Решение по делу № 2а-962/2018 от 29.05.2018

Дело № 2а-962/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июня 2018 года г. Смоленск

Смоленский районный суд Смоленской области

В составе:

председательствующего судьи Стеблевой И.Б.,

при секретаре Дмитриевой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ВА к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и возложении обязанности,

установил:

ВА обратился в суд с административным иском к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о признании незаконным отказ Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о предоставлении земельного участка общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, за плату; возложения обязанности на Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области в течение тридцати календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить ему (ВА указанный земельный участок за плату, в обоснование указав, что в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от <дата> в собственности административного истца находится два объекта недвижимости: административное здание площадью <данные изъяты>.м с кадастровым номером № <номер>, назначение нежилое и складское здание площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № <номер>, назначение нежилое. Указанные здания представляют единый комплекс и расположены на земельном участке с кадастровым номером № <номер> по адресу: <адрес> который предоставлен административному истцу Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области в аренду с <дата>, в целях строительства административно-складского здания. <дата> административный истец обратился в адрес Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка за плату в порядке ст.ст. 39.20, 39.3, 39.17 ЗК РФ. По результатам рассмотрения заявления <дата> административный истец получил отказ в предоставлении земельного участка за плату. Указанный отказ считает необоснованным и незаконным, в связи с чем заявлены указанные выше требования.

ВА и его представитель ЕФ в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям указанным в иске, дополнительно пояснив, что проектная документация по строительству административно-складского комплекса разрабатывалась на застройку всей площади земельного участка, в настоящий момент построено складское помещение и административное здание, однако уменьшение площади земельного участка приведет к убыткам административного истца, поскольку истец намерен осуществить застройку всего участка в соответствии с разработанной проектной документацией. Договор аренды не расторгнут и действует до 2020 года.

Представитель административного ответчика – Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области – ВС., действующий на основании доверенности со специальными полномочиями, в судебном заседании административный иск не признал в полном объеме, указав, что отказ администрации является законным, поскольку площадь застройки составляет менее одного процента от площади испрашиваемого земельного участка. Истцом не представлено обоснование площади земельного участка, а также административному истцу может быть предоставлен земельный участок за плату площадью необходимой для обслуживания строений.

        Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ удовлетворение судом требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными возможно в случае, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и одновременно нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу ст.178 и ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. При недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

    Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что <дата> произведен выбор земельного участка для строительства административно-складского здания в <адрес>, о чем составлен акт (л.д.11).

Постановлением Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от <дата> № <номер> предварительно согласовано место размещения административно-складского здания в <адрес> и утвержден акт выбора земельного участка № <номер> от <дата> (л.д.13,14).

Постановлением Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от <дата> № <номер> утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты>, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, расположенного: <адрес>, для строительства административно-складского здания (л.д.12). Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № <номер>. Границы земельного участка установлены в соответствии с нормами действующего законодательства (л.д.19).

На основании постановления Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от <дата> № <номер> между Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области (арендодатель) и ВА (арендатор) заключен договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> ка.м с кадастровым номером № <номер>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства административно-складского здания, расположенный по адресу: <адрес> с установлением срока аренды с <дата> (п.2.1 договора) (л.д.15-16). Договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Смоленской области (л.д.7,9)

Указанный земельный участок <дата> передан административным ответчиком ВА на основании акта приема-передачи (л.д.17).

ВА на предоставленном в аренду земельном участке на основании разрешения от <дата> № <номер> осуществлено строительство складского помещения площадью <данные изъяты> кв.м и административного здания площадью <данные изъяты> кв.м, которые введены в эксплуатацию, о чем административным ответчиком выдано разрешение от <дата> № <номер> (л.д.20,21).

На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от <дата> № <номер> и договора аренды земельного участка от <дата>, за ВА зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости: административное здание площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № <номер>, назначение нежилое и складское здание площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № <номер>, назначение нежилое, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером № <номер> (л.д.7-8,9-10).

<дата> ВА. обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № <номер>, расположенного <адрес> за плату, находящийся под объектом административно-складского здания с кадастровыми номерами № <номер>. К заявлению приобщил кадастровые выписки на указанные строения (л.д.35-41).По результатам рассмотрения заявления административный ответчик отказал ВА. в предоставлении земельного участка за плату, указав, что заявление и приложенные документы не соответствуют требованиям ст.39.17 ЗК РФ. Кроме того, согласно представленным выпискам из ЕГРН площадь складского здания <данные изъяты> кв.м и административного здания <данные изъяты> кв.м по отношении к площади испрашиваемого земельного участка <данные изъяты>) составляет 0,48%. Не представлено доказательств, подтверждающих необходимость использование земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимости, в том числе заявленных целях. Разъяснено право для обращения в целях формирования земельного участка под существующими объектами соразмерной площади в соответствии со ст.39.15 ЗК РФ (л.д. 27-28).

Считая действия Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области незаконными административный истец обратился в суд с рассматриваемым административным иском.

Статьей 1 ЗК РФ к числу основных принципов земельного законодательства отнесен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Пунктом 2 статьи 39.1 ЗК РФ закреплено, что продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 указанного Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 указанного Кодекса. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 указанного Кодекса (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Перечень таких документов содержится в утвержденном приказом Минэкономразвития России от <дата> N 1 «Перечне документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.

Согласно п.п. 1, 14 статьи 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том числе, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Как установлено судом, спорный земельный участок площадью <данные изъяты> предоставлен по договору аренды с разрешенным видом использования – строительство административно-складского здания. При этом, за административным истцом зарегистрировано право собственности на отдельно стоящие объекты: административное здание площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № <номер> и складское здание площадью <данные изъяты>.м с кадастровым номером № <номер>.

Из пояснений самого административного истца и искового заявления следует, что разработанная проектная документация предусматривает застройку всего земельного участка и истцом в дальнейшем планируется строительство на территории всего земельного участка.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения в администрацию за выкупом земельного участка, цель для которой предоставлялся земельный участок в аренду не достигнута, находящиеся в собственности истца объекты недвижимости не могут рассматриваться, как административно-складское здание, для обслуживания которого необходим земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.

В силу пункта 1 статьи 35 ЗК РФ и пункта 3 статьи 552 ГК РФ, при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята данной недвижимостью и необходима для ее использования.

При этом заявитель при обращении в соответствующие органы государственной власти либо местного самоуправления о предоставлении земельного участка обязан обосновать площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования.

В отсутствие доказательств необходимости использования площади испрашиваемого земельного участка (<данные изъяты>) для использования и эксплуатации размещенных на нем объектов (суммарная площадь <данные изъяты> кв.м), суд находит законным отказ административного ответчика в предоставлении земельного участка по основанию несоразмерности площади необходимой для эксплуатации расположенных на земельном участке объектов недвижимости.

Довод административного истца о том, что на данном земельном участке планируется возведение дополнительных объектов в соответствии с проектной документацией, суд находит несостоятельным поскольку нормами действующего законодательства определен порядок выкупа земельных участков, необходимых для эксплуатации существующих объектов, и не предусмотрена возможность определения площади приватизируемого земельного участка с учетом перспективы развития принадлежащего заявителю производства, предполагающего строительство новых объектов.

Кроме того суд отмечает, что административный истец не лишен возможности сформировать земельный участок, занятый принадлежащими ему объектами недвижимости, размер которого подлежит определению в соответствии с действующим законодательством, и обратиться с заявлением о выкупе такого земельного участка.

С учетом вышеприведенных норм права, установленных по делу обстоятельств, суд находит требования административного истца, не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований ВА к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о признании отказа в предоставлении земельного участка общей площадью <данные изъяты>.м с кадастровым номером № <номер> за плату и возложении обязанности предоставить в собственность за плату земельный участок– отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий И.Б.Стеблева

2а-962/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кротов Владимир Анатольевич
Ответчики
Администрация МО "Смоленский район" Смоленской облаксти
Суд
Смоленский районный суд Смоленской области
Дело на сайте суда
smol.sml.sudrf.ru
13.04.2020Регистрация административного искового заявления
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело передано в архив
20.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее