Решение по делу № 2-125/2025 от 09.01.2025

дело (УИД) 19RS0010-01-2025-000005-96

производство № 2-125/2025

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шира                                22 января 2025 г.

Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи                        Глущакова Е.В.,

при секретаре                                Переясловой С.А.,

с участием

представителя истца-

помощника прокурора Ширинского района                Долгополова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия об обязании совершить определенные действия,    

            

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ширинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать администрацию Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия устранить нарушения противопожарного законодательства, в исковом заявлении указал, что по коллективному обращению жителей с. Фыркал Ширинского района от ДД.ММ.ГГГГ, поступившему в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ, была проведена проверка, в ходе которой установлено, что ответчиком не соблюдается законодательство о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о пожарной безопасности. В частности, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ОНДПР по Ширинскому и Орджоникидзевскому районам УНДПР ГУ МЧС России по РХ проведена плановая выездная проверка состояния пожарной безопасности в отношении администрации Фыркальского сельсовета, в ходе которой установлено, что вопреки п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 (далее – Правила) в населенном пункте <адрес> естественный источник озеро Фыркал не имеет обустроенного подъезда с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Кроме того, не установлены указатели источников противопожарного водоснабжения. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ администрации Фыркальского сельсовета выдан акт и предписание об устранении нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ОНДПР по Ширинскому и Орджоникидзевскому районам УНДПР ГУ МЧС России по РХ в администрацию Фыркальского сельсовета направлен запрос об исполнении предписания, однако ответ на него не получен. Прокуратурой Ширинского района совместно с сотрудниками ОНДПР по Ширинскому и Орджоникидзевскому районам УНДПР ГУ МЧС России по РХ ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд в <адрес> с целью осуществления проверки устранения нарушений требований пожарной безопасности, при этом установлено, что площадка покрытием размером 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды у озера Фыркал не оборудована. На территории с. Фыркал указатели со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния месторасположения с направлениями движения к источникам противопожарного водоснабжения отсутствуют. Согласно объяснениям специалиста администрации Фыркальского сельсовета Б., ввиду сильных ветров и разлива воды озера Фыркал ДД.ММ.ГГГГ смыло покрытие площадки гравием, которая имеет неровности, образовавшиеся из-за прибитых с озера водорослей и размытого гравия. ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время действий с целью восстановления площадки для забора воды не предпринималось. Указатели со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями с направлением движения к источникам противопожарного водоснабжения не устанавливались. Прокурор Ширинского района обращает внимание, что выявленные нарушения пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью людей на территории населенного пункта с. Фыркал при наступлении весенне-летнего пожароопасного периода и порождают неблагоприятные условия для тушения пожаров, степных палов травы. Ссылаясь на положения ст. 2, 16, 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О противопожарной безопасности», ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 48, 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, прокурор просит обязать администрацию Фыркальского сельсовета в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности: а именно устроить подъезд с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из озера Фыркал; установить на территории с. Фыркал указатели со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния месторасположения с направлениями движения к источникам противопожарного водоснабжения.

В судебном заседании помощник прокурора Ширинского района Долгополов Е.А. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовали, не ходатайствовав о рассмотрении дела в свое отсутствие либо об отложении судебного разбирательства, не представив возражений по существу требований.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении дела в отсутствие указанных участников процесса, поскольку оснований для признания их неявки в судебное разбирательство по уважительным причинам, не имеется.

По исследованным судом материалам, администрация Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (далее - поселение) наделена статусом сельского поселения и является в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» самостоятельным муниципальным образованием. В границах поселения находятся следующие населенные пункты: с. Фыркал и с. Усть-Фыркал. Административный центр поселения – с. Фыркал. Территория поселения входит в состав Ширинского района Республики Хакасия. Численность населения с. Фыркал составляет 499 человек. На территории населенного пункта имеется: основная общеобразовательная школа, амбулатория, здание администрации сельсовета, СДК.

Старшим инспектором ОНДПР по Ширинскому и Орджоникидзевскому районам УНДПР ГУ МЧС России по Республике Хакасия С., совместно с дознавателями ОНДПР по Ширинскому и Орджоникидзевскому районам УНДПР ГУ МЧС России по Республике Хакасия К. и А. в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки в с. Фыркал, Ширинского района, выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. В частности: в населенном пункте с. Фыркал к естественному водоисточнику (озеро Фыркал) не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; территория поселения не обеспечена звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре; отсутствуют указатели со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния месторасположения с направлениями движения к источникам противопожарного водоснабжения; главой администрации Фыркальского сельсовета не обеспечена очистка населенных пунктов и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами от горючих отходов, тары и сухой растительности; вне границы населенного пункта Фыркал <адрес> устроена свалка горючих отходов, вне границы населенного пункта Фыркал <адрес> устроена свалка горючих отходов.

По итогам проверки администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия в лице главы В. вынесено предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ, с которым последняя ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ под роспись.

Позднее ДД.ММ.ГГГГ начальником ОНДиПР по Ширинскому и Орджоникидзевскому районам УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Хакасия Ч. в прокуратуру Ширинского района направлена информация об имеющихся нарушениях противопожарного законодательства и возможности проведения совместной внеплановой выездной проверки.

ДД.ММ.ГГГГ осуществлен совместный выезд прокуратуры Ширинского района и сотрудников ОНДПР по Ширинскому и Орджоникидзевскому районам УНДПР ГУ МЧС России по Республике Хакасия в с. Фыркал с целью осуществления проверки устранения нарушения требований пожарной безопасности по предписанию от ДД.ММ.ГГГГ , по результатам которой установлено, что в с. Фыркал площадка с твердым покрытием размером 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в озере Фыркал не устроена, на территории с. Фыркал указатели со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния месторасположения с направлениями движения к источникам противопожарного водоснабжения отсутствуют.

Из объяснения специалиста администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Б. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что из-за сильных ветров в осенний период нанесло большое количество водорослей и произошло смещение гравия, в связи с чем, покрытие площадки пирса стало неровным. Указатели по направлению движения к пирсу в селе отсутствуют.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании положений ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.12.1994) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя названный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии с п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в частности, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям (ч. 1 ст. 1).

Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, в качестве которых могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч. 1 и 2 ст. 62).

Первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (п. 1 ст. 63).

В силу ч. 1 - 4 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.

Поселения должны быть оборудованы противопожарным водопроводом, который допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

В поселениях с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, утверждены «Правила противопожарного режима в Российской Федерации». Из п. 75 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» следует, что органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Пунктом 10.10 раздела 10 Свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 30 марта 2020 г. № 225, предусмотрено, что к пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров.

Кроме того, в соответствии с абз. 3 п. 48 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

В силу положений п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3, 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на органы местного самоуправления поселений и городских округов возложены обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению (ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ).

Учитывая вышеизложенное, к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности, включающих в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, которые должны предусматривать обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, в том числе площадки с твердым покрытием определенного размера, указателей движения и возможности проезда к источнику.

Администрация Фыркальского сельского поселения, не оспаривая компетенцию своих полномочий, требования действующего законодательства в области пожарной безопасности соблюдала не в полной мере, и на протяжении длительного периода времени с апреля 2023 г. не устранила нарушения, отмеченные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ ОНДПР по Ширинскому и Орджоникидзевскому районам УНДПР ГУ МЧС России по Республике Хакасия, в частности не обустроила в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ с. Фыркал площадку с твердым покрытием размером 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в озере Фыркал, а также на территории <адрес> не установила указатели со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния месторасположения с направлениями движения к источникам противопожарного водоснабжения отсутствуют, что создает реальную угрозу жизни и здоровью людей на территории населенного пункта с. Фыркал, в том числе при наступлении весенне-летнего пожароопасного периода.

Таким образом, оценивая представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, учитывая позицию участников процесса, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчику для исполнения судебного решения, суд учитывает обстоятельства дела, условия, необходимые для исполнения заявленных требований, и считает запрошенный прокурором Ширинского района срок - не позднее ДД.ММ.ГГГГ, достаточным и разумным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 206 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать администрацию Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия <данные изъяты> не позднее ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- устроить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из озера Фыркал;

- на территории с. Фыркал направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначить указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ширинский районный суд.

Председательствующий     Е.В. Глущаков

2-125/2025

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ширинского района
Ответчики
Администрация Фыркальского сельсовета
Другие
ОНДПР по Ширинскому и Орджоникидзевскому районам УНДПР ГУ МЧС России по Республике Хакасия
Суд
Ширинский районный суд Республики Хакасия
Судья
Глущаков Е.В.
Дело на странице суда
sharinsky.hak.sudrf.ru
09.01.2025Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2025Передача материалов судье
13.01.2025Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2025Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2025Подготовка дела (собеседование)
22.01.2025Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2025Судебное заседание
22.01.2025Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее