Дело №2-1754/12 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 октября 2012 года
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Ладейщиковой М.В.,
при секретаре Лядовой Л.Н.,
с участием представителей истца - ФИО1, ФИО2, действующих на
основании доверенностей,
представителя МАДОУ «Детский сад №...» - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Пермскому краю в интересах неопределенного круга лиц и Российской
Федерации к Муниципальному автономному дошкольному образовательному
учреждению «Детский сад №...», администрации г.Перми, Департаменту образования
администрации г.Перми о выделении финансирования для устранения нарушений по
предписанию контролирующего органа,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора) обратилось в Орджоникидзевский районный суд г.Перми с иском к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №...» (далее по тексту -МАДОУ «Детский сад №...», Учреждение), администрации г.Перми в лице Департамента образования о признании бездействия Учреждения, выразившееся в неисполнении предписания от (дата) №... должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, противоправным и возложении обязанности по исполнению данного предписания; о признании незаконным бездействие администрации г.Перми по финансированию затрат МАДОУ «Детский сад №...» для исполнения предписания от (дата) №... и возложении обязанности по финансированию МАДОУ «Детский сад №...» для проведения мероприятий по устранению указанных в предписании нарушений санитарного законодательства и исполнения предписания в случае недостаточности финансовых средств у самого дошкольного образовательного учреждения.
В обоснование искового заявления указано, что в ходе проведенной в (дата) г. проверки в отношении Учреждения были выявлены многочисленные нарушения требований санитарного законодательства, которые в силу абз. 10 ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от (дата) создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. В соответствии с представленной Учреждением информацией о выполнении предписания должностного лица, образовательное учреждение не выполнило в срок до (дата) 20 пунктов нарушений, в связи с чем, был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, при этом мировой судья принял решение об освобождении Учреждения от административной ответственности, поскольку им были предприняты все меры для устранения нарушений, однако у юридического лица отсутствовала объективная возможность для устранения указанных в предписании нарушений, а именно, недостаток финансовых средств. Вместе с тем, в силу Устава Учреждение является бюджетным, учредителем которого является администрация г.Перми согласно п. 1.3 Устава.
Вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья несовершеннолетних, в нарушение требований ст. 51 ФЗ «Об образовании» в образовательном учреждении не созданы, поскольку не устранены нарушения, выявленные, контролирующими органами, что является следствием бездействия со стороны учредителя в лице администрации г. Перми, выразившееся в ненадлежащем финансировании мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних.
Впоследствии исковые требования на основании ст. 39 ГПК РФ были уточнены, в окончательном варианте истец просит:
1. Признать незаконным бездействие Департамента образования администрации
<АДРЕС> по финансированию затрат МАДОУ «Детский сад №...» г. Перми для
исполнения предписания от (дата) №....
2. Возложить на МАДОУ «Детский сад №...» г. Перми обязанность по исполнению
предписания Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от (дата) №...,
а именно:
в корпусе по адресу: <АДРЕС>:
- оборудовать спальни всех групп мебелью (кроватями) в соответствии с ростом и
возрастом детей, с учетом гигиенических и педагогических требований (п. 6.1 СанПиН
2.4.1.2660-10);
обеспечить наличие условий сушки верхней одежды и обуви детей в группах №№ 2, 4, 5, 6, 9, 12 (п. 6.2 СанПиН 2.4.1.2660-10);
обеспечить детей бельем с учетом гигиенических требований: не менее 3 комплектов пододеяльников, простыней, наволочек, полотенец для лица и ног, 2 комплекта наматрасников из расчета на 1 ребенка (пп. 6.17, 18.17 СанПиН 2.4.1.2660-10);
оборудовать душевые поддоны с высотой установки 0,3 м. в группах №№ 2, 5 с учетом гигиенических требований (п. 6.18 СанПиН 2.4.1.2660-10);
обеспечить функционирование приточной системы вентиляции (пп. 8.1, 14.4 СанПиН 2.4.1.2660-10);
оборудовать водоразборные краны для хозяйственных нужд; обеспечить резервное горячее водоснабжение с разводкой по сети в умывальных, буфетных, медицинском блоке, на пищеблоке (п. 9.5 СанПиН 2.4.1.2660-10);
провести химическую чистку (обработку в дезинфекционной камере) постельных принадлежностей (п. 18.19 СанПиН 2.4.1.2660-10);
в корпусе по адресу: <АДРЕС>:
оборудовать теневые навесы с учетом гигиенических требований (пп. 3.9, 3.9.1 СанПиН 2.4.1.2660-10);
обеспечить в планировочной структуре здания принцип групповой изоляции (п. 4.8 СанПиН 2.4.1.2660-10);
- обеспечить резервное горячее водоснабжение с разводкой по сети в умывальных,
буфетных, медицинском блоке, на пищеблоке (п. 9.5 СанПиН 2.4.1.2660-10);
- обеспечить пищеблок необходимым комплектом технологического оборудования, а
именно: установить ванну для вторичной обработки овощей; оборудовать участок для
приготовления холодных закусок; приобрести оборудование для приготовления блюд на
пару (конвектомат); установить столы для овощей, мяса и куры (п. 15.13 СанПиН
2.4.1.2660-10);
в корпусе по адресу: <АДРЕС>:
- оборудовать игровые площадки с учетом росто-возрастных особенностей детей (пп. 3.9,
3.10 СанПиН 2.4.1.2660-10);
обеспечить резервное горячее водоснабжение с разводкой по сети в умывальных, буфетных, медицинском блоке, на пищеблоке (п. 9.5 СанПиН 2.4.1.2660-10);
оборудовать в пищеблоке шкафы для хранения чистой посуды (п. 14.3 СанПиН 2.4.1.2660-10);
оборудовать локальную вытяжную систему от жарочного шкафа (п. 4.5 СП 2.3.6.1079-01);
обеспечить пищеблок необходимым оборудованием, а именно: установить ванну для вторичной обработки овощей; оборудовать участок для приготовления холодных закусок; приобрести металлические кассетницы для ножей; установить столы для работы с овощами, мясом и курой; приобрести оборудование для приготовления блюд на пару (конвектомат) (п. 6.1 СП 2.3.6.1079-01).
3. Возложить на департамент образования администрации города Перми обязанность по финансированию МДОУ «Детский сад №...» г. Перми для проведения мероприятий по устранению указанных в предписании нарушений санитарного законодательства и исполнения предписания в случае недостаточности финансовых средств у самого дошкольного образовательного учреждения.
Представители истца в судебном заседании на уточненном исковом заявлении настаивали, поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объеме. Суду пояснили, что в корпусе по адресу: <АДРЕС> отремонтированы теневые навесы с учетом гигиенических требований (пп. 3.9, 3.9.1 СанПиН 2.4.1.2660-10).
Представитель ответчика - администрации г.Перми в лице Департамента образования - в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Из письменного отзыва следует, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям. В силу ст. 46 ГПК РФ Управление Роспотребнадзора является ненадлежащим истцом, при этом требования истца являются требованиями об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и подлежат рассмотрению в порядке особого производства, при этом истцом в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств бездействия со стороны администрации. Также указывает, что согласно Уставу Учреждения МАДОУ «Детский сад №...» является юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета для учета операций со средствами бюджета городского округа и средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящее доход деятельности. Ссылаясь на п. 1.6. Устава Учреждения, ст. 120 ГК РФ считает, что обязанность по финансированию затрат, направленных на устранение установленных нарушений не может возлагаться исключительно на администрацию г.Перми. Положения Устава и нормы закона устанавливают ограниченную ответственность собственника имущества. Кроме того, Постановлением администрации №... от (дата) учреждению было выделено <.....> тысяч рублей, Приказом от (дата) № СЭД-08-01-09-102 было выделено <.....> рублей, Приказом от (дата) № СЭД-08-01-21-56 учреждению было выделено <.....> рублей, следовательно, факт бездействия сро стороны департаменты в его правовом понимании отсутствует. Считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать (л.д. 172-173).
Представитель ответчика МАДОУ «Детский сад №...» в судебном заседании заявленные исковые требования признала частично. Суду пояснила, что часть требований выполнено, в том числе в корпусе по адресу: <АДРЕС> отремонтированы теневые навесы с учетом гигиенических требований.
Заслушав представителей истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 ст. 17 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 "Об образовании" предусмотрено, что общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учрежддениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
Часть 6 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 определяет, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения),
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 г.. № 3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Бюджетного кодекса РФ бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средству в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России, В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядитель бюджетных средств вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств по формированию и изменению бюджетной росписи.
Департамент финансов администрации г.Перми является функциональным органом администрации г.Перми; финансовым органом администрации г.Перми, осуществляющим управление в сфере финансов, налоговой Политики и бюджетного процесса в г.Перми, исполнение бюджета города, контроль за соблюдением бюджетного законодательства главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджета города и другими участниками бюджетного процесса города (пункт 1.1 Положения о Департаменте финансов администрации г.Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 208). Целями деятельности Департамента финансов администрации г. Перми являются эффективное управление муниципальными финансами, направленное на повышение результативности бюджетных расходов для обеспечения социально- экономического развития города, формирование, утверждение, исполнение бюджета города и контроль за его исполнением (пункт 2.1); осуществляет следующие функции: составляет проект бюджета г.Перми на очередной финансовый год и плановый период, подготавливает проекты решений Пермской городской Думы о внесении изменений в решение о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период (п. 3.2.1), осуществляет методологическое руководство в пределах своей компетенции, координирует деятельность участников бюджетного процесса по составлению проекта бюджета г.Перми на очередной финансовый год и плановый период и реестра расходных обязательств (п. 3.2.4).
В свою очередь Департамент образования администрации г.Перми является распорядителем средств бюджета города, предусмотренных на обеспечение деятельности по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, специального (коррекционного), дополнительного образования, отдыха детей в каникулярное время (п. 2.1 Положения о Департаменте образования администрации г.Перми). Смета доходов образовательного учреждения является основным документом, определяющим объем и целевое направление бюджетных средств. Она содержит расчетные данные по каждому направлению на основании доведенных показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год. Учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
Как следует из Устава Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №...» г.Перми (л.д. 71-87) учредителем Учреждения является администрация г.Перми в лице Департамента образования администрации г.Перми (п. 1.3); права учреждения на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают с момента выдачи Учреждению лицензии (п. 1.9); к компетенции Учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиям, осуществляемые в пределах выделенных Учредителем финансовых средств (п.п. 1 п. 6.4).
Решением Пермской городской Думы от (дата) №... утверждено Положение о Департаменте образования администрации г.Перми (ред. от (дата)).
В соответствии с п. 1.1 указанного Положения Департамент образования администрации г.Перми (далее - Департамент) - является функциональным органом администрации г.Перми.
Финансовое обеспечение деятельности Департамента осуществляется за счет средств бюджета города на основании бюджетной сметы (п. 1.4).
Основной целью деятельности Департамента является организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного), общего образования по основным общеобразовательным программам, специального (коррекционного), дополнительного образования, отдыха детей в каникулярное время (п. 2.1).
Основными задачами Департамента являются: предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий, предоставления образовательных услуг в сфере внеучебной деятельности, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса] профилактики правонарушений, организации работы групп продленного дня, сопровождающих услуг на организацию питания в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях общего образования, выплаты пособий детям из многодетных семей, организацию общегородских мероприятий и праздников в сфере образования, отдыха детей в каникулярное время в пределах предоставленных полномочий (п. 2.2.1); совершенствование подходов к финансовому обеспечению системы образования (п. 2.2.4); совершенствование подходов к материальному обеспечению системы образования, оптимизация сети образовательных учреждений города Перми (и. 2.2.5).
В целях выполнения возложенных задач Департамент осуществляет следующие функции: обеспечивает создание в муниципальных образовательных учреждениях условий, соответствующих лицензионным требованиям (п. 3.1.7).
Для совершенствования подходов к финансовому обеспечению системы образования: участвует в подготовке проекта бюджета города Перми в части расходов на образование (п.3.4.1);
вносит предложения в Пермскую городскую Думу по совершенствованию системы финансирования, налогообложения, организации оплаты труда, местных нормативов финансирования образования (п. 3.4.2);
обеспечивает ведомственный контроль финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений отрасли «Образование» (п. 3.4.4);
размещает муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение
работ) муниципальным учреждениям, иным некоммерческим организациям, являющимся
исполнителями муниципальных услуг (работ), муниципальный заказ на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, определяет объем
бюджетных ассигнований, необходимых неоказание муниципальных услуг (выполнение
работ) (п. 3.4.5).
Для совершенствования подходов к материальному обеспечению системы образования, оптимизации сети образовательных учреждений города Перми:организует мероприятия для приведения имущественных комплексов образовательных учреждений в соответствие с требованиями действующего законодательства и согласовывает документы, необходимые для представления в лицензионный орган для получения лицензии муниципальными образовательными учреждениями на ведение ими образовательной деятельности (3.5.3);
организует работу по созданию безопасных условий нахождения детей и персонала в муниципальных учреждениях, организует проведение профилактических мероприятий по противодействию терроризму в пределах своей компетенции (п. 3.5.5);
составляет и утверждает сводный план размещения муниципального заказа по отрасли «Образование» на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения нужд подведомственных получателей бюджетных средств на основании представленных планов подведомственными получателями бюджетных средств (п. 3.5.9);
осуществляет контроль за размещением муниципального заказа подведомственными получателями бюджетных средств в соответствии с утвержденным сводным планом (п. 3.5.10).
В целях реализации своих целей и задач Департамент обязан своевременно и в полном объеме представлять в Департамент финансов администрации г.Перми отчеты, предусмотренные законодательством и правовыми актами городами иные сведения, необходимые для формирования бюджета и составления перспективного финансового плана города, поквартальной информации об исполнении бюджета города (п. 4.2.5).
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, в отношении Учреждения выдано предписание №... Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от (дата) (л.д. 29-34), в соответствии с которым Учреждению предписано устранить ряд существенных нарушений санитарного законодательства.
Постановлением от (дата) мировым судьей судебного участка № 33 Орджоникидзевского района г.Перми производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. Постановление вступило в законную силу (дата) (л.д. 28).
Согласно уточненному исковому заявлению Учреждением выполнено ряд требований, нарушения устранены, однако Управление Роспотребнадзора в своем исковом заявлении указало, что отсутствие должного финансирования затрат не позволяет устранить все выявленные нарушения, что является бездействием со стороны учредителя МАДОУ «Детский сад №...» -администрации г.Перми в лице Департамента образования администрации г.Перми, влекущим длительное неисполнение Учреждением предписания надзорного органа, не обеспечение безопасных условий воспитания и обучения для неопределенного круга лиц, а именно: для педагогов, детей и их родителей как настоящих, так и будущих участников образовательных процессов.
Суд считает, что Департаментом образования администрации г.Перми допущено бездействие по данному вопросу в силу следующего.
Истцом суду представлена переписка Учреждения с Департаментом образования администрации г.Перми, о необходимости дополнительного финансирования детского сада на устранение недостатков, указанных в упомянутом выше предписания.
Письмом от (дата) Департамент образования администрации г. Перми сообщил, что все бюджетные средства, выделенные в <.....> г. по данной программе, направлены на завершение начатых в <.....> г. комплексных капитальных ремонтов школ. Выделение дополнительных денежных средств в <.....> г. будет возможно только при возникновении профицита бюджета города Перми./л.д.135/
Письмом от (дата) Департамент образования администрации г. Перми сообщил, что на <.....> г. средства для проведения ремонтных работ в образовательных учреждениях г. <.....> распределены (дата) на заседании рабочей группы по ранжированию образовательных учреждений города Перми, включаемых в пообъектный перечень по ремонту и реконструкции на текущий, очередной финансовй год и плановый период. Заявка МАДОУ «Детский сад №...» будет рассмотрена в случае дополнительного финансирования. /л.д.136/.
Согласно заявке от (дата) на включение образовательного учреждения в пообъектный перечень по ремонту и реконструкции на текущий, очередной финансовый год и плановый период для проведения ремонтных работ МОДОУ «Детский сад №...» требуется <.....> /л.д.139-140/.
Согласно Приказу СЭД-08-01-09-682 от (дата) Начальнику управления финансами приказано децентрализовать и направить до (дата) денежные средства в МАДОУ «Детский сад №...» г. Перми по ЦС 5210102 в сумме <.....> рублей. Заведующему приказано направить выделенные денежные средства на ремонт здания (кровли и помещений) для исполнения предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю. /л.д.137-138/.
Выделение Департаментом Учреждению <.....> рублей вместо необходимых <.....> рублей явно свидетельствует о недостаточном размере денежных средств для устранения выявленных нарушений.
Таким образом, факт не выделения Департаментом Учреждению дополнительных либо целевых денежных средств для устранения нарушений, указанных в предписании в полном объеме, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Кроме того, из пояснений представителя Учреждения и материалов дела следует, что часть недостатков, указанных в Предписании Учреждением устранена.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время не устранены следующие нарушения:
в корпусе по адресу: <АДРЕС>:
- оборудовать спальни всех групп мебелью (кроватями) в соответствии с ростом и
возрастом детей, с учетом гигиенических и педагогических требований (п. 6.1 СанПиН
2.4.1.2660-10);
обеспечить наличие условий сушки верхней одежды и обуви детей в группах №№ 2, 4, 5, 6, 9, 12 (п. 6.2 СанПиН 2.4.1.2660-10);
обеспечить детей бельем с учетом гигиенических требований: не менее 3 комплектов пододеяльников, простыней, наволочек, полотенец для лица и ног, 2 комплекта наматрасников из расчета на 1 ребенка (пп. 6.17, 18.17 СанПиН 2.4.1.2660-10);
оборудовать душевые поддоны с высотой установки 0,3 м. в группах №№ 2, 5 с учетом гигиенических требований (п. 6.18 СанПиН 2.4.1.2660-10);
обеспечить функционирование приточной системы вентиляции (пп. 8.1, 14.4 СанПиН 2.4.1.2660-10);
оборудовать водоразборные краны для хозяйственных нужд; обеспечить резервное горячее водоснабжение с разводкой по сети в умывальных, буфетных, медицинском блоке, на пищеблоке (п. 9.5 СанПиН 2.4.1.2660-10);
провести химическую чистку (обработку в дезинфекционной камере) постельных принадлежностей (п. 18.19 СанПиН 2.4.1.2660-10);
в корпусе по адресу: <АДРЕС>:
оборудовать теневые навесы с учетом гигиенических требований (пп. 3.9, 3.9.1 СанПиН 2.4.1.2660-10);
обеспечить в планировочной структуре здания принцип групповой изоляции (п. 4.8 СанПиН 2.4.1.2660-10);
- обеспечить резервное горячее водоснабжение с разводкой по сети в умывальных,
буфетных, медицинском блоке, на пищеблоке (п. 9.5 СанПиН 2.4.1.2660-10);
- обеспечить пищеблок необходимым комплектом технологического оборудования, а
именно: установить ванну для вторичной обработки овощей; оборудовать участок для
приготовления холодных закусок; приобрести оборудование для приготовления блюд на
пару (конвектомат); установить столы для овощей, мяса и куры (п. 15.13 СанПиН
2.4.1.2660-10);
в корпусе по адресу: <АДРЕС>:
- оборудовать игровые площадки с учетом росто-возрастных особенностей детей (пп. 3.9,
3.10 СанПиН 2.4.1.2660-10);
обеспечить резервное горячее водоснабжение с разводкой по сети в умывальных, буфетных, медицинском блоке, на пищеблоке (п. 9.5 СанПиН 2.4.1.2660-10);
оборудовать в пищеблоке шкафы для хранения чистой посуды (п. 14.3 СанПиН 2.4.1.2660-10);
оборудовать локальную вытяжную систему от жарочного шкафа (п. 4.5 СП 2.3.6.1079-01);
обеспечить пищеблок необходимым оборудованием, а именно: установить ванну для вторичной обработки овощей; оборудовать участок для приготовления холодных закусок; приобрести металлические кассетницы для ножей; установить столы для работы с овощами, мясом и курой; приобрести оборудование для приготовления блюд на пару (конвектомат) (п. 6.1 СП 2.3.6.1079-01).
Однако при этом в судебном заседании установлено, что в корпусе по адресу: <АДРЕС> оборудованы теневые навесы с учетом гигиенических требований, что подтверждается пояснениями представителя истца, представителя ответчика, соответственно, суд считает необходимым исключить данное требование из числа предъявленных.
Доводы ответчика о том, что за счет средств фонда материального обеспечения Учреждения должны быть устранены все нарушения, указанные в предписании, на законе, Уставе Учреждения не основаны.
Департамент образования администрации г.Перми, согласно Положения, как функциональный орган, является самостоятельным юридическим лицом, наделенным соответствующими полномочиями.
Поскольку Департамент финансов администрации г.Перми является главным распорядителем средств бюджета города Перми, в пределах полномочий он имел возможность в адрес распорядителя направить предложения о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для устранения предписаний контролирующих органов.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» определено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Как установлено в судебном заседании Департамент, являясь Учредителем Учреждения, был обязан выделить финансовые средства для устранения предписаний контролирующих органов с целью обеспечения предоставления Учреждением основных образовательных услуг в сфере дошкольного образования, обеспечить условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья воспитанников.
Вместе с тем, поскольку суду не представлено доказательств принятия мер в пределах полномочий, предоставленных Департаменту по перераспределению бюджетных средств для выделения их МАДОУ «Детский сад №...», отсутствия возможности изыскать дополнительные денежные средства, сверх установленных лимитов, а также совершения Департаментом в период с <.....> года по день рассмотрения дела в суде каких-либо действий и принятия каких-либо решений, направленных на выделение финансирования для устранения нарушений санитарно-эпидемиологических правил и норм пожарной безопасности в Учреждении, поэтому факт бездействия Департамента, в его правовом понимании, суд считает установленным.
Также суд считает не имеющими правового значения ссылки представителя администрации г.Перми на невозможность расходования больше бюджетных средств, чем заложено в бюджете на образование, поскольку, признавая установленным факт бездействия со стороны Департамента, суд исходит из целей и задач деятельности Департамента, имеющихся у функционального органа полномочий, как участника бюджетного процесса в городе, права и обязанности Департамента, предусмотренные Положением о Департаменте образования администрации г.Перми.
Доводы ответчика о том, что иск предъявлен ненадлежащим лицом, не имеющим полномочий в силу на подачу иска в силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 03.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии п. 7 Положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по пермскому краю, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, основными задачами управления являются, в том числе организация и осуществление надзора и. контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.
Управление в пределах своей компетенции осуществляет государственный санитарный надзор за дошкольными и другими образовательными учреждениями независимо от организационно-правовых форм (п. 8.1.1).
В пределах своих полномочий обращается в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей (п. 8.4.6).
Территориальный отдел управления возглавляет начальник, который является главным государственным санитарным врачом по городам, районам. Заместитель начальника территориального отдела является заместителем главного государственного санитарного врача по городам и районам (п. 16).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51, Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 05.06.2012 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями: предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Как следует из приказа №... от (дата) ФИО4 назначен с (дата) заместителем руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (л.л. 26). Следовательно, в силу изложенных выше норм закона он имеет право на обращение в суд, им же и подписано исковое заявление.
Таким образом, анализируя добытые и исследованные доказательства в их совокупности, суд считает, что утверждение истца о бездействии Департамента, не принявшего меры по финансированию затрат, направленных на исполнение Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №...» г.Перми предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Пермском крае от (дата). как учредителя Детского сада, в суде нашло подтверждение, следовательно, заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Признать незаконным бездействие Департамента образования администрации г.Перми по финансированию затрат Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №...» для исполнения указанных в предписании от (дата) №... нарушений в полном объеме.
Возложить на Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №...» обязанность по исполнению требований предписания от (дата) №..., а именно:
в корпусе по адресу: <АДРЕС>:
- оборудовать спальни всех групп мебелью (кроватями) в соответствии с ростом и
возрастом детей, с учетом гигиенических и педагогических требований (п. 6.1 СанПиН
2.4.1.2660-10);
обеспечить наличие условий сушки верхней одежды и обуви детей в группах №№ 2, 4, 5, 6, 9, 12 (п. 6.2 СанПиН 2.4.1.2660-10);
обеспечить детей бельем с учетом гигиенических требований: не менее 3 комплектов пододеяльников, простыней, наволочек, полотенец для лица и ног, 2 комплекта наматрасников из расчета на 1 ребенка (пп. 6.17, 18.17 СанПиН 2.4.1.2660-10);
оборудовать душевые поддоны с высотой установки 0,3 м. в группах №№ 2, 5 с учетом гигиенических требований (п. 6.18 СанПиН 2.4.1.2660-10);
обеспечить функционирование приточной системы вентиляции (пп. 8.1, 14.4 СанПиН 2.4.1.2660-10);
оборудовать водоразборные краны для хозяйственных нужд; обеспечить резервное горячее водоснабжение с разводкой по сети в умывальных, буфетных, медицинском блоке, на пищеблоке (п. 9.5 СанПиН 2.4.1.2660-10);
провести химическую чистку (обработку в дезинфекционной камере) постельных принадлежностей (п. 18.19 СанПиН 2.4.1.2660-10);
в корпусе по адресу: <АДРЕС>:
обеспечить в планировочной структуре здания принцип групповой изоляции (п. 4.8 СанПиН 2.4.1.2660-10);
- обеспечить резервное горячее водоснабжение с разводкой по сети в умывальных,
буфетных, медицинском блоке, на пищеблоке (п. 9.5 СанПиН 2.4.1.2660-10);
- обеспечить пищеблок необходимым комплектом технологического оборудования, а
именно: установить ванну для вторичной обработки овощей; оборудовать участок для
приготовления холодных закусок; приобрести оборудование для приготовления блюд на
пару (конвектомат); установить столы для овощей, мяса и куры (п. 15.13 СанПиН
2.4.1.2660-10);
в корпусе по адресу: <АДРЕС>:
- оборудовать игровые площадки с учетом росто-возрастных особенностей детей (пп. 3.9,
3.10 СанПиН 2.4.1.2660-10);
обеспечить резервное горячее водоснабжение с разводкой по сети в умывальных, буфетных, медицинском блоке, на пищеблоке (п. 9.5 СанПиН 2.4.1.2660-10);
оборудовать в пищеблоке шкафы для хранения чистой посуды (п. 14.3 СанПиН 2.4.1.2660-10);
оборудовать локальную вытяжную систему от жарочного шкафа (п. 4.5 СП 2.3.6.1079-01);
обеспечить пищеблок необходимым оборудованием, а именно: установить ванну для вторичной обработки овощей; оборудовать участок для приготовления холодных закусок; приобрести металлические кассетницы для ножей; установить столы для работы с овощами, мясом и курой; приобрести оборудование для приготовления блюд на пару (конвектомат) (п. 6.1 СП 2.3.6.1079-01).
Возложить обязанность на Департамент образования администрации г.Перми предоставить Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №...» финансовые средства в объеме, необходимом для проведения мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений санитарного законодательства и исполнения предписания от (дата) №... в полном объеме.
Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 08 октября 2012 года.
Копия верна,
Судья М.В. Ладейщикова