УИД 30RS0004-01-2020-005013-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 ноября 2020 года г. Астрахань
Трусовский районный суд г. Астрахани в составе
председательствующего судьи Курбановой М.Р.,
при секретаре Джамбаевой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Астраханской области к Пимченкову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Административный истец МИФНС России №5 по Астраханской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Пимченкову А.В. о взыскании обязательных платежей по налогу на доходы физических лиц, мотивируя свои требования тем, что Пимченков А.В., зарегистрированный по адресу: г. Астрахань ул. 5-я Керченская, 41 кв. 6, состоит на налогом учете в МИФНС России № 5 по АО. 04.09.2015 Пимченковым А.В. была представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2014 год, согласно которой сумма налога на доходы физических лиц к уплате составила 0,00 рублей. Инспекцией было направлено требование об уплате налогов № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого на момент подачи заявления недоимка составляет по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации 1000 рублей. По сведениям РЭО ГИБДД г. Астрахани, поступившим в Инспекцию в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ «Положением о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и Налоговых органов при предоставлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, утвержденным Приказом МВД РФ №948 и ФНС РФ №ММ-3-6/561 от 31.10.2008, Пимченков А.В. является собственником транспортных средств: <данные изъяты>. Инспекцией была исчислена сумма транспортного налога за2017 г. в размере 64069 рублей. Налогоплательщиком данная сумма оплачена частично. В соответствии со ст. ст. 69, 70 Налогового Кодекса РФ должнику направлено требование N 9228 об уплате налога, сбора, пени штрафа, процентов от 30.01.2019 сумма транспортного налога за 2017 в размере 59069 рублей, пени 893,84 рублей.
Ввиду неуплаты административным ответчиком задолженности по налогу, МИФНС России N 5 по Астраханской области обращалась в судебный участок N 2 Трусовского района г. Астрахани с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Пимченкова А.В. задолженности по налогам.
20 января 2020 года мировым судьей судебного участка N 2 Трусовского района г. Астрахани вынесен судебный приказ о взыскании с Пимченкова А.В. задолженности по налогу, который определением мирового судьи от 19 февраля 2020 года отменен в связи с поступлением от должника возражений. Учитывая изложенное, с учетом уточнения требований, административный истец просит взыскать с Пимченкова А.В. штраф по налогу на доходы физических лиц в размере 1000 рублей, транспортный налог за 2017 в размере 8634,76 рублей, пени по транспортному налогу за 2017 в размере 852,76 рублей на общую сумму 10487,52 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России № 5 по Астраханской области исковые требования поддержала с учетом уточнения, просила их удовлетворить.
В судебное заседание административный ответчик Пимченков А.В. не явился.
Представитель заинтересованного лица УФНС России по АО, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина не явки не известна.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1 статья 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 228 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. При этом в силу п. 3 указанной статьи налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
В силу положений пункта 4 статьи 228 Налогового Кодекса Российской Федерации общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Пимченков А.В., зарегистрированный по адресу: <адрес>, состоит на налогом учете в МИФНС России №5 по Астраханской области. 4 сентября 2009 года Пимченковым А.В. была представлена декларация по форме N 3-НДФЛ за 2014 год, согласно которой сумма налога на доходы физических лиц к уплате составила 0,00 рублей.
Инспекцией было направлено налоговое уведомление №38712184 от 27.07.2018 с указанием суммы налога на доходы физических лиц за 2017 в размере 36400 рублей, в связи с тем, что указанная сумма уплачена не была инспекцией было направлено требование №2109 от 12 мая 2016, об уплате штрафа по налогу на доходы физических лиц за 2017 на сумму 1 000 рублей. Срок исполнения требования установлен до 2 июня 2016 года.
Как следует из материалов дела Пимченков А.В. является собственником транспортных средств: <данные изъяты>
Налоговым органом в адрес Пимченкова А.В. направлялись налоговое уведомление N 38678008 от 27 июля 2017 об уплате транспортного налога; требование N 9228 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 30.01.2019 года, установлен срок исполнения до 26 марта 2019 года.
В соответствии с ч. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В установленный требованием срок обязанность уплатить неуплаченную сумму налога административным ответчиком исполнена не была.
Однако ответчиком сумма налога, начисленная Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 5 по Астраханской области до настоящего времени не оплачена.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Положениями пунктов 1, 2, 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица суд обязан проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа (пункт 20 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41, Пленума ВАС Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
В соответствии со статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса (пункт 1).
Судом установлено, что с заявлением о вынесении судебного приказа Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Астраханской области обратилась к мировому судье судебного участка N 2 Трусовского района г. Астрахани в январе 2020 года за пределами, установленного абзацем 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока обращения.
20 января 2020 года мировым судьей судебного участка N 2 Трусовского района г. Астрахани в отношении Пимченкова А.В. вынесен судебный приказ N 2а-37/20.
19 февраля 2020 года судебный приказ был отменен в связи с поступлением возражений от Пимченкова А.В. относительно исполнения судебного приказа.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4).
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа (пункт 3 статьи 229.2, глава 26 АПК РФ).
Исходя из систематического толкования вышеуказанных норм закона, наступление правовых последствий при неисполнении должником требования по уплате обязательных платежей, связано с соблюдением налоговым органом шестимесячного срока обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
Данные требования закона административным истцом не выполнены.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены два срока обращения в суд налогового органа: первый срок составляет шесть месяцев и начинает течь со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, второй срок начинает течь с момента отмены судебного приказа о взыскании налога и составляет также шесть, месяцев, нарушение каждого из указанных процессуальных сроков влечет их пропуск и отказ в удовлетворении соответствующего иска (заявления).
Таким образом, заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Пимченкова А.В. задолженности по налогу и пени могло быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, то есть в период с 26 марта 2019 года по 26 сентября 2019 года.
С заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа налоговая инспекция обратилась в суд январе 2020 года по истечении установленного законом шестимесячного срока. Доказательств уважительности пропуска срока административным истцом в материалы дела не представлено.
Анализируя представленные в судебное заседание доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Астраханской области к Пимченкову А.В. о взыскании обязательных платежей по налогу на доходы физических лиц.
Согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный иск удовлетворению не подлежит, а административный истец от ее уплаты освобожден, государственная пошлина взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Астраханской области к Пимченкову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Астраханский областной суд через Трусовский районный суд города Астрахани в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения составлен 13 ноября 2020 г.
Председательствующий судья М.Р. Курбанова