Решение по делу № 2а-6188/2022 от 16.05.2022

УИД 11RS0001-01-2022-007816-87 Дело № 2а-6188/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Койковой Т.А.,

при секретаре Дикгаут К.В.,

с участием административного истца Берхеева И.Б., представителя административных ответчиков ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Шомысовой Л.Н.,

рассмотрев 16 июня 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре посредством ВКС административное дело по административному исковому заявлению Берхеева Игоря Борисовича к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республики Коми, Управлению ФСИН России по Республики Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании действий по ненадлежащим условиям содержания незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

Берхеев И.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению ФСИН России по Республики Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании действий (бездействия) выразившихся в ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми за период с ... незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3 000 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что по приговору Ижемского районного суда Республики Коми отбывает наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми с ноября 2014 года по настоящее время, где нарушаются условия его содержания, выразившиеся в том, что ...

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми.

Административный истец в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал, по изложенным в нем доводам.

Представитель административных ответчиков возражала против удовлетворения требований административного истца, указывая на надлежащие условия содержания.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, оценив представлены в дело доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования. В течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец содержится в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми с ... года по ..., где в период с ... и с ... в отряде ...; с ... в отряде ...; с ... и с ... по ....

В соответствии со ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, отряды ... расположены в Общежитии ... Исправительного учреждения.

В период с ... административный истец содержался в отряде ..., который размещался на 2 этаже общежития ... основная площадь: спальное помещение – 72,6 кв.м.; спальное помещение – 69,6 кв.м.; спальное помещение – 53,4 кв.м., комната воспитательной работы – 51,9 кв.м., итого в распоряжении осужденных находилось – 247,5 кв.м.

В период с ... и с ... административный истец содержался в отряде ..., который размещался на 2 этаже общежития ..., основная площадь: спальное помещение - 59,6 кв.м.; спальное помещение - 59 кв.м.; спальное помещение - 67,6 кв.м., комната воспитательной работы - 29,8 кв.м., итого в распоряжении осужденных находилось - 216 кв.м.

В период с ... административный истец содержался в отряде ... который располагался на 2 этаже. В пользовании осужденных находились: спальное помещение – 53,8 кв.м., спальное помещение - 71 кв.м., спальное помещение – 68,8 кв.м., комната воспитательной работы – 53,7 кв.м.; итого – 247,3 кв.м.

В период с ... по настоящее время в отряде ..., который размещался на 1 этаже общежития ..., основная площадь: спальное помещение – 52,7 кв.м.; спальное помещение – 84,3 кв.м.; спальное помещение – 66,6 кв.м., комната воспитательной работы - 55 кв.м., комната для хранения продуктов и приема пищи – 27,8 кв.м., итого в распоряжении осужденных находилось – 286,4 кв.м.

По данным административного ответчика в отряде №1 по состоянию на 2014 год содержалось от 120 до 128 человек, что с учетом площади спальных помещений составляло от 1,52 до 1,63 кв.м. на одного осужденного.

В отряде №6 по состоянию на 2014 год содержалось 92 человека, в связи с чем на одного осужденного приходилось 2,02 кв.м.; в 2015 году от 1,77 до 2,04 кв.м.; в 2021 году от 3,10 до 3,21 кв.м.

В отряде №4 в период с декабря 2015 года по апрель 2017 года содержалось от 91 до 124 осужденных, в связи с чем на одного осужденного с учетом спальных помещений приходилось от 1,56 кв.м. до 2,12 кв.м.

В отряде №2 в период с апреля 2017 года по декабрь 2019 года содержалось от 89 до 115 осужденных, в связи с чем на одного осужденного с учетом спальных помещений приходилось от 1,77 кв.м. до 2,28 кв.м.; в 2020 году содержалось от 70 до 77 человек, в связи с чем на одного осужденного с учетом спальных помещений приходилось от 2,64 кв.м. до 2,90 кв.м.

Учитывая изложенное, в период содержания административного истца в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми во все периоды времени, кроме ..., не соблюдались требования ст.99 УИК РФ по норме площади.

Доводы истца, что комнаты воспитательной работы, бытового обслуживания, умывальная комната, помещение туалета, комната для сушки белья, хранения продуктов питания и приема пищи не соответствуют по площади количеству находящихся в отряде осужденных, суд находит несостоятельными, так как указанные помещения являются вспомогательными и не предназначены для массового пребывания осужденных.

