АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело №А67-5245/09
21.07.2009 дата оглашения резолютивной части
21.07.2009 дата изготовления в полном объеме
Судья Арбитражного суда Томской области Е.В. Афанасьева,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к индивидуальному предпринимателю Шаповалову Владиславу Анатольевичу
о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ
при ведении протокола судьей Е.В. Афанасьевой,
при участии в заседании:
от заявителя – А.В. Хромин по доверенности от 12.01.2009, сл.уд.,
от лица, в отношении которого возбуждено производство – Шаповалов В.А., пасп. 69 03 791797,
У С Т А Н О В И Л:
Управление государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении к административной ответственности предпринимателя В.А. Шаповалова за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований о привлечении Шаповалова В.А. к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении. Требования мотивированы тем, что предпринимателем нарушен ряд требований по обеспечению безопасности дорожного движения и перевозок, соблюдение которых является обязательным при осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров в соответствии с условиями осуществления деятельности по лицензии, в частности, осуществляет перевозки без прохождения обучения и аттестации по обеспечению безопасности дорожного движения, без договора со специализированным предприятием на техническое обслуживание и ремонт автобуса, не соблюдает правила регистрации и хранения путевых листов, не организовывает для водителей предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей автобусов, не осуществляет ведение учёта данных о квалификации водителей, их общем стаже водительской деятельности и водительской деятельности на определённых типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортными средствами, прохождении водителями стажировок и занятий по повышению профессионального мастерства, не проводит инструктаж водителей об обеспечении безопасности дорожного движения, не уведомил лицензирующий орган об изменениях в конструкции транспортного средства, то есть нарушает лицензионные требования и условия.
Шаповалов В.А. в судебное заседание представил отзыв, в котором нарушения, указанные в протоколе признал, с требованиями Управления государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта согласился, просил суд назначить минимальный размер наказания.
Из материалов дела следует, что В.А. Шаповалов зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федернальной налоговой службы по г. Томску 31.01.2005, ОГРН 305701703100560, действует на основе свидетельства серия 70 № 001053534.
Предпринимателю 02.03.2005 выдана лицензия на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, № АСС-70-058879 со сроком действия с 02.03.2005 по 02.03.2010, на основании которой В.А. Шаповалов осуществляет деятельность по перевозке пассажиров.
23.06.2009 в отношении индивидуального предпринимателя В.А. Шаповалова заместителем начальника отдела УГАДН по Томской области Хроминым А.В. составлен протокол № 002020 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, с указанием на выявление 19.06.2009 в 16 час. 00 мин. по результатам проведенной проверки нарушения, а именно: предприниматель В.А. Шаповалов осуществляет перевозки без прохождения обучения и аттестации по обеспечению безопасности дорожного движения, без договора со специализированным предприятием на техническое обслуживание и ремонт автобуса, не соблюдает правила регистрации и хранения путевых листов, не организовывет с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей автобусов, не осуществляет ведение учёта данных о квалификации водителей, их общем стаже водительской деятельности и водительской деятельности на определённых типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортными средствами, прохождении водителями стажировок и занятий по повышению профессионального мастерства, не проводит инструктаж для водителей об обеспечении безопасности дорожного движения, не уведомил лицензирующий орган об изменениях в конструкции транспортного средства.
Привлечение индивидуального предпринимателя В.А. Шаповалова к ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за указанные в протоколе нарушения является предметом требований заявителя по настоящему делу.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения представителя, суд считает привлечение индивидуального предпринимателя В.А. Шаповалова к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, и наложение на него соответствующего административного взыскания обоснованным.
Согласно положениям ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (и примечания к ней) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Согласно ст.17 ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции от 02.07.2005) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
Лицензионные требования и условия в соответствии со ст.2 данного закона представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Перечень лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров установлен п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, к их числу относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности и иные.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств и др.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152. Согласно п. 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов путевой лист должен содержать обязательные реквизиты, в том числе сведения о собственнике (владельце) транспортного средства, которые для индивидуального предпринимателя включают в себя фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, а также сведения о водителе, которые включают в себя: фамилию, имя, отчество водителя; дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (п. 4 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов).
Согласно п. 3.2.1 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 №27 организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, перечисленных в п. 3.1.3 (лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки).
Пунктом 2.2 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 предусмотрено, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы; организация стажировки водителей; организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте; организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
Согласно п. 3.2. «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
В силу п. 3.4.1 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов» организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения: об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте; о состоянии погодных условий; о режимах движения, организации отдыха и приема пищи; о порядке стоянки, охраны транспортных средств; о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей; об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов; об особенностях перевозки детей; об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий; об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов); об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения. В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
Пункт 4.2. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов» предусматривает, что организации и водители - предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела; согласно ч.2 указанной статьи эти данные могут устанавливаться протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными видами доказательств.
Имеющимся в деле протоколом об административном правонарушении от 23.06.2009 в совокупности с актом проверки, объяснениями предпринимателя, данными административному органу, а также в совокупности иными представленными заявителем материалами подтверждено нарушение предпринимателем ряда требований по обеспечению безопасности движения и перевозок, соблюдение которых является обязательным при осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров в соответствии с условиями, указанными в выданной лицензии, в том числеосуществление перевозок без прохождения обучения и аттестации по обеспечению безопасности дорожного движения, без договора со специализированным предприятием на техническое обслуживание и ремонт автобуса, не соблюдает правила регистрации и хранения путевых листов, не организовывет с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей автобусов, не осуществляет ведение учёта данных о квалификации водителей, их общем стаже водительской деятельности и водительской деятельности на определённых типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортными средствами, прохождении водителями стажировок и занятий по повышению профессионального мастерства, не проводит инструктаж для водителей об обеспечении безопасности дорожного движения, не уведомил лицензирующий орган об изменениях в конструкции транспортного средства. Как следует из объяснений, данных административному органу в ходе производства по делу об административном правонарушении, предприниматель пояснил, что на момент получения лицензии в 2005 обучения по безопасности дорожного движения не требовалось, в договоре не увидел, что дата не была проставлена, о том, что надо хранить и регистрировать путевые листы не знал, также не знал, что для предрейсового и послерейсового осмотра водителей необходим отдельный договор, водитель Филиппов В.Б. выехал за пределы РФ, поэтому не смог представить полный пакет докумнтов, упустил из вида, что необходимо проводить дополнительные инструктажи, не знал, что об изменении конструкции транспортного средства необходимо сообщать в транспортную инспекцию, т.к. координально ничего в конструкции автобуса не изменилось. В судебном заседании предприниматель с науршениями согласился.
С учетом изложенного событие правонарушения, вина лица, в отношении которого составлен протокол, в его совершении, подтверждены, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонаушении, не установлено, оснований для освобождения от административной ответственности не усматривается. Содержание протокола соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ; протокол содержит необходимые сведения, в том числе о времени и месте события правонарушения и составления протокола, сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о разъяснении ему прав, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность, и иные, нарушений процедуры производства, имеющих существенный характер, не выявлено.
В связи с изложенным имеются основания для привлечения В.А. Шаповалова к ответственности по ст.14.1 ч.3 КоАП РФ и назначения ему административного наказания.
С учетом того, что ранее предприниматель не привлекался к административной ответственности, суд считает возможным назначить минимальное наказание в рамках санкции, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 167 – 175, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь Шаповалова Владислава Анатольевича, 21.07.1975 года рождения, место рождения г. Норильск Красноярского края, проживающего по адресу: Томская область, г. Томск, пр. Мира, 39 - 37, зарегистрированного в качестве предпринимателя Инспекцией Федернальной налоговой службы по г. Томску 31.01.2005, ОГРН 305701703100560, действующего на основе свидетельства серия 70 № 001053534, к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 3 000 рублей (три тысячи рублей).
Получатель штрафа УФК по Томкой области (УГАДН по ТО), ИНН 7021016438, КПП 701701001, код ОКАТО 69401000000, счет 40101810900000010007, наименование банка ГРКЦ ГУ ЦБ по Томской области г. Томск, БИК 046902001, код доходов бюджета РФ 10611630000010000140, назначение платежа штраф по решению суда № А67-5245/09.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Е.В. Афанасьева