Решение по делу № 2-94/2021 от 14.01.2021

Дело № 2-94/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«12» марта 2021 года г. Карталы

Карталинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Крафт Г.В.,

при секретаре Кошарной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карталинского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад с. Анненское», администрации Карталинского муниципального района о возложении обязанности исполнить требования закона,

У С Т А Н О В И Л:

Карталинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) к Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад с.Анненское» (далее по тексту МДОУ с. Анненское»), администрации Карталинского муниципального района, учетом окончательно сформулированных требований просил обязать МДОУ «Детский сад с. Анненское» в течении 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, здания филиала «Детский сад п.Родники», расположенное по адресу: <адрес>, а именно оборудовать системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а в случае недостаточности средств данную обязанность возложить на администрацию Карталинского муниципального района. Обязать МДОУ «Детский сад с. Анненское» в течении 8 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить функционирование систему передачи тревожных сообщений, в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в филиале здания «Детский сад п. Родники», расположенного по адресу- <адрес>, а в случае недостаточности средств, обязать собственника – администрацию Карталинского муниципального района обеспечить финансирование указанных мероприятий.

Требования обоснованы тем, что в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму Карталинской городской прокуратурой установлено, что здание филиала МДОУ «Детский сад с. Анненское»- МДОУ «Детский сад п. Родники» не оснащено системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру «112», что является нарушением требований действующего законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности. По факту выявленных нарушений законодательства городской прокуратурой в адрес руководителя дошкольного образовательного учреждения 20.01.2020 внесено представление об устранении нарушений закона, получен ответ на представление, согласно которому нарушение не устранено ввиду отсутствия сотовой связи. Также, Карталинской городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Карталинского муниципального района, как учредителя детского сада в с. Анненское, внесено представление с требованием об оснащении детского сада в п. Родники системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». На представление получен ответ от 12.01.2021г., согласно которому, администрацией в адрес операторов сотовой связи направлены письма о возможности рассмотрения вопроса по обеспечению сотовой связи в п. Родники Карталинского района Челябинской области. До настоящего времени выявленные недостатки не устранены, чем нарушаются права несовершеннолетних детей, посещающих детский сад, на обеспечение их безопасности на время пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Карталинский городской прокурор в лице помощника прокурора Савиновой Л.Е., в судебном заседании заявленные требования поддержала, подтвердив обоснования, изложенные в иске.

Представитель ответчика МДОУ «Детский сад с. Анненское» Капустьян Л.В. в судебном заседании исковые требования признала частично, указала, что нет возможности установить «тревожную кнопку», поскольку в поселке отсутствует сотовая связь. Кроме того, имеется техническая возможность подключить Интернет по технологии БШД ( беспроводной широкополосный доступ) со скоростью 10 Мб/с, в настоящее время предпринимаются меры по вопросу организации обеспечения детского сада данной услугой.

Представитель ответчика администрации Карталинского муниципального района Лачина Т.В., в судебном заседании исковые требования признала частично, указала, что МДОУ «Детский сад села Анненское» является самостоятельным юридическим лицом. Функции по организации и предоставлению дошкольного образования, осуществлению контроля за образовательной деятельности подведомственных образовательных организаций относится к компетенции Управления образования Карталинского муниципального района. Кроме того, в декабре 2020 года администрацией направлялся запрос в МТС по возможности обеспечения мобильной связью помещение детского сада в п. Родники, ответ поступил только в феврале 2021 года из которого следует, что п. Родники Карталинского района находится в зоне устойчивого 2G покрытия сети МТС, 3 G/4 G покрытие отсутствует. Уровень сети 2 G позволяет совершать голосовые вызовы, в том числе на номера экстренных служб.

Представители третьих лиц - Финансового управления администрации Карталинского муниципального района, Управления по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица Управления образования Карталинского муниципального района Кочнев А.Е. в судебном заседании исковые требования признал частично, указал, что они не имеют возможности обеспечить финансирование обеспечения мобильной связью, при этом не оспаривают необходимость помещение детского сада в п. Родники системой передачи тревожных сообщений.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 названного закона одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно пункту "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Из п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 5 ч.1 ст. 9 Закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В судебном заседании установлено, что Карталинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения МДОУ «Детский сад с. Анненское» законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения.

В ходе проверки установлено, что в филиале МДОУ «Детский сад с. Анненское» - «Детский сад п. Родники» (далее -филиал МДОУ «Детский сад с. Анненское» - «Детский сад п. Родники», расположенном по адресу: <адрес>, не оснащено системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», что подтверждается представлением прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, ответом МДОУ «Детский сад с.Анненское» от ДД.ММ.ГГГГ., что не оспаривалось сторонами в судебном заседании, доказательств обратного суду не представлено.

Кроме того, представление об устранении нарушений законодательства об образовании в Российской Федерации, с требованием об оснащении детского сада в п. Родники системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» ДД.ММ.ГГГГ было направлено и в адрес Главы Карталинского муниципального района, что подтверждается представлением прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, ответом администрации Карталинского муниципального района, согласно которому администрацией в адрес операторов сотовой связи направлены письма о возможности рассмотрения вопроса по обеспечению сотовой связи в п. Родники Карталинского муниципального района Челябинской области.

Исходя из положений ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер его предупреждения.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Новые требования по антитеррористической защищенности образовательных организациях утверждены Постановлением Правительства РФ N 1006 от 02.08.2019 (начало действия документа - 17.08.2019).

Согласно п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивает путем осуществления комплекса мер, направленных:) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.

В силу п. 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования, а также путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Согласно пп. «а» п.21 Требований минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: своевременного выявления и незамедлительного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

В соответствии с пп. «г» п. 24 и пп. «в» п. 25 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются в том числе мероприятия: по оснащению объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; в отношении объектов (территорий ) третьей категории опсности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований осуществляются мероприятия по оборудованию на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

Согласно п. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утв. Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

В помещениях охраны всех типов общественных зданий следует предусматривать наличие радиотрансляционной абонентской точки.

Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об оборудовании канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Пункт 3 ч.1 ст.17 названного закона устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 05.10.2009) расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Приказом Рособразования от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование муниципальных образовательных учреждений.

Письмом Рособразования от 16 января 2009 г. № 16-2235/07-02 «О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности» предусмотрено предоставление образовательными учреждениями отчетов о выполнении антитеррористических мероприятий, в в числе которых значится установка кнопки тревожной сигнализации.

Из указанного выше следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является установка систем передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Согласно п. 1.1, 1.4, 1.5,Устава Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Анненское», сокращенное наименование МДОУ «Д/сад с. Анненское, является муниципальной некоммерческой образовательной организацией, реализующей права граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной системы.

Учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование «Карталинский муниципальный район», функции и полномочия которого от имени муниципального образования выполняет Управление образования Карталинского муниципального района. Собственником имущества является муниципальное образование «Карталинский муниципальный район», функции и полномочия которого от его имени выполняет Управление по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района.

Как следует из п. 1.6 Устава МДОУ с. С. Анненское является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета. МДОУ от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

МДОУ « Детский сад с. Анненское»- «Детский сад п. Родники», расположенный по адресу: <адрес>, является филиалом МДОУ «Детский сад с. Анненское», что следует из Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, исполнений требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование муниципальных учреждений.

Установление системы передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» направлено на пресечение действий, нарушающих права воспитанников и работников образовательных учреждений на антитеррористическую безопасность, а также иных лиц, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение и школы, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период нахождения в учреждении образования.

Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Доводы ответчиков об отсутствии на территории п. Родники устойчивой сотовой связи судом во внимание не принимаются, поскольку из ответа ПАО «Ростелеком», направленного в адрес заведующей МДОУ «Д/сад с. Анненское», следует, что по адресу <адрес> есть техническая возможность подключить интернет по технологии БШД (беспроводной широкополосный доступ) со скоростью 10 Мб/с, эти же сведения содержаться и в ответе на имя администрации Карталинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, согласно ответу директора филиала ПАО «МТС» в г. Челябинск от ДД.ММ.ГГГГ, п. Родники Карталинского района находится в зоне устойчивого 2G покрытия сети МТС,3G/4 G покрытие отсутствует. Уровень сети 2 G позволяет совершать голосовые вызовы, в том числе на номера экстренных служб.

В судебном заседании представителями ответчиков были заявлены доводы об отсутствии финансирования для обеспечения детского сада системой передачи тревожных сообщений, суд находит данные доводы не состоятельными.

Само по себе отсутствие денежных средств, необходимых для оборудования здания детского сада системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных на них обязанностей не является, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, которые могут восполняться, в частности, за счет межбюджетных отношений соответствующих субъектов.

Отсутствие системы передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения, то есть повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.

Довод представителя администрации Карталинского муниципального района, о том, что они являются ненадлежащим ответчиком основан на неверном толковании закона, поскольку в соответствии с Уставом МДОУ «Детский сад с. Анненское», они являются учредителями дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с. Анненское».

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.


С учетом мнения сторон, суд находит разумным установить ответчику срок, указанный в иске – в течение 8 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Возложить обязанность на муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Анненское», в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности здания филиала «Детский сад п. Родники», оборудовать здание филиала, расположенное по адресу- <адрес>, системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а в случае недостаточности средств, обязать собственника- администрацию Карталинского муниципального района обеспечить финансирование указанных мероприятий.

Возложить обязанность на муниципальной дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Анненское» в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить функционирование системы передачи тревожных сообщений в подразделения национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в здания филиала «Детский сад п. Родники», расположенное по адресу- <адрес>, а в случае недостаточности средств, обязать собственника – администрацию Карталинского муниципального района обеспечить финансирование указанных мероприятий.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:          Г.В. Крафт

Мотивированное решение составлено 17 марта 2021 года.

Судья : Г.В. Крафт

2-94/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карталинский городской прокурор
Ответчики
МОУ "Детский садс.Анненское"
Администрация КМР
Другие
Управление образования КМР
Финансовое управление КМР
Управление по имущественной и земельной политике
Суд
Карталинский городской суд Челябинской области
Судья
Крафт Г.В.
Дело на сайте суда
kart.chel.sudrf.ru
14.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2021Передача материалов судье
18.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2021Судебное заседание
18.02.2021Судебное заседание
12.03.2021Судебное заседание
17.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2021Дело оформлено
14.07.2021Дело передано в архив
12.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее