Дело №№.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 июля 2015 года с.Ивановка
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Конфедератовой В.Г.,
при секретаре Мартель О.Б.,
представителя ответчика ГКУ Амурской области - Управления социальной защиты населения по Ивановскому району – Геращенко Р.А., действующей на основании доверенности от 23.04.2015 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литвиновой Альбины Васильевны к ГКУ Амурской области - Управлению социальной защиты населения по Ивановскому району о взыскании задолженности по компенсационным выплатам части расходов по уплате процентов по кредитному договору,
УСТАНОВИЛ:
Литвинова Альбина Васильевна обратилась в суд с указанным иском, в обоснование которого указала, что в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014-2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 года №26 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретения жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам)гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков. С 01.01.2015 года постановление Амурской области от 25.01.2012 года №26 утратило силу, в связи с принятием постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 года №784. При этом п.2 данного постановления установлено, что гражданам, по заявлению которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, указанными в пункте 1 настоящего постановления, до 1 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке. ДД.ММ.ГГГГ между нею и ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк», в лице дополнительного офиса 3349/23/04 в <адрес> заключён кредитный договор № на <данные изъяты> <данные изъяты> ГКУ УСЗН <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ выплачивало ей компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту № от ДД.ММ.ГГГГ года. Однако с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время указанная компенсация Управлением социальной защиты населения <адрес> ей не выплачивается, в связи с чем образовалась задолженность по компенсации в общей сумме <данные изъяты>, что подтверждается справкой ГКУ УСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года. На основании вышеизложенного, просит взыскать в пользу Литвиновой Альбины Васильевны с Государственного казённого учреждения <адрес> - Управления социальной защиты населения по <адрес> задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, а также судебные расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> и за консультацию по оформлению заявления о взыскании суммы задолженности по выплате компенсации по ипотечному кредиту в сумме <данные изъяты> рублей.
Согласно письменных возражений на иск исх.№ от 02.07.2015г., ответчик ГКУ <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес>, в лице начальника Кондратьевой Т.П., действующей на основании прав по должности, указал на то, что считают заявленные истцом требования незаконными и необоснованными. Механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2012г. №20. Данное Положение утверждено в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011 №617, затем (в связи с признанием утратившим силу постановления Правительства Амурской области от 23.09.2011г. №617) - в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 №446. Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Амурской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. В рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения. Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств. В силу ст.6 БК РФ, к публичным нормативным обязательствам отнесены публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации. Согласно Законам Амурской области от 17.12.2012 №123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и от 16.12.2013 №298 – ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к подгруппе «публичные нормативные социальные выплаты гражданам». Утвержденные постановлениями Правительства Амурской области государственные программы не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме. Соответственно, указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств, и указанные обязательства подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год. Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами Амурской области об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств были выделены в полном объеме министерством социальной защиты населения Амурской области государственным казенным учреждениям Амурской области – управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области. Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год. В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены в 2013-2014 годах в полном объеме, правовые основания удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют. Кроме того, поскольку предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району, полагают, что в случае удовлетворения судом заявленных исковых требований, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району раньше истца с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору. В 2015 году на выплаты компенсаций предусмотрено 40000,00 тыс.руб., которые в установленном порядке (по очередности подачи заявления) будут распределены между гражданами – получателями указанной меры социальной поддержки. На основании изложенного, просит в их удовлетворении отказать.
В ходе судебного заседания представитель ответчика ГКУ <адрес> - Управления социальной защиты населения по <адрес> – Геращенко Р.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, с исковыми требованиями не согласилась, поддержала изложенные в письменном отзыве доводы. Суду пояснила, что задолженность по выплате компенсации образовалась в виду недостаточного финансирования подпрограммы. Объем бюджетного финансирования, выделенный на 2013 – 2014 годы, недостаточен для покрытия всех расходов по подпрограмме. Подтвердила, что задолженность учреждения перед истцом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) составила <данные изъяты>. Поскольку объем бюджетного финансирования не зависит от управления, в иске просила отказать.
Суд, руководствуясь ч.3 и ч.5 ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания: истца Литвиновой Альбины Васильевны, просившей в своем исковом заявлении о рассмотрении дела без её участия; третьих лиц по делу - Министерства социальной защиты населения <адрес>, Министерства финансов <адрес>, причины неявки суду не сообщивших, о рассмотрении дела в их отсутствии не просивших, третьего лица Литвинова Н.Н., просившего о рассмотрении дела в свое отсутствие (заявление от ДД.ММ.ГГГГ года).
Письменных позиций относительно заявленных исковых требований от третьих лиц по делу - Министерства социальной защиты населения <адрес>, Министерства финансов <адрес>, Литвинова Н.Н. в суд не поступило.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав пояснения представителя ответчика ГКУ <адрес> - Управления социальной защиты населения по <адрес> – Геращенко Р.А., суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк», с одной стороны, и заемщиками Литвиновой Альбиной Васильевной и Литвиновым Николаем Николаевичем, с другой стороны, был заключен кредитный договор №№, по условиям которого заемщикам был предоставлен кредит в размере <данные изъяты> рублей на <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Литвинова Альбина Васильевна обратилась в государственное учреждение <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес> (далее по тексту – ГКУ АО УСЗН по <адрес>) с заявлением о предоставлении социальной выплаты в виде компенсации за счет средств областного бюджета части расходов по уплате процентов по кредиту, полученному на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, как молодой семье, по договору от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенному с ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк», <данные изъяты>
Решением ГКУ АО УСЗН по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ расходы по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлены молодой семье: Литвиновой Альбине Васильевне и Литвинову Николаю Николаевичу, и приняты к компенсации.
Согласно поданного на имя начальника ГКУ УСЗН по <адрес> заявлений, заемщик Литвинов Николай Николаевич отказался от социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданином на строительство жилья по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ года, в пользу Литвиновой Альбины Васильевны.
По ДД.ММ.ГГГГ (включительно) компенсация части расходов по уплате процентов по кредитному договору управлением была перечислена Литвиновой Альбине Васильевне, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время выплаты заявителю не осуществляются.
Согласно справке ГКУ АО УСЗН по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года, сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед заявителем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>
Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 года» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011 №617).
Основной целью подпрограммы является обеспечение в 2012 - 2013 годах доступности жилья.
Постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012г. №20 в целях реализации подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы" долгосрочной целевой программы "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011г. №617, утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов.
Настоящее Положение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2012г. и устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов муниципальных образований области (п.1).
Постановлением Правительства Амурской области от 24.10.2013г. №519 постановление Правительства области от 23.09.2011г. №617 утратило силу с 1 января 2014 года.
Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 №446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 1 января 2014 года.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.
В разделе 3 подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области" указано, что с 1 января 2015 года завершается реализация мероприятий, связанных с предоставлением государственной поддержки гражданам, получившим кредиты (займы) на приобретение жилья. В связи с этим средства областного бюджета будут направляться гражданам, по заявлениям которых в установленном порядке до 1 января 2015 года были приняты соответствующие решения, в рамках следующих мероприятий: выплата компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации.
В ходе судебного разбирательства установлено, не оспаривается представителем ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району – Геращенко Р.А., и подтверждено справкой №693 от 03.06.2015г. о сумме задолженности, что истец Литвинова Альбина Васильевна соответствует условиям действия государственной программы, введенной с 1 января 2014 года, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы».
Материалами дела также подтверждается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу не осуществлялась. При этом истец в установленные законодательством сроки подтверждала свое намерение и право участвовать в подпрограммах, обращаясь в ГКУ АО УСЗН по <адрес> с соответствующими заявлениями (ДД.ММ.ГГГГ) и предоставляя необходимые документы (справки об отсутствии просроченной задолженности, наличии непрерывного стажа работы в учреждении, финансируемом за счет средств областного бюджета и пр.).
Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области. В соответствии с приложением №8 Закона Амурской области от 16.12.2013г. №298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» финансовое обеспечение государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составило 40 000 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года №20 (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов.
Указанное постановление с 01.01.2015 года утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014г. №784.
Постановлением Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 года №784 установлено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, в том числе от 23 января 2012г. №20, до 1 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке.
Как следует из материалов дела решение о предоставлении Литвиновой Альбине Васильевне социальных выплат было принято ДД.ММ.ГГГГ года, то есть до 01.01.2015 года, следовательно, выплата ей должна производиться в порядке, установленном постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года №20.
В соответствии с п.1 Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2012 года №20, данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в областном государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов муниципальных образований области (далее - областные или муниципальные учреждения).
Согласно пункту 5 Положения компенсации подлежат фактические расходы молодой семьи, уплаченные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом или займом. Размер социальной выплаты за месяц определяется в сумме фактически уплаченных молодой семьей процентов по кредитному договору за месяц. Социальная выплата на компенсацию расходов по уплате процентов, начисленных по просроченной ссудной задолженности, не производится. Месяц, в котором допущена просроченная задолженность по уплате процентов, исключается из расчетов. Социальная выплата предоставляется только по одному кредитному договору.
Исходя из пунктов 6 и 8 Положения, молодая семья, претендующая на получение социальной выплаты, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению №1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление молодой семьи и принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты по форме согласно приложениям №4, №5 к настоящему Положению.
В случае если вместе с заявлением предоставлены все необходимые документы, решение принимается в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления, в случае если не представлены все необходимые документы, решение принимается в течение 5 рабочих дней со дня поступления в ГКУ УСЗН документов, запрошенных в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с п.7 настоящего Положения.
Согласно п.10 Положения предоставление социальной выплаты молодым семья производится на основании решения о предоставлении социальной выплаты в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Предоставление социальной выплаты производится ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от Министерства социальной защиты населения области путем их перечисления на банковский счет члена молодой семьи, открытый в кредитной организации, указанный в заявлении.
В соответствии с п.12 Положения расходы на предоставление социальной выплаты, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета получателей осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий финансовый год.
Но поскольку истица обратилась в суд с соответствующим иском, то её право на возмещение расходов по уплате процентов по ипотечному кредитному договору будет реализовано в судебном порядке.
Несмотря на те обстоятельства, что функции ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, оно не участвует в процессе формирования объема финансирования и лишь распределяет полученные средства в пределах доведенного лимита, суд полагает, что требование о возложении на ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району (как уполномоченный орган) обязанности по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки подлежит удовлетворению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статьи 1, 7, 17, 39).
В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 2 и ст. 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от них причинам, не может обеспечить надлежащий уровень материального благосостояния.
Исходя из описания выше приведенных программ и подпрограмм, запланированные ими программные мероприятие направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.
Как отмечено в долгосрочной целевой программе «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2010 - 2012 годы», и последующих программах и подпрограммах, высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.
Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная программная и подпрограммная государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.
Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановления от 16 декабря 1997 года №20-П, от 24 мая 2001 года №8-П, от 19 июня 2002 года №11-П, от 23 апреля 2004 года №9-П, Определение от 4 декабря 2003 года №415-0 и др.).
Применение данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким - либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.
Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статьей 1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.
Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006 год).
При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.
Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решении по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год).
Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.
Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от 30.03.1998г. №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.
Принимая во внимание приведенные принципы и прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что истец Литвинова А.В. в установленном порядке приобрела статус участника программы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохраняла указанный статус весь спорный период и была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты (что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось), суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного истцу права.
Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.
С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, суд считает необходимым возложить на ГКУ АО УСЗН по <адрес> обязанность осуществить Литвиновой А.В. выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> копейки, за счет средств областного бюджета.
Данный вывод (в части указания вида бюджета) судом основан на том, что в соответствии с положениями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы», предоставление мер социальной поддержки граждан, о котором идет речь в данном случае, является расходным обязательством Амурской области, выплаты компенсации производятся территориальными управлениями социальной защиты населения, за счет средств областного бюджета.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 ГПК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Литвиновой А.В. заявлено требование о взыскании в её пользу с Государственного казенного учреждения <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес> понесенных судебных расходов <данные изъяты> рублей за уплату госпошлины в суд, <данные изъяты> рублей – оплата адвокату за консультацию по оформлению искового заявления.
Факт несения Литвиновой А.В. указанных судебных расходов подтверждается чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ об оплате государственной пошлины в суд общей юрисдикции в размере <данные изъяты> рублей, квитанцией № серия «АВ» от ДД.ММ.ГГГГ. об оплате услуг адвоката за консультацию по оформлению искового заявления о взыскании суммы задолженности по выплате компенсации по ипотечному кредиту, в размере <данные изъяты> рублей.
С учетом положений указанных норм права, принимая во внимание сложность категории рассматриваемого дела, консультацию адвоката по оформлению искового заявления, руководствуясь принципом разумности, суд полагает подлежащим удовлетворению требование Литвиновой А.В. о взыскании с ГКУ АО УСЗН по <адрес> судебных расходов, понесенных на оплату услуг адвоката за консультацию по оформлению искового заявления в сумме <данные изъяты> рублей.
Поскольку спорные правоотношения касаются вопросов защиты права на социальное обеспечение, не являются имущественными в гражданско - правовом смысле и не подлежат в связи с этим имущественной (гражданско-правовой) оценке, размер государственной пошлины по настоящему делу составляет 300 рублей (п.п. 3 п.1 ст.333.19 НК РФ), которая подлежит взысканию с ответчика ГКУ АО УСЗН по <адрес> в пользу истца Литвиновой А.В..
Излишне уплаченная истцом Литвиновой А.В. сумма государственной пошлины в размере <данные изъяты> подлежит возврату ей за счет средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Литвиновой Альбины Васильевны к ГКУ <адрес> - Управлению социальной защиты населения по <адрес> о взыскании задолженности по компенсационным выплатам части расходов по уплате процентов по кредитному договору, – удовлетворить.
Возложить на Государственное казенное учреждение <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес> обязанность осуществить Литвиновой Альбине Васильевне выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> за счет средств областного бюджета.
Взыскать с Государственного казенного учреждения <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес> в пользу Литвиновой Альбины Васильевны судебные расходы, понесенные на уплату государственной пошлины, в размере 300 (триста) рублей и на оплату услуг представителя <данные изъяты>) рублей.
Осуществить возврат Литвиновой Альбине Васильевне из средств соответствующего бюджета государственной пошлины в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья
Ивановского районного суда В.Г.Конфедератова