Дело № 2-37
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 января 2015 год г.Верещагино
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Королевой Т.А.,
при секретаре Мальцевой М.Н.,
с участием истца Тетеновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тетеновой Н.В. к Муниципальному унитарному предприятию «Верещагинские тепловые сети» о взыскании переплаты за тепловую энергию, возложении обязанности производить начисление платы за тепловую энергию по нормативу 0,018339 Гкал на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц,
установил:
Тетенова Н.В. обратилась в суд с иском к МУП «Верещагинские тепловые сети» о взыскании переплаты за потребленную тепловую энергию за период с 01.11.2011 по 30.06.2014 в размере <данные изъяты>, расходов на оплату юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей, возложении обязанности производить начисление за тепловую энергию согласно норматива <данные изъяты> Гкал с 01.07.2014.
Исковые требования мотивировала тем, что имеет в долевой собственности квартиру доля вправе <данные изъяты>, расположенную по адресу: г<адрес> площадью <данные изъяты>., отапливаемая площадь составляет <данные изъяты>. Ответчик является поставщиком тепловой энергии. Квартира и дом не были оборудованы приборами учета тепловой энергии. В настоящее время приборы учета установлены, но плата за коммунальные услуги производится исходя из установленных нормативов. Решением Думы Верещагинского городского поселения от "дата" "номер" «О нормативах потребления коммунальных услуг» на территории МО «Верещагинское городское поселение» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах по отоплению при продолжительности отопительного периода 233 суток в размере 0,023599 Гкал на 1 кв.метр общей площади жилых помещений в месяц, 0,283188 Гкал на 1 кв.м. общей площади жилых помещений в год. Указанный норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен единым для всех многоквартирных жилых домов, вынесен без учета всех необходимых критериев (различий конструктивных и технических параметров, степени благоустройства), и дифференциация по этажности не производилась. Установлено, что срок действия данных нормативов отопления коммунальных услуг 3 года. Норматив потребления рассчитан, усреднено для всего населения, проживающего в многоквартирных и жилых домах, и не был приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства. Таким образом, норматив потребления по г. Верещагино по пятиэтажным домам завышен, она вынуждена переплачивать за тепловую энергию, в связи с этим, нарушаются ее права и законные интересы. Администрацией Верещагинского городского поселения произведен расчет норматива отопления для пятиэтажных домов в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006г. с учетом года постройки и средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период за предыдущие 5 отопительных периодов. Согласно расчету норматив отопления на 1 кв.м. общей площади жилых помещений определен 0,018339 Гкал в месяц. Просит взыскать сумму переплаты с ответчика, расходы по оплате юридических услуг, обязать ответчика начислять плату за отопление исходя из норматива 0,018339 Гкал на 1 кв.метр общей площади жилых помещений в месяц, начиная с 1 июля 2014.
Истец Тетенова Н.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, признала факт перерасчета (корректировки) произведенного ответчиком за период с января по июль 2014 года на сумму <данные изъяты>, в связи с тем, что в многоквартирном доме был установлен прибор учета тепловой энергии в январе 2014 года, который находился в мониторинге до вступления в силу Постановления Правительства РФ № 624-п от 16.07.2014.
Представитель ответчика МУП «Верещагинские тепловые сети», надлежащим образом извещенный о дне рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на иск просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, в связи со следующим. Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, первоначально утвержденный решением Думы Верещагинского городского поселения № 25/165 от 20.06.2007 г. «О нормативах потребления коммунальных услуг» и подтвержденный Постановлением Правительства Пермского края № 869-п «О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению» является действующим и подлежит применению за спорный период. При вынесении решения просит применить срок исковой давности, уменьшить сумму заявленных требований в части взыскания расходов на оплату юридических услуг, а так же учесть, что в соответствии с договором № 71 от 14.01.2013 в многоквартирном доме был установлен общедомовой прибор учета, который находился в мониторинге до вступления в силу Постановления Правительства РФ № 624-п от 16.07.2014. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» истцу произведен перерасчет (корректировка) за период с января по июль 2014 включительно на сумму <данные изъяты>.
Третье лицо Н.В. Н.П., надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч.2 и ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги (в том числе отопление) рассчитывается по тарифам, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 № 354 (действуют с 01.09.2012) потребитель коммунальных услуг, вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные, услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее -коммунальные услуги, предоставленные на обще домовые нужды). Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды (в ред.Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 №344).
Постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.2006 утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее Правила №306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Пунктом 3 Правил №306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.4 Правил №306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем. Пунктом 5 Правил №306 определено, что нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса. В пункте 6 Правил №306 указано, что в качестве параметров, характеризующих степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно, п.7 Правил № 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели в отношении отопления в жилых помещениях - Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома. В первоначальной редакции данного пункта было указано, что при выборе единицы измерения используются следующие показатели в отношении отопления -Гкал на 1 кв. метр общей площади жилых помещений.
Судебным разбирательством установлено, что решением Думы Верещагинского городского поселения от 20.06.2007 №25/165 «О нормативах потребления коммунальных услуг» на территории МО "Верещагинское городское поселение" утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах по отоплению при продолжительности отопительного периода 233 суток в размере 0,023599 Гкал на 1 кв. м. общей площади жилых помещений в месяц, 0,283188 Гкал на 1 кв.м. общей площади жилых помещений в год, установлено, что срок действия данных нормативов отопления коммунальных услуг 3 года. Решением Думы Верещагинского городского поселения от 21.07.2010 №24/175 «О внесении изменений в решение Думы Верещагинского городского поселения от 20.06.2007 №25/165 «О нормативах потребления коммунальных услуг» внесены изменения в п.4 и установлен срок действия норматива отопления до 01 января 2013г.
14.09.2012 Правительством Пермского края принято Постановление №869-П «О порядке расчета платы за коммунальные услуги по отоплению», которым установлено, что при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению на территории Пермского края применяется порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, при этом используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие по состоянию на 30.06.2012. Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению применяются со дня вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.06.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» до принятия Правительством Пермского края решения о применении порядка расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг.
Судом установлено, что истец Тетенова Н.В., третье лицо Т. Н.П., а так же Т. Р.А. имеют в долевой собственности (доля вправе <данные изъяты> у каждого) квартиру, расположенную в пятиэтажном доме по адресу: г<адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и потребителем коммунальной услуги - отопление. Общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., отапливаемая площадь составляет <данные изъяты> кв.м. Лицевой счет "номер" оформлен на имя Тетенова Н.П. Истец производит плату за отопление ответчику.
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению является расчетной величиной для определения коммунальных платежей, что влечет обязанность по оплате коммунальной услуги по отоплению в соответствии с нормативом и поэтому решения Думы Верещагинского городского поселения от 20.06.2007 №25/165, от 21.07.2010 №24/175 и Постановление Правительства Пермского края №869-П от 14.09.2012 затрагивают права истицы.
Решением Верещагинского районного суда от 07.02.2014 (дело №2-9) установлено, что на территории Верещагинского городского поселения норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен единым для всех многоквартирных жилых домов, рассчитан без учета всех необходимых критериев (различий конструктивных и технических параметров, степени благоустройства) и дифференциации по этажности, усреднено для всего населения, норматив не был приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства, в связи с чем норматив потребления отопления по г.Верещагино по пятиэтажным домам завышен. Норматив отопления по пятиэтажным домам на 1 кв.м. общей площади жилых помещений в год должен составлять 0,220068 Гкал, в месяц - 0,018339 Гкал на 1 кв.м. общей площади жилых помещений. Решение суда вступило в законную силу 08.04.2014.
Пунктом 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Ответчик принимал участие в процессе при рассмотрении гражданского дела по иску Степановой З.К. (дело №2-9). Оснований усомниться в правильности расчета Администрации городского поселения у суда не имеется, составленный расчет является экономически обