Дело № 2-309/2024
25RS0017-01-2024-000493-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт. Кавалерово 4 июня 2024 года
Кавалеровский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Щербаковой Т.Н.,
при секретаре Пугиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> ФИО3 края в защиту нарушенных социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение ФИО1 к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края», администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО3 края, Министерству труда и социальной политики ФИО3 края, ФИО2 края об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа, о возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи,
установил:
прокурор <адрес> ФИО3 края в защиту нарушенных социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение ФИО1 обратился в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края» (далее – КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края»), администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО3 края, Министерству труда и социальной политики ФИО3 края, ФИО2 края об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО3 края, о возложении обязанности на КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края» включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
В обоснование своих требований прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ проживающая в <адрес> в пгт. <адрес> ФИО3 края ФИО1 обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края» с заявлением о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванной похождением в декабре 2022 года на территории Кавалеровского муниципального округа сильного снегопада. По результатам обследования указанного выше жилого помещения комиссией администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО3 края в заключении установлены факт проживания заявителя в зоне чрезвычайной ситуации и два критерия, устанавливающие факт нарушения условий жизнедеятельности при возникновении чрезвычайной ситуации: отсутствие общественного транспорта в районе проживания заявителя, невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к гражданину остановочного пункта. Вместе с тем, данным заключением не установлен факт нарушения условий жизнедеятельности ФИО1 в результате чрезвычайной ситуации. Данный вывод, содержащийся в заключении комиссии, противоречит его установочной части. Указанное заключение явилось основанием для отказа КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края» в предоставлении выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, что лишило ФИО1 права на получение соответствующей выплаты.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО5 на удовлетворении иска настаивал по изложенным в нём основаниям.
Истец ФИО1, ФИО2 администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО3 края, КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края», Министерства труда и социальной политики ФИО3 края и ФИО2 края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. ФИО2 края, КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края», администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО3 края письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
ФИО2 КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края» и Министерства труда и социальной политики ФИО3 края представили письменные возражения, в которых просили в удовлетворении иска отказать. Считают, что поскольку одним из условий назначения единовременной материальной помощи является нарушение условий жизнедеятельности гражданина, которое комиссией не установлено, у ФИО1 отсутствует право на данную выплату. Доказательств того, что в связи с невозможностью осуществления транспортного сообщения были нарушены условия жизнедеятельности, истцом не предоставлено. Полагают, что суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления при разрешении вопроса о нарушении условий жизнедеятельности, которые влияют на наличие права граждан на единовременную материальную помощь.
ФИО2 края также представлен письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что ФИО2 является ненадлежащим ответчиком, поскольку оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС осуществляется в соответствии с Порядком оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным Постановлением ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, само по себе отсутствие транспортного сообщения не свидетельствует об угрозе жизни и здоровью истца, реальность угрозы устанавливается уполномоченным органом в каждом конкретном случае с учетом всех фактических обстоятельств, уполномоченным органом факта нарушения условий жизнедеятельности не установлено, судебные акты не могут подменять собой решение административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции. ФИО1 не представлено доказательств обращения за помощью в администрацию и службы, задействованные в ликвидации ЧС, об оказании помощи или иными жалобами на угрозу её жизни или здоровья.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Кавалеровского муниципального района ФИО3 края проходил снежный циклон.
Постановлением Губернатора ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ №-пг «О чрезвычайной ситуации регионального характера», в связи с прохождением на территориях Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения, обстановка, сложившаяся на территории Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района, признана чрезвычайной ситуацией регионального характера.
В январе 2023 года ФИО1 обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края» с заявлениями о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной с прохождением в декабре 2022 года на территории Кавалеровского муниципального округа сильного снегопада.
Решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении выплаты единовременной материальной помощи, поскольку факт нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев не установлен; условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.
Согласно ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе факты, имеющие юридическое значение.
В соответствии с п.8 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, в числе прочего, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
В силу п. п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, и на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в п. п. 1, 2 ст. 14 закона ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О защите населения и территории ФИО3 края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок).
Согласно п. 1.4, пп. «а» п. 2.1 Порядка единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 тыс. руб. при условии проживания гражданина в зоне ЧС и нарушении условий его жизнедеятельности в результате поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Сроки и последовательность административных процедур и административных действий КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края» при предоставлении государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены Административным регламентом министерства труда и социальной политики ФИО3 края по предоставлению государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденным приказом Министерства труда и социальной политики ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 11.2 указанного административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является, в частности неустановление факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка, подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований ФИО3 края.
В силу п.2.3. Порядка, факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 795 "Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт".
Согласно пункту 3 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № факт нарушения условий жизнедеятельности устанавливается исходя из следующих критериев: невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания); невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.
Критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем: определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего; определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта. Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены (п.6 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно п.4 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № условия жизнедеятельности считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий.
В соответствии с п.п. п.п.4.5-4.7 постановления ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» структурные подразделения КГКУ формируют списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, и направляют их в КГКУ. КГКУ формирует сводный список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, с указанием способов доставки выплат и направляет его в Министерство труда и социальной политики ФИО3 края.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по факту поступившего заявления ФИО1, комиссией, действующей на основании Постановления администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ №, проведено обследование места жительства истца по адресу: <адрес>, пгт. Кавалерово, <адрес>, с целью установления факта проживания и нарушения условий жизнедеятельности.
По результатам обследования жилого помещения подтвержден факт проживания заявителя по указанному адресу в период чрезвычайной ситуации, установлена недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителя (отсутствие общественного транспорта в районе проживания заявителя, невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к гражданину остановочного пункта).
Факт отсутствия транспортного сообщения в месте проживания истца в период с 21.12.2022 года по 23.12.2022 года в ходе судебного заседания не оспаривался.
Любой из критериев, предусмотренных пунктом 3 Порядка от 30.12.2011 № 795, является основанием для установления факта нарушения условий жизнедеятельности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в период чрезвычайной ситуации с 21.12.2022 года по 23.12.2022 года в месте жительства Овчаренко В.В. имело место нарушение условий жизнедеятельности по одному критерию (отсутствие транспортного сообщения), что в соответствии с п. 4 Порядка от 30.12.2011 № 795, подлежало оценке, как нарушение условия жизнедеятельности.
При этом вывод комиссионного заключения от 08.02.2023 года о том, что нарушение условий жизнедеятельности заявителя не установлен, суд находит несостоятельным, поскольку указанный вывод комиссии противоречит положениям Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №, которыми предусмотрено, что фактом нарушения условий жизнедеятельности, в том числе, является невозможность осуществления транспортного сообщения.
Учитывая, что указанный факт нарушения условий жизнедеятельности ФИО1 был установлен, оснований для вывода об отсутствии нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации у комиссии не имелось.
Доводы ответчиков о том, что заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ факт нарушения условий жизнедеятельности истца не установлен, указанное решение незаконным не признано, в связи с чем, отсутствуют основания для признания факта нарушения условий жизнедеятельности истца в судебном порядке, суд находит необоснованным. Поскольку никем не оспаривается, что в месте жительства истца в период чрезвычайной ситуации отсутствовало транспортное сообщение, о чем указано и в заключении комиссии, поскольку факт нарушения условий жизнедеятельности ФИО1 имел место быть и оснований для вывода об обратном у комиссии не имелось. Обращение истца с настоящим иском, в том числе с требованием о признании факта нарушения условий жизнедеятельности, свидетельствует о её несогласии с заключением комиссии.
Необращение ФИО1 в период чрезвычайной ситуации за помощью в администрацию и службы, задействованные в ликвидации ЧС, которые были организованы на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО3 края, нарушение условий жизнедеятельности ФИО1 не исключает не свидетельствует о том, что в период снегопада она не находилась в тяжелой жизненной ситуации.
Довод ответчиков о том, что отсутствие транспортного сообщения в период чрезвычайной ситуации не создало для истца угрозу жизни или здоровью, суд находит не состоятельным, поскольку нарушение данного условия, исходя из совокупного толкования вышеперечисленных норм права, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан и дополнительному доказыванию не подлежит.
Таким образом, ФИО1 является пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО3 края, подлежит включению в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
При таких обстоятельствах, требования прокурора <адрес> ФИО3 края подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес> ФИО3 края удовлетворить.
Признать факт нарушения условий жизнедеятельности ФИО1 (паспорт гражданина Российской Федерации №) в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального района ФИО3 края в период с 21- ДД.ММ.ГГГГ, установленным.
Признать ФИО1 (паспорт гражданина Российской Федерации 0503 984703) пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального района ФИО3 края в период с 21-ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО3 края» (ИНН 2537108468) включить ФИО1 (паспорт гражданина Российской Федерации №) в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, выплачиваемой из резервного фонда в соответствии с Постановлением ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ N 236-пп «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы или представления через Кавалеровский районный суд Приморского края.
Судья Т.Н. Щербакова
Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2024 года