном кипячении. В 2018 г в адрес городской администрации направлено 5 информаций с анализом ситуации по состоянию водоснабжения. За 2018 год по факту водоснабжения потребителей города водой ненадлежащего качества на юридическое лицо было составлено 20 протоколов, в том числе на юридическое лицо - 16. Наложено взысканий в виде штрафа на общую сумму - 394000 руб., в том числе на юридическое лицо - 390000 руб. За 2019 год по факту водоснабжения потребителей города водой ненадлежащего качества на юридическое лицо составлено 2 протокола, в том числе на юридическое лицо 2 протокола. Наложено взысканий в виде штрафа на общую сумму 40000 руб. Аналогичные меры принимались к ответчику ГУП РО «УРСВ» Роспотребнадзором в г. Новошахтинске и в 2020-2021 годах. Таким образом, согласно перечисленным данным, ответчик ГУП РО «УРСВ» по крайней мере, с января 2019 г. и по настоящее время предоставляет услугу холодного водоснабжения ненадлежащего качества. Качество питьевой воды централизованных систем водоснабжения регламентируется следующими нормативными документами:     ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора», ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством», СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества (взамен СанПиН 2.1.4.559-96). Право на получение качественной водопроводной воды гражданами гарантируется следующими нормативными документами: Федеральным законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (ст.ст. 4, 7, 8), Федеральным законом Российской Федерации от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 19), Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ 26.09.1994г. № 1099 (п.1.5, 3.2, 4.1). В адрес ответчика ГУП РО «УРСВ» было направлено заявление о перерасчёте стоимости услуги ненадлежащего качества. По состоянию на 15.06.2021 ответ на заявление не получен. В настоящее время законодательством Российской Федерации, а именно «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), определен порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества. Пункт 101 раздела IX Правил говорит о следующем: «При предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам. Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде». Согласно показаниям ИПУ им с 02.09.2020 по 10.07.2021 было потреблено 103 куб.м. холодной воды. Тариф на холодную воду был равен 81,08 руб./куб. м. В данном расчетном периоде зафиксировано отклонение состава и свойств холодной воды на вводе в дом: не соответствуют требованиям санитарного законодательства по санитарно-химическим показателям - жесткости общей, общей минерализации, сульфатам. Размер платы за услугу по холодному водоснабжению рассчитан следующим образом: в жилом помещении - 103 куб. м х 81,08 руб./куб. м = 8354,04 руб. Согласно п. 2 Приложения 1 к новым Правилам при несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с Приложением 2, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с п. 101 новых Правил. Плата за холодное водоснабжение за май 2019 г. - июнь 2020 г. составила: 5256,20 руб. в жилом помещении. Таким образом, уплаченные им 8354,04 руб. за услугу ненадлежащего качества подлежат возврату. Статья 23 №416-ФЗ устанавливает: 1. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. 2. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. 10. Органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов. 11. В случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет"). Полагает, что Администрация г. Новошахтинска, с января 2019 г. по настоящее время в нарушение требований действующего законодательства практически полностью устранилась от реальных действий по обеспечению жителей города водой надлежащего качества и информирования населения о качестве питьевой воды, которое на 100% не соответствует ГОСТу по санитарно-химическим показателям: жесткости общей, общей минерализации, сульфатам, а также нуждается в обязательном кипячении. Основываясь на изложенном, в соответствии со ст.ст.4, 7,19 №2300-1ФЗ, ст.ст.131- 132 ГПК РФ, просит исковые требования удовлетворить.

    Истец в судебном заседании исковые требования уточнил в части суммы взыскания за оплаченную им ответчику ГУП РО «УРСВ» оказанную услугу ненадлежащего качества за 2020-2021 годы, снизив сумму до 6294,04 руб., указывая на то, что с учетом принципов разумности и справедливости, он полагает, что должен произвести оплату потребленной воды исходя из тарифа на техническую воду – в среднем 20,0 руб./куб.м., согласно следующему расчету: 103 куб.м. х 20,0 руб./куб.м. = 2060 руб.; 8354,04 – 2060= 6294,04 руб. В остальной части исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что снижение суммы вызвано тем, что он не желает наживаться за счет ответчика, поэтому полагает заявленную сумму адекватной ситуации. Учитывая, что из пояснений представителя 3-го лица следует, что имеет место тенденция к ухудшению качества воды, а в обязанности Администрации города входит содействие по обеспечению условий для подачи населению воды надлежащего качества, доказательств того на протяжении 10 лет Администрацией города что-либо для этого сделано не представлено, а то, что было сделано, было реализовано за счета федерального и областного бюджетов, то он полагает, что Администрация города бездействует. Финансовое же положение ответчика ГУП РО «УРСВ» не позволяет привести очистительные сооружения в соответствие с предъявляемыми требованиями. Заявление о перерасчете стоимости услуги ненадлежащего качества было им направлено, но представить доказательства этому он в настоящее время не может. Нарушение его прав и бездействие ответчиков, в том числе подтверждается и ранее вынесенными судом по его искам решениями. Указанная ситуация с подачей воды ненадлежащего качества и бездействием ответчиков причиняет ему нравственные страдания.

    Представитель ответчика ГУП РО «УРСВ» Боровик В.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, приобщенных к материалам дела, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Дополнительно пояснила, что ГУП РО «УРСВ» существует на протяжении 2 лет и 10 месяцев. ГУП РО «УРСВ» разработало план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями для Новошахтинского производственного участка на 2019-2025 гг. и согласовало его с Роспотребнадзором. Согласно требованиям п.9 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих её безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды. Кроме того, истцом не представлено доказательств расстройства его состояния здоровья, медицинские документы не представлены, нет доказательств того, что воды может способствовать ухудшению состояния здоровья. Доказательств того, что истец обращался в ГУП РО «УРСВ» за перерасчетом за спорный период истцом также не доказано. Нормативов на техническую воду в г. Новошахтинске не имеется, есть только в г. Зернограде. Полагает, что заявленные истцом требования не могут быть удовлетворены в полном объеме.

    Представитель ответчика Администрации города Новошахтинска в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, в телефонограмме просит рассмотреть дело в его отсутствие, поддерживает письменные возражения, в которых просит в удовлетворении иска отказать, полагает, что Администрация города Новошахтинска является ненадлежащим ответчиком. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.

    Представитель 3-го лица Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Новошахтинске, Мясниковском, Родионово-Несветайских районах, Сутормина Н.Ф., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск, а также пояснила, что на протяжении длительного времени, как минимум 10 лет, качество воды не соответствует нормативам по общей жесткости, мутности, магнию, сульфатам и сухому остатку, даже по некоторым идет ухудшение качества и превышает допустимые нормативы в разы., что подтверждается данными лабораторных исследований по насосной станции «Баки Ленина», а также по поступающей из них в квартиру истца. Поэтому она поддерживает требования истца в полном объеме в части возложения на ответчиков обязанности довести качество воды до надлежащего качества, в остальной части в виде перерасчета также не возражает против удовлетворения требований.

    Выслушав пояснения сторон, 3-го лица, обозрев материалы гр. дел №2-1330/2019, №201637/2020, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.

В силу подпунктов 18 и 24 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" питьевая вода - это вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции; техническая вода - это вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции.

Из п. 1 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Положениями ч.ч. 1, 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством РФ, соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года № 24 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01» (далее - Правила), которые устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.

Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил (п. 2.2 Правил).

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Из смысла данной нормы закона, а также абзаца 4 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 "О судебном решении" следует, что опровергать факты, установленные судом по ранее вынесенному решению, могут лишь лица, не привлеченные к участию в этом деле, т.к. только для них факты и обстоятельства, установленные в предыдущем решении, не имеют преюдициального значения. Для тех лиц, которые участвовали в ранее рассмотренном деле, такая возможность исключена. Для них выводы суда по ранее рассмотренному делу имеют значение истинных и ревизии (пересмотру) не подлежат, пока решение не отменено в надлежащем порядке. Преюдиция для них означает отсутствие необходимости доказывать установленные ранее обстоятельства и запрещение их опровержения.

Из материалов дела, материалов гражданских дел ......., ....... следует, что в соответствии с Постановлением Администрации г. Новошахтинска ....... от 10.12.2018, с 01.01.2019 гарантирующей организацией в городе Новошахтинске для централизованной системы холодного водоснабжения является ГУП РО «УРСВ».

Истец Соловьев А.В. является потребителем услуги по водоснабжению оказываемой ГУП РО «УРСВ» по адресу: <адрес>.

В мае 2021 года истец в очередной раз обратился в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Новошахтинске, Мясниковском, Родионово-Несветайском районах с заявлением на неудовлетворительное качество воды. Из ответа Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Новошахтинске, Мясниковском, Родионово-Несветайском районах от 20.05.2021 ....... на его обращение следует, что основными регламентирующими документами санитарной службы в части качества питьевой воды являются Федеральный закон № 53-ФЗ от 30.03.199 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и санитарные правила СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Существующие очистные сооружения Соколовского водохранилища, которое является основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения для потребителей городов Новошахтинск и Красный Сулин, не обеспечивают достижения нормативных требований качества воды при водоподготовке – 100% проб воды Соколовского водохранилища не соответствуют нормативным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по жесткости, сухому остатку, сульфатам. Неудовлетворительное качество воды источника водоснабжения, несовершенство применяемых технологий очистки питьевой воды, отсутствие очистки высоко минерализованных подземных вод приводят к подаче питьевой воды, не соответствующей гигиеническим требованиям по химическим показателям. Низкая санитарная надежность систем транспортировки питьевой воды может привести к её вторичному загрязнению по микробиологическим показателям, в связи с чем необходимо кипячение воды при использовании её для питьевых целей.

Данные обстоятельства также подтверждены протоколами лабораторных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в городе Шахты за период с сентября 2020 года по июнь 2021 года, из которых усматривается, что пробы воды питьевой централизованных систем водоснабжения имеют превышения допустимых норм по жесткости, сухому остатку (общей минерализации), сульфатам, магнию, периодически по мутности.

Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 05 ноября 2019 года и решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 20 октября 2020 года были удовлетворены аналогичные требования истца к этому же ответчику ГУП РО «УРСВ», которым обязано ГУП РО «УРСВ» оказывать Соловьева А.В. по адресу: <адрес>, услугу по водоснабжению питьевой водой надлежащего качества, соответствующего требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода, гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», а также произведено взыскание денежных средств за предоставление услуги по водоснабжению ненадлежащего качества соответственно за период с 01.01.2019 по 01.10.2019 и за период с 01.11.2019 по 01.09.2020, так же взысканы компенсация морального вреда и штраф.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 февраля 2020 года решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 05 ноября 2019 года отменено в части удовлетворения аналогичных исковых требований Соловьева А.В., предъявленных к Администрации г.Новошахтинска. В отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Соловьева А.В. к Администрации г.Новошахтинска об обязании оказывать услуги по водоснабжению питьевой водой надлежащего качества, взыскании компенсации морального вреда, штрафа отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ГУП РО «УРСВ» - без удовлетворения.

Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 20 октября 2020 года в удовлетворении требований Соловьева А.В. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании оказывать услугу по водоснабжению надлежащего качества, компенсации морального вреда, об обеспечении условий необходимых для организации подачи организацией питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 12 апреля 2021 года решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 20 октября 2020 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба НПУ ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» - без удовлетворения.

ГУП РО «УРСВ» разработан, утвержден, согласован с санитарной службой план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на 2019-2025 гг. Планом предусмотрено выполнение мероприятий, направленных на снижение концентрации в оде жесткости, сульфатов и сухого остатка.

При этом из вышеуказанных судебных актов, вступивших в законную силу, принятых с участием тех же лиц, участвующих в деле, и тех же обстоятельств, но за иные периоды времени, а также представленных в материалы настоящего дела протоколами лабораторных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в городе Шахты за период с сентября 2020 года по июнь 2021 года, следует, что пробы воды питьевой централизованных систем водоснабжения как имели, так и по настоящее время имеют превышения допустимых норм по жесткости, сухому остатку (общей минерализации), сульфатам, магнию, периодически по мутности. При этом периодически каждый из этих показателей имеют изменения незначительно, то в сторону ухудшения, то в сторону улучшения, но в каждом случае превышают допустимые нормы.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, рассматривая настоящие требования истца об обязании ГУП РО «УРСВ» оказывать услугу по водоснабжению надлежащего качества суд так же приходит к выводу о том, что данные требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку по настоящее время именно ГУП РО «УРСВ» является организацией обеспечивающей население города Новошахтинска питьевой холодной водой.

Правоотношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме, а также электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, внесению ими платы за эти услуги регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее Правила № 354).

В соответствии с подп. «а» п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества.

Абзацем 15 пункта 2 Правил № 354 предусмотрено, что к потребителям коммунальных услуг относятся собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Одним из видов коммунальных услуг являются холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения (подпункт «а» пункта 4 Правил) и горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункт «б» пункта 4 Правил).

В силу пункта 98 указанных Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Как следует из представленных истцом чеков по операции Сбербанк онлайн от 22.02.2021 на сумму 1054,04 руб. и от 08.07.2021 на сумму 7298 руб. Соловьевым А.В. как собственником <адрес> за период с 02.09.2020 по 10.07.2021 были оплачены ГУП РО «УРСВ» коммунальные услуги по водоснабжению из количества потребленной воды по данным прибора учета (103 куб.м.) в общей сумме 8352,04 руб., исходя из Тарифа установленного в сфере холодного водоснабжения на данный период -81,08 руб. за 1 куб. м. Указанные обстоятельства и расчет ответчиком ГУП РО «УРСВ» не оспариваются.

При этом, как следует из представленных представителем ответчика ГУП РО «УРСВ» Тарифов, установленных Постановлениями Региональной службы по тарифам Ростовской области от 19.12.2019 ....... и от 18.12.2020 ....... тариф на техническую воду для потребителей г. Новошахтинска не установлен. Данный тариф установлен только для потребителей Аксайского района (Зерноградский производственный участок) - за период с 01.07.2020 по 31.12.2020 – 2,8 руб. за 1 куб.м., за период с 01.01.2021 по 30.06.2021 – 2,80 руб. за 1 куб.м., с 01.07.2021ё по 31.12.2021 – 2,85 руб. за 1 куб.м.

Истец в уточненных требованиях и представленном расчете просит взыскать с ответчика ГУП РО «УРСВ» в его пользу денежные средства за предоставление услуги по водоснабжению ненадлежащего качества за период с 02.09.2020 по 10.07.2021 в размере 6294 руб. 04 коп., уменьшив размер данной суммы с оплаченной им 8352,04 руб., исходя из того, что потребление воды им производилось, но данную воду, исходя из её неудовлетворительного качества, что подтверждено Роспотребнадзором, он относит к технической воде, и в связи с тем, что тариф на техническую воду по г. Новошахтинску не установлен, он полагает возможным произвести оплату стоимости потребленной воды исходя из 20 руб. за 1 куб.м. воды.

Учитывая, что подаваемая в период времени с 02.09.2020 по 10.07.2021 в квартиру истца питьевая вода не соответствовала санитарным правилам и нормативам, доказательств опровергающих данные обстоятельства ответчиком ГУП РО «УРСВ» суду не представлено, суд приходит к выводу, что ответчик ГУП РО «УРСВ» должен возвратить денежные средства, которые истец фактически потратил на оплату коммунальных услуг ненадлежащего качества в истребуемой сумме с учетом её уменьшения истцом, в размере 6294 руб. 04 коп.

Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В соответствии с п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

С учетом изложенного, а также положений ст. 151 и ч.2 ст. 1101 ГК РФ, требования истца в части взыскания с ответчика ГУП РО «УРСВ» в его пользу компенсации морального вреда подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения ответчиком прав истца на оказание услуги по водоснабжению надлежащего качества в период времени с 02.09.2020 по 10.07.2021. Факт причинения нравственных страданий в данном случае не нуждается в подтверждении дополнительными доказательствами.

Вместе с тем истцом не представлены доказательства, обосновывающие истребуемый размер компенсации морального вреда в сумме 50000 руб.

С учетом изложенного, исходя из требований разумности и справедливости, обстоятельств дела, срока нарушения прав истца, возражений ответчика, суд полагает снизить истребуемый размер компенсации морального вреда в размере 50000 руб., взыскав с ответчика ГУП РО «УРСВ» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 500 руб., отказав в остальной части.

В силу п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Поскольку ответчиком ГУП РО «УРСВ» добровольно не были приняты меры по обеспечению водоснабжением квартиры истца надлежащего качества, несмотря на ранее вынесенные и вступившие в законную силу решения суда, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с данного ответчика в его пользу штрафа в размере 50% от присужденной судом суммы в размере 3397 руб. 02 коп.

Ссылка представителя ответчика ГУП РО «УРСВ» на необоснованность требований истца в части взыскания штрафа ввиду того, что он, как потребитель, не обращался к ответчику за перерасчетом стоимости услуги ненадлежащего качества в досудебном порядке, не может быть принята во внимание, поскольку Закон о защите прав потребителей не предусматривает такой обязанности истца.

Пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" установлено, что если после принятия иска к производству суда требования потребителя удовлетворены ответчиком по делу (продавцом, исполнителем, изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) добровольно, то при отказе истца от иска суд прекращает производство по делу в соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае штраф, предусмотренный пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, с ответчика не взыскивается.

По смыслу приведенной нормы и акта ее толкования, взыскание штрафа при удовлетворении требований потребителя является обязанностью суда при условии того, что истец не отказался от иска в результате добровольного удовлетворения его требований ответчиком при рассмотрении дела.

Таких обстоятельств в данном случае не имеется.

При этом суд не находит оснований для удовлетворения требований истца, предъявленных к ответчику Администрации города Новошахтинска, о возложении обязанности на основании ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» оказывать услугу по водоснабжению (питьевой водой) надлежащего качества, соответствующего санитарно-эпидемиологическому законодательству, а также взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 руб. по следующим основаниям.

Как установлено вышеуказанными ранее вынесенными решениями суда, апелляционными определениями, вступившими в законную силу, поскольку оказание услуг по водоснабжению осуществляется на основании возмездного публичного договора, заключенного между абонентом и организацией, осуществляющей холодное водоснабжение на территории города, а Администрация города не является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение на территории города, и не может быть в силу закона стороной публичного договора, то у суда отсутствуют основания для возложения на Администрацию г.Новошахтинска обязанности по оказанию Соловьеву А.В. услуги по водоснабжению питьевой водой надлежащего качества. При таких обстоятельствах отсутствуют и основания для удовлетворения требований истца и в части взыскания с ответчика Администрации города Новошахтинска в его пользу компенсации морального вреда.

С учетом положений ст. 103 ГПК РФ с ответчика ГУП РО «УРСВ» в доход местного бюджета также подлежит взысканию государственная пошлина исходя из удовлетворенных требований в соответствии с положениями п.п.1 и 3 п.1 ст. 33.19 НК РФ в размере 700 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Соловьева А.В. к Государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (филиал «Новошахтинский»), Администрации города Новошахтинска об обязании оказывать услугу по водоснабжению надлежащего качества, произвести возврат денежных средств за оказанную услугу ненадлежащего качества, взыскании штрафа и компенсации морального вреда, 3-е лицо: Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Новошахтинске, Мясниковском, Родионово-Несветайских районах, удовлетворить частично.

Обязать ГУП РО «УРСВ» оказывать Соловьеву А..В. по адресу: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Зорге, д. 74, кв. 6, услугу по водоснабжению питьевой водой надлежащего качества, соответствующего требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода, гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Взыскать с ГУП РО «УРСВ» в пользу Соловьева А.В. денежные средства за предоставление услуги по водоснабжению ненадлежащего качества за период с 02.09.2020 по 10.07.2021 в размере 6294 руб. 04 коп., компенсацию морального вреда в размере 500 руб. 00 коп., штраф в размере 3397 руб. 02 коп., а всего 10191 руб. 06 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ГУП РО «УРСВ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 700 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

                    Судья

Решение изготовлено 25.10.2021.

2-1904/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Соловьев Александр Владиславович
Ответчики
Государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (филиал «Новошахтинский»)
Администрация города Новошахтинска
Другие
территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Новошахтинске, Мясниковском, Родионово-Несветайских районах
Суд
Новошахтинский районный суд Ростовской области
Судья
Ленивко Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
novoshahtinsky.ros.sudrf.ru
30.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.08.2021Передача материалов судье
31.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2021Подготовка дела (собеседование)
16.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2021Судебное заседание
19.10.2021Судебное заседание
25.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее