УИД 56RS0018-01-2022-011838-60
№2-1373/2023
Решение
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 25 мая 2023 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе судьи Михайловой О.П., при секретаре Верещагиной А.С., с участием истца Климова В.В., представителя ответчика Дегтевой А.В., третьих лиц Амантаевой А.С,, Дашкина А.Н., а также старшего помощника прокурора Стиплиной Г.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климова В. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области о возложении обязанности выплатить ежемесячную денежную выплату,
установил:
Климов В.В. обратился с настоящим иском к ГУ-ОПФР по Оренбургской области, указав, что он обратился в пенсионный орган 28.11.2022г. с заявлением о получении денежной компенсации, по результатам получено решение от 31.10.2022г. об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты согласно ст. 27.1 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
С данным отказом истец не согласен, поскольку в его удостоверении имеется запись о службе в зоне отселения. Климов В.В. является бывшим военнослужащим и находился в зараженной зоне как военнослужащий, о чем имеется запись в офицерской книжке.
У истца в настоящее время имеются заболевания глаз и щитовидной железы, возникновение которых он связывает с воздействием радиации.
Истец полагал, что имеет право на получение единовременной денежной выплаты как гражданин, подвергшийся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Судом к производству принято исковое заявление, в котором истец просит возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области обязанность выплатить денежную компенсацию за получение воздействия радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, т.е. предусмотренную нормами Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Исковое заявление в части требований к Министерству социального развития Оренбургской области определением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 28.11.2022г. возвращено истцу ввиду неподсудности спора.
В предварительном судебном заседании 03.04.2023г. в порядке ст. 44 ГПК РФ произведено процессуальное правопреемство на стороне ответчика: ГУ-ОПФР по Оренбургской области заменено на ОСФР по Оренбургской области.
В ходе рассмотрения истцом увеличен предмет исковых требований, окончательно просил:
взыскать с ОСФР по Оренбургской области в пользу Климова В.В. денежную компенсацию в размере 162634,09 руб. за период с 01.01.2012г. по 01.09.2021г., а также взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины 300 руб. и за оплату услуг представителя 1500 руб.
Протокольными определениями суда от 12.04.2023г. к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено ГАУЗ ГКБ им. Н.И. Пирогова, от 04.05.2023г. – Дашкин А.Н. и Амантаева А.С. (врачи, осуществлявшие прием).
В судебном заседании Климов В.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исках.
Представитель ответчика Дегтева А.В., действующая на основании доверенности, возражала против иска по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Третьи лица Дашкин А.Н. и Амантаева А.С. оставили разрешение вопроса на усмотрение суда.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Ленинского района г.Оренбурга, полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Климов В.В. в период с .... являлся курсантом, командиром взвода, заместителем командира роты в/ч ...
В период с .... он проживал в зоне отселения в ..., подвергся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; получил облучение 22 Рентген.
В период с .... проходил службу в органах внутренних дел; уволен .... в соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции» по СТ. -19 П. «з» (по ограниченному состоянию здоровья).
Согласно свидетельству о болезни N от 23.01.2001г. ВВК УВД Оренбургской области у Климова В.В. имеется диагноз: эссенциальная артериальная гипертензия 2 ст. СНо. Хронический гастродуоденит, ремиссия. Гинекомастия обеих грудных желез. Мочекаменная болезнь. Мелкий камень правой почки. Заболевание получено в период военной службы. «Б» Годен к военной службе с незначительными ограничениями. Не годен к службе в должности, отнесенной к 1.2.3 группе предназначения. Годен к продолжению службы в должности, отнесенной к 4 группе предназначения.
Климов В.В. является инвалидом ..., впервые инвалидность установлена с .... Причина инвалидности – заболевание получено в период прохождения службы (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от ...., л.д.23-26).
По заявлению от 18.10.2021г. Климову В.В. с 18.10.2021г. назначена ежемесячная денежная выплата в соответствии с п.1 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по ... группе инвалидности.
28.10.2022г. Климов В.В. обратился в ОСФР по Оренбургской области с заявлениями о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории «чернобылец», указав, что был в командировке как ликвидатор последствий Чернобыльской аварии и получил радиоактивное облучение 22 рентген, что он относится к категории граждан, предусмотренных п.3 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1.
К данному заявлению им приложены копия удостоверения, радиоактивной карточки и приказа.
Так, согласно выписке из приказа N командира в/ч ... старший лейтенант Климов В.В. командирован для выполнения диактивации объектов на должность командира взвода строительных машин.
В карточке учета радиоактивного облучения указано, что старший лейтенант Климов В.В. за период с .... получил облучение 22 Рентген.
В удостоверении серии АЗ N от 20.09.2021г. указано, что Климов В.В. в период с .... проживал в ..., подвергся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением ГУ-ОПФР по Оренбургской области от 31.10.2022г. Климову В.В. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты согласно ст. 27.1 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку право на ежемесячную денежную выплату имеют граждане, указанные в п.7 ч.1 ст.13 постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение. На дату обращения Климов В.В. не проживает и не работает на территории зоны проживания с правом на отселение.
15.05.1991 был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1), который согласно ст. 1 направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
В ст. 7 Закона РФ №1244-1 указано, что действие закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и последующее отселение граждан, на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр) и на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км. В этой же статье определены зоны радиоактивного загрязнения: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом и предусмотрено, что границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.
Положения ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 определяют категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, к которым относятся, в том числе, граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п.1 ч.1 ст.13);
инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения (п.2 ч.1 ст.13);
граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений (п. 3 ч. 1 ст. 13);
граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7 ч.1 ст.13).
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (часть 5 статьи 27.1 Закона от 15.05.1991 г. N 1244-1).
В соответствии со ст. 27,1 Закона РФ №1244-1 право на ежемесячную денежную выплату имеют, в том числе инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы (п.1 ч.1 ст.27.1);
граждане, указанные в пункте 1 части первой статьи 13 настоящего Закона (п.2 ч.1 ст.27.1);
граждане, указанные в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (п.3 ч.1 ст.27.1);
граждане, указанные в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона (п.6 ч.1 ст.27.1).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 15, части 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон от 15.05.1991 г. N 1244-1) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Вместе с тем, удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС либо специальное удостоверение инвалида Климовым В.В. в пенсионный орган при обращении за ежемесячной денежной выплатой не представлено. Данные удостоверения не представлены и при рассмотрении дела в суде.
При таких обстоятельствах у ОСФР по Оренбургской области отсутствовала обязанность назначить ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст. 27.1 Закона РФ №1244-1.
Доводы истца о том, что имеющиеся у него заболевания являются следствием воздействия радиации, голословны, ничем не подтверждены.
С 1 января 2005 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 N 592, которым утвержден перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Суд исходит из того, что наличие причинно-следственной связи между имеющимися заболеваниями истца с последствиями устранения катастрофы на Чернобыльской АЭС не установлено; группа инвалидности истцу впервые установлена с причиной «заболевание получено в период военной службы», сведений о том, что заболевание связано с исполнением служебных обязанностей военной службы, материалы дела не содержат.
Врачебно-трудовые комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных органах, военно-врачебных комиссиях или иных органах, в случае установления причинной связи инвалидности с аварией на Чернобыльской АЭС определяется степень утраты трудоспособности в процентах в порядке, определенном в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 18 июня 1992 года N 3061-1 определяет, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся, в том числе, граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке выдачи в Вооруженных Силах Российской Федерации удостоверений, дающих право на компенсации, льготы и преимущества, установленные законодательством для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также пострадавших от других радиационных воздействий" от 1 июля 1993 года N 335, установлены удостоверения, дающие право на компенсации, льготы и преимущества, предоставленные законодательством для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также пострадавших от других радиационных воздействий.
Названной категории граждан, в соответствии с Приложением к Инструкции, введенной в действие приказом Министра обороны РФ "О порядке выдачи в Вооруженных Силах Российской Федерации удостоверений, дающих право на компенсации, льготы и преимущества, установленные законодательством для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также пострадавших от других радиационных воздействий" от 1 июля 1993 года №335, выдается удостоверение лица, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием.
В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ) настоящим Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы либо сочетания этих радиационных факторов с иными вредными факторами.
Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации.
Причинная связь между ухудшением состояния здоровья, заболеванием, смертью, частичной либо полной потерей трудоспособности граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, признается установленной независимо от величины дозы облучения или отсутствия данных по облучению, медицинского анамнеза до событий чернобыльской катастрофы, продолжительности периода между окончанием работы или проживания в зонах радиоактивного загрязнения и наступлением вредных последствий, если наступившие вредные последствия могли быть вызваны неблагоприятными факторами, возникшими вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо если межведомственными экспертными советами, военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации, не подтверждено отсутствие такой связи.
При установлении врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК) инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Вместе с тем, истцом в подтверждение причинно-следственной связи имеющихся заболеваний с радиационным воздействием в пенсионный орган при рассмотрении заявления от 28.10.2022г. не представлено, в суд такие доказательства также не представлены.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания решения ГУ ОПФР по Оренбургской области от 31.10.2022г. незаконным и назначения Климову В.В, ежемесячной денежной выплаты в соответствии со п. 1, 2 и 3 и 6 ч.1 ст. 27.1 Закона РФ №1244-1.
Поскольку истец обратился с иском к ОСФР по поводу несогласия с принятым решением об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной положениями Закона РФ №1244-1, ссылка Климова В.В. на Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" несостоятельна, поскольку данное Постановление регулирует иные правоотношения, не связанные с чернобыльской катастрофой.
Руководствуясь ст.ст. 24, 56, 67, 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Климова В. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области о возложении обязанности выплатить ежемесячную денежную выплату, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.П. Михайлова
Решение в окончательной форме составлено 30 мая 2023 года
Срок подачи апелляционной жалобы истекает 30 июня 2023 года
Судья О.П. Михайлова