Судья Точинов С.В. |
№ 33а-2884/2022 10RS0015-01-2022-001212-73 9а-62/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 октября 2022 г. |
г. Петрозаводск |
Судья судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия Коваленко В.В., рассмотрев частную жалобу Чекшезерова А.В. на определение судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 27.07.2022 об оставлении без движения административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Чекшезеров А.В. обратился с административным иском к ОМВД России по Пудожскому району о признании действий (бездействия) незаконными и взыскании компенсации морального вреда в размере (...) руб.
Определением судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 27.07.2022 административное исковое заявление оставлено без движения в связи с тем, что административным истцом не указаны в административном иске место рождения, нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое решение, действие (бездействие), сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в административном исковом заявлении, а также просительная часть иска имеет неопределенный характер. Чекшезерову А.В. предложено в срок до 11.08.2022 устранить допущенные недостатки.
С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в частной жалобе просит его отменить и разрешить вопрос по существу, ссылаясь на то, что указанные в оспариваемом определении формальные недостатки не препятствуют принятию административного иска.
С учетом характера и сложности разрешаемого вопроса, а также доводов частной жалобы частная жалоба рассмотрена судьей апелляционной инстанции без проведения судебного заседания в порядке ст.315 КАС РФ.
Изучив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в полном объеме, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны, в том числе:
- сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);
- иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия);
- сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
- требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 125 КАС в административном исковом заявлении должны быть указаны наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения.
К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении (ч. 3 ст. 220 КАС РФ).
Согласно ст. 130 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.
Оставляя административный иск без движения, судья исходил из того, что административным истцом не указаны в административном иске место его рождения, нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое решение, действие (бездействие), сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в административном исковом заявлении, а также просительная часть иска имеет неопределенный характер.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами согласиться не может.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (подпункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).
Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 132 КАС РФ подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела.
При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок; при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их; истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания, совершает иные процессуальные действия в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств (п. 5, п. 6, п. 11, п. 13 ч. 3 ст. 135 КАС РФ).
Как следует из буквального изложения требований Чекшезерова А.В. в тексте административного искового заявления, административный истец просил суд признать незаконным действие (бездействие) ОМВД России по Пудожскому району, выразившееся в нечеловеческих условиях содержания в камере для административно-задержанных ОМВД России по Пудожскому району, а именно – нарушение норм жилой площади на одного человека, отсутствие ночного освещения, нарушение восьмичасового сна в ночное время, ссылаясь на Федеральный закон от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В административном иске указаны фамилия, имя, отчество истца, его дата рождения, адрес регистрации и место нахождения (ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК).
Административный истец, ссылаясь на Конституцию Российской Федерации, положения Гражданского кодекса Российской Федерации, также просил суд взыскать компенсацию морального вреда в размере (...) руб.
Оставляя административное исковое заявление без движения по мотиву того, что административным истцом не указаны в административном иске место рождения, нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое решение, действие (бездействие), сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в административном исковом заявлении, судом первой инстанции в силу статей 135 и 138 КАС РФ могли быть выяснены указанные обстоятельства на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству или в предварительном судебном заседании, проводящемся с целью уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Кроме того, указание в оспариваемом определении такого основания для оставления административного искового заявления без движения, как наличие в просительной части иска неопределенного характера требования, нельзя признать законным, поскольку из текста административного искового заявления Чекшезерова А.В. следует, что он оспаривает действия (бездействие) административного ответчика в связи с нечеловеческими условиями содержания в ОМВД России по Пудожскому району.
Обстоятельства, указанные в определении об оставлении административного иска без движения, свидетельствуют о формальном уклонении от принятия административного искового заявления к производству и не могут быть признаны состоятельными, поскольку указанные обстоятельства не являются невосполнимыми недостатками административного искового заявления и не могут ограничивать доступ к правосудию.
Таким образом, судья Пудожского районного суда Республики Карелия неправомерно оставил административное исковое заявление без движения.
С учетом изложенного, в связи с неправильным применением судьей норм процессуального права оспариваемое определение подлежит отмене с направлением материалов дела в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии административного иска к производству суда.
Руководствуясь статьями 315-316 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 27.07.2022 об оставлении без движения административного искового заявления отменить.
Административный материал №9а-62/2022 по административному исковому заявлению Чекшезерова А.В. к ОМВД России по Пудожскому району о признании действий (бездействия) незаконными и взыскании компенсации морального вреда в размере (...) руб. направить в Пудожский районный суд Республики Карелия на стадию принятия административного искового заявления к производству суда.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Судья В.В. Коваленко