Согласно примечаний № 7 пункта 29 и пункта 32 к таблице 14.3 Свода правил 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр, которым утвержден «СП (в двух частях)» (далее - Свод правил) санитарные помещения следует оборудовать одним унитазом и одним писсуаром на 15 осужденных, рукомойниками из расчета 1 рукомойник на 10 осужденных.

Аналогичная норма содержалась в пункте 34 Таблицы № 13 Приказа МЮ РФ от 06.02.2003 № 130-ДСП «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».

По данным административного ответчика Отряд №1, в котором содержался административный истец оборудована 7 напольными унитазами «Чаша Генуя», 3 писсуарами, 9 умывальниками и 1 ножной ванной; Отряд №2 оборудован 7 напольными унитазами «Чаша Генуя», 2 писсуарами, 9 умывальниками и 1 ножной ванной; Отряд №4 оборудован 8 напольными унитазами «Чаша Генуя», 6 керамическими умывальником и 1 металлической ножной раковиной; Отряд №6 оборудован 5 напольными унитазами «Чаша Генуя», 5 керамическими умывальниками и 1 металлической ножной раковиной.

Таким образом, количество унитазов и умывальников относительно количества человек содержащихся одновременно с административным истцом в отряде №1 не соответствовало по количеству раковин; в отряде №2 соответствовало по количеству унитазов и имело незначительное отклонение по норме раковин, что также установлено в вынесенном в адрес ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми представлении от 24.12.2018 года; в отряде №4 имело незначительные отклонения по количеству унитазов и не соответствовало по количеству раковин; в отряде №6 не соответствовало ни по количеству унитазов, ни по количеству раковин, что безусловно является нарушением.

Материалами дела установлено, что общежития для проживания осужденных, на территории ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, построены в 1976-1977 годах в период действия «Указаний по проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД СССР» (ВСН 10-73/МВД СССР), действовавших до 2003 года. Здания построены в соответствии со строительными нормами и правилами. При этом проводятся ежегодные текущие работы по ремонту зданий и помещений, согласно Приказа Минюста РФ от 28.09.2001 № 276, так в отряде № 2 в 2017 году произведен ремонт помещений: жилой комнаты и помещения приема и разогрева пищи, в 2018 году произведен ремонт жилой комнаты; в отряде № 4 в 2017 году начаты и 2018 году закончены отделочные работы в помещениях: коридор, 3-х жилых комнат, бытовой комнаты, комнаты воспитательной работы, комнаты приема и разогрева пищи; в 2019 году капитально отремонтированы кровля вещевой кладовой, штаба жилой зоны, здания «Школа, ПТУ», отремонтированы внутренние инженерные сети и кабинеты медицинской части, произведен капитальный ремонт двух камер ШИЗО ПКТ, отремонтированы три жилые секции в общежитии №3, помещения столовой жилой зоны, произведена полная замена вентиляции в цехах столовой. В 2020 – 2021 году велись работы направленные на улучшение материально-технической базы учреждения, проводились капитальные и текущие ремонты объектов учреждения, произведена замена технологического оборудования столовой, а именно установлен новый жарочный шкаф, электросковорода, холодильное оборудование, поступило и подготовлено к монтажу оборудование по производству хлеба (хлебопечи и растоечный шкаф), продолжена работа по взаимодействию с аппаратом УФСИН России по Республике Коми в части включения объектов ФКУ ИК-25 в план текущих и капитальных ремонтов УФСИН, приобретения оборудования продовольственной службы, мебели и инвентаря.

Довод административного истца об антисанитарном состоянии помещений ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в ходе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения. Наличие представления Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 22.10.2019, из которого следует, что спальные помещения отряда №2 требуют косметического ремонта, об обратном не свидетельствуют, как и о содержании административного истца в ненадлежащих условиях.

На основании ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровы, осужденных.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден и введен в действие Свод правил «308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)»

Пунктом 19.2.1 главы 19 приведенного Свода правил предусмотрено, что здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, ...

В соответствии с пунктом 19.2.5 Свода Правил подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации (далее - Инструкция СП 17-02), утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-ДСП, утратившей силу на основании приказа Минюста России от 22.10.2018 № 217-ДСП.

Согласно пункту 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64, в жилых зданиях предусмотрено хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализация и водостоки.

В силу положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

С учетом выше приведенных положений законодательства, обеспечение помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением является обязательным.

Из представленного административным истцом акта приемки работ от 30.04.2020 года, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми приняты работы по монтажу ГВС.

Указанное свидетельствует, что до 30.04.2020 года имело место нарушения требований Свода правил «308.1325800.2017 и, соответственно, условий содержания административного истца в части обеспечения его горячим водоснабжением.

Для помывки и стирки белья в учреждении имеется баня – прачечная, площадью 68,9 кв.м., в которой установлено 8 душевых леек и 5 смесителей для набора воды в тазы. Помывка осуществляется 2 раза в неделю группами до 20 осужденных в соответствии с графиком, утвержденным начальников учреждения. Стирка вещей осужденных производится согласно графика, утвержденного начальником учреждения, после стирки вещи сушатся, гладятся и выдаются обратно. Из пояснений представителя административных ответчиков следует, что помывка до 2017 года осуществлялась один раз в неделю.

Инструкцией по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утв. приказом Минюста Российской Федерации от 08.11.2001 N 18/29-395, предназначенной для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, установлено, что помывка в бане осужденных производится не реже одного раза в семь дней с обязательной одновременной сменой полного комплекта белья (пункт 5.1)

Согласно п. 21 Приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных осуществляется поотрядно, согласно утвержденному начальником графику.

Принимая во внимание изложенное, помывка административного истца до 2017 года 1 раз в неделю не противоречила действующим на тот момент Правилам. Доказательств помывки в стесненных условиях в ходе рассмотрения дела не добыто. Из справки начальника ОКБИиХО ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми следует, что помывка осуществляется в соответствии с графиком, пропускная способность помывки обеспечивается.

При этом доводы истца об отсутствии в раздевалке душевой комнаты резиновых ковриков в 2016 году, нарушении целостности стен в 2018 году, отсутствие санпропускника в 2015 году, отдельной стиральной машинки для стирки инфицированного белья в 2019 году, нарушения санитарных правил ввиду расположения свалки вблизи локального участка отряда №4 в котором содержался истец, подтверждены актами проверок ЦГСЭН и представлениями прокурора. Данные нарушения устранены, что подтверждается информацией начальника ОКБИиХО, об указанном свидетельствует и отсутствие данных замечаний при последующих проверках.

Оценивая доводы административного истца в части нарушения условий содержания при его водворении в ШИЗО, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что за весь период отбывания наказания Берхеев И.Б. неоднократно водворялся в ШИЗО: ...; ...; ...; ...; ... ...

При содержании административного истца в камерах ШИЗО судом нарушения нормы площади на одно человека, предусмотренной ст. 99 УИК РФ, не установлено.

Постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 1631, но действовавших на период рассматриваемых правоотношений). Условия для надлежащего проветривания в камерах и помещениях ШИЗО имеются, дополнительно для естественной вентиляции из камеры в коридор над входной дверью оборудовано окно с решеткой.

Санитарно-гигиеническое состояние камер ШИЗО и ПКТ, моечной и раздевалки ШИЗО/ПКТ оценивается медицинскими работниками филиала «Медицинская часть № 3» ежедневно, результат осмотра фиксируется в «Журнале санитарного состояния ШИЗО, ПКТ». В помещениях ШИЗО и ПКТ ежегодно проводятся текущие ремонты. В 2017 году в здании ШИЗО и ПКТ проведены работы по замене магистральной системы отопления, проведены работы по утеплению перекрытия здания. В 2018 году закончены работы по капитальному ремонту помещения душевой и помещения раздевалки. По указанным помещениям и помещению № 15 проведены отделочные работы по потолкам, стенам и полам в полном объёме. Санитарно-гигиеническое состояние камер и других помещений ШИЗО и ПКТ удовлетворительное.

Температурный режим поддерживается с учетом приложения N 2 "Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях жилых зданий" к СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (утративших силу с 1 марта 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 1631, но действовавших на период рассматриваемых правоотношений).

Установление несоответствие температурного режима в камерах ШИЗО, отраженных в представлении 2016 года, при проведении проверки 05.02.2016 года, не свидетельствует о нарушении прав истца и содержании его в аналогичных условиях, так как Берхеев И.Б. был водворен в ШИЗО в июне 2016 года, т.е. после выявленных нарушений.

Повреждение запорного устройства на форточке и недостаточность освещения выявлены в период проверки в марте 2016 года, т.е. до помещения административного истца в ШИЗО, и в 2021 году, в период, когда истец в ШИЗО не помещался, при этом в последующих актах и представлениях указания на данные нарушения отсутствуют, в связи с чем суд находит указанные доводы несостоятельными.

Пунктом 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных 16.12.2016 года установлено, что распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени. Не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах.

При этом пунктом 159 указанных Правил установлено, что при приеме осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры проводится обыск осужденных, санитарная обработка, также включающая в себя помывку, после чего осужденные переодеваются в одежду, закрепленную за этими помещениями.

Учитывая, что при помещении в камеру ШИЗО Берхеев И.Б. обеспечивался помывкой, а также помывкой в период его содержания ..., в которых он находился ... ..., суд находит несостоятельными доводы о нарушении кратности помывки, которая в том числе до 2017 года предоставлялась в количестве 1 раз в неделю.

Пунктом 2 Приказа ФСИН России от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» камеры ШИЗО должны быть оборудованы: откидной металлической кроватью с деревянным покрытием, столом для приема пищи, тумбой для сидения и умывальником (рукомойником).

Факт отсутствия подменного фонда и невыдачи административному истцу нательного белья в период водворения в ШИЗО, отсутствие горячего водоснабжения в период содержания в ШИЗО нашли свое подтверждение. Так, из письменного отзыва следует, что горячее водоснабжение в камеры ШИЗО проведено в феврале 2021 года, подменный фонд создан в марте 2021 года.

Отсутствие деревянного настила на железных кроватях расположенных в ШИЗО подтверждается представлениями от 28.02.2020 года и 10.03.2020 года.

Статьей 93 УИК РФ предусмотрено, что осужденные, отбывающие лишение свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительность которой устанавливается статьями 118, 121, 123, 125, 127, 131 и 137 настоящего Кодекса.

Прогулка осужденных проводится в дневное время на специально оборудованной части территории исправительного учреждения. Прогулка может быть досрочно прекращена в случае нарушения осужденным Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч.2 ст.93 УИК РФ).

Приказом Минстроя России от 20.10.2017 №1454/пр утвержден и введен в действие свод правил «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)», определивший требования к зданиям, сооружениям, планировке учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в том числе исправительных колоний.

Согласно требованиям, приведенным в таблице 14.4 «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)» на одного осужденного должно приходиться не менее 6 кв.м. площади прогулочного двора, в свою очередь суммарная площадь которого не может быть менее 20 кв.м. (пункт 20 Свода правил).

Представленный технический паспорт здания ШИЗО не содержит сведений о площади прогулочных двориков, при этом из письменного отзыва ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми следует, что здание ШИЗО оборудовано 4 прогулочными двориками, площадь которых составляет от 7,6 кв.м. до 7,9 кв.м., что не соответствует требованиям приказа Минстроя России от 20.10.2017 №1454/пр «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)» и свидетельствует о нарушении условий содержания истца в период его содержания в ШИЗО.

С учетом установленных в рамках рассмотрения дела ряда нарушений, суд приходит к выводу о том, что содержание административного истца в условиях, не соответствующих установленным нормам, повлекло нарушение его прав, гарантированных законом, и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является основанием для удовлетворения заявленных требований о признании действий (бездействия) и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ).

В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.

При вынесении решения по настоящему делу, судом учитываются разъяснения, изложенные в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», согласно которым при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.

Принимая во внимание фактические обстоятельства настоящего дела, наличие установленных по делу ненадлежащих условий содержания административного истца в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, выразившихся в нарушении норм площади при содержании в период с ..., периодическое нарушение норм площади в период с ... и с ..., необеспечение в разные периоды содержания нормами санитарного оборудования, отсутствии ГВС ..., нарушения условий содержания в ШИЗО, период данных нарушений, составляющий в общей сложности 69 дней, характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца и значимость последствий для него, а также требования разумности и справедливости, суд, определяя размер компенсации, полагает возможным определить размер такой компенсации равной сумме 80 000 рублей, подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации.

руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Берхеева Игоря Борисовича к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республики Коми, Управлению ФСИН России по Республики Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании действий по ненадлежащим условиям содержания в период с ... года незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, удовлетворить частично.

Признать действия ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми по ненадлежащим условиям содержания Берхеева Игоря Борисовича незаконными.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Берхеева Игоря Борисовича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 80 000 (восемьдесят тысяч) рублей.

Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на банковский счет Берхеева Игоря Борисовича по следующим реквизитам:

...

...

...

В удовлетворении требований к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации - отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья      Т.А. Койкова

Мотивированное решение изготовлено 15.07.2022 года.

2а-6188/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Берхеев Игорь Борисович
Ответчики
УФСИН по РК
ФСИН РФ
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Койкова Таисия Александровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
16.05.2022Регистрация административного искового заявления
17.05.2022Передача материалов судье
18.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
18.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.06.2022Предварительное судебное заседание
16.06.2022Судебное заседание
16.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее