Решение по делу № 2-309/2024 от 02.05.2024

Дело № 2-309/2024

                                                                    25RS0017-01-2024-000493-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    пгт. Кавалерово                                                                                4 июня 2024 года

Кавалеровский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Щербаковой Т.Н.,

при секретаре Пугиной С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> ФИО3 края в защиту нарушенных социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение ФИО1 к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края», администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО3 края, Министерству труда и социальной политики ФИО3 края, ФИО2 края об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа, о возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи,

установил:

прокурор <адрес> ФИО3 края в защиту нарушенных социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение ФИО1 обратился в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края» (далее – КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края»), администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО3 края, Министерству труда и социальной политики ФИО3 края, ФИО2 края об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО3 края, о возложении обязанности на КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края» включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.

В обоснование своих требований прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ проживающая в <адрес> в пгт. <адрес> ФИО3 края ФИО1 обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края» с заявлением о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванной похождением в декабре 2022 года на территории Кавалеровского муниципального округа сильного снегопада. По результатам обследования указанного выше жилого помещения комиссией администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО3 края в заключении установлены факт проживания заявителя в зоне чрезвычайной ситуации и два критерия, устанавливающие факт нарушения условий жизнедеятельности при возникновении чрезвычайной ситуации: отсутствие общественного транспорта в районе проживания заявителя, невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к гражданину остановочного пункта. Вместе с тем, данным заключением не установлен факт нарушения условий жизнедеятельности ФИО1 в результате чрезвычайной ситуации. Данный вывод, содержащийся в заключении комиссии, противоречит его установочной части. Указанное заключение явилось основанием для отказа КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края» в предоставлении выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, что лишило ФИО1 права на получение соответствующей выплаты.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО5 на удовлетворении иска настаивал по изложенным в нём основаниям.

Истец ФИО1, ФИО2 администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО3 края, КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края», Министерства труда и социальной политики ФИО3 края и ФИО2 края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. ФИО2 края, КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края», администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО3 края письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

ФИО2 КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края» и Министерства труда и социальной политики ФИО3 края представили письменные возражения, в которых просили в удовлетворении иска отказать. Считают, что поскольку одним из условий назначения единовременной материальной помощи является нарушение условий жизнедеятельности гражданина, которое комиссией не установлено, у ФИО1 отсутствует право на данную выплату. Доказательств того, что в связи с невозможностью осуществления транспортного сообщения были нарушены условия жизнедеятельности, истцом не предоставлено. Полагают, что суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления при разрешении вопроса о нарушении условий жизнедеятельности, которые влияют на наличие права граждан на единовременную материальную помощь.

ФИО2 края также представлен письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что ФИО2 является ненадлежащим ответчиком, поскольку оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС осуществляется в соответствии с Порядком оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным Постановлением ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ -пп, само по себе отсутствие транспортного сообщения не свидетельствует об угрозе жизни и здоровью истца, реальность угрозы устанавливается уполномоченным органом в каждом конкретном случае с учетом всех фактических обстоятельств, уполномоченным органом факта нарушения условий жизнедеятельности не установлено, судебные акты не могут подменять собой решение административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции. ФИО1 не представлено доказательств обращения за помощью в администрацию и службы, задействованные в ликвидации ЧС, об оказании помощи или иными жалобами на угрозу её жизни или здоровья.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Кавалеровского муниципального района ФИО3 края проходил снежный циклон.

Постановлением Губернатора ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ -пг «О чрезвычайной ситуации регионального характера», в связи с прохождением на территориях Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения, обстановка, сложившаяся на территории Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района, признана чрезвычайной ситуацией регионального характера.

В январе 2023 года ФИО1 обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края» с заявлениями о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной с прохождением в декабре 2022 года на территории Кавалеровского муниципального округа сильного снегопада.

Решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении выплаты единовременной материальной помощи, поскольку факт нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев не установлен; условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.

Согласно ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе факты, имеющие юридическое значение.

В соответствии с п.8 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, в числе прочего, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.

В силу п. п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, и на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в п. п. 1, 2 ст. 14 закона ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «О защите населения и территории ФИО3 края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ -пп, утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок).

Согласно п. 1.4, пп. «а» п. 2.1 Порядка единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 тыс. руб. при условии проживания гражданина в зоне ЧС и нарушении условий его жизнедеятельности в результате поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Сроки и последовательность административных процедур и административных действий КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края» при предоставлении государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены Административным регламентом министерства труда и социальной политики ФИО3 края по предоставлению государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденным приказом Министерства труда и социальной политики ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ .

Пунктом 11.2 указанного административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является, в частности неустановление факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка, подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований ФИО3 края.

     В силу п.2.3. Порядка, факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 795 "Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт".

Согласно пункту 3 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ факт нарушения условий жизнедеятельности устанавливается исходя из следующих критериев: невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания); невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.

Критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем: определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего; определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта. Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены (п.6 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ ).

Согласно п.4 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ условия жизнедеятельности считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий.

В соответствии с п.п. п.п.4.5-4.7 постановления ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ -пп «Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» структурные подразделения КГКУ формируют списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, и направляют их в КГКУ. КГКУ формирует сводный список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, с указанием способов доставки выплат и направляет его в Министерство труда и социальной политики ФИО3 края.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по факту поступившего заявления ФИО1, комиссией, действующей на основании Постановления администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ , проведено обследование места жительства истца по адресу: <адрес>, пгт. Кавалерово, <адрес>, с целью установления факта проживания и нарушения условий жизнедеятельности.

По результатам обследования жилого помещения подтвержден факт проживания заявителя по указанному адресу в период чрезвычайной ситуации, установлена недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителя (отсутствие общественного транспорта в районе проживания заявителя, невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к гражданину остановочного пункта).

Факт отсутствия транспортного сообщения в месте проживания истца в период с 21.12.2022 года по 23.12.2022 года в ходе судебного заседания не оспаривался.

Любой из критериев, предусмотренных пунктом 3 Порядка от 30.12.2011 № 795, является основанием для установления факта нарушения условий жизнедеятельности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в период чрезвычайной ситуации с 21.12.2022 года по 23.12.2022 года в месте жительства Овчаренко В.В. имело место нарушение условий жизнедеятельности по одному критерию (отсутствие транспортного сообщения), что в соответствии с п. 4 Порядка от 30.12.2011 № 795, подлежало оценке, как нарушение условия жизнедеятельности.

При этом вывод комиссионного заключения от 08.02.2023 года о том, что нарушение условий жизнедеятельности заявителя не установлен, суд находит несостоятельным, поскольку указанный вывод комиссии противоречит положениям Порядка от ДД.ММ.ГГГГ , которыми предусмотрено, что фактом нарушения условий жизнедеятельности, в том числе, является невозможность осуществления транспортного сообщения.

Учитывая, что указанный факт нарушения условий жизнедеятельности ФИО1 был установлен, оснований для вывода об отсутствии нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации у комиссии не имелось.

Доводы ответчиков о том, что заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ факт нарушения условий жизнедеятельности истца не установлен, указанное решение незаконным не признано, в связи с чем, отсутствуют основания для признания факта нарушения условий жизнедеятельности истца в судебном порядке, суд находит необоснованным. Поскольку никем не оспаривается, что в месте жительства истца в период чрезвычайной ситуации отсутствовало транспортное сообщение, о чем указано и в заключении комиссии, поскольку факт нарушения условий жизнедеятельности ФИО1 имел место быть и оснований для вывода об обратном у комиссии не имелось. Обращение истца с настоящим иском, в том числе с требованием о признании факта нарушения условий жизнедеятельности, свидетельствует о её несогласии с заключением комиссии.

Необращение ФИО1 в период чрезвычайной ситуации за помощью в администрацию и службы, задействованные в ликвидации ЧС, которые были организованы на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО3 края, нарушение условий жизнедеятельности ФИО1 не исключает не свидетельствует о том, что в период снегопада она не находилась в тяжелой жизненной ситуации.

Довод ответчиков о том, что отсутствие транспортного сообщения в период чрезвычайной ситуации не создало для истца угрозу жизни или здоровью, суд находит не состоятельным, поскольку нарушение данного условия, исходя из совокупного толкования вышеперечисленных норм права, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан и дополнительному доказыванию не подлежит.

Таким образом, ФИО1 является пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО3 края, подлежит включению в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.

При таких обстоятельствах, требования прокурора <адрес> ФИО3 края подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес> ФИО3 края удовлетворить.

Признать факт нарушения условий жизнедеятельности ФИО1 (паспорт гражданина Российской Федерации ) в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального района ФИО3 края в период с 21- ДД.ММ.ГГГГ, установленным.

Признать ФИО1 (паспорт гражданина Российской Федерации 0503 984703) пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального района ФИО3 края в период с 21-ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края» (ИНН 2537108468) включить ФИО1 (паспорт гражданина Российской Федерации ) в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, выплачиваемой из резервного фонда в соответствии с Постановлением ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ N 236-пп «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы или представления через Кавалеровский районный суд Приморского края.

Судья                                                              Т.Н. Щербакова

Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2024 года

2-309/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Овчаренко Валентина Васильевна
Прокурор Кавалеровского района Приморского края
Ответчики
КГКУ " Центр социальной поддержки населения Приморского края"
Правительство Приморского края
Администрация Кавалеровского муниципального округа Приморского края
Министерство труда и социальной политики Приморского края Правительства Приморского края
Суд
Кавалеровский районный суд Приморского края
Судья
Щербакова Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
kavalerovsky.prm.sudrf.ru
02.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2024Передача материалов судье
02.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2024Подготовка дела (собеседование)
27.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2024Судебное заседание
14.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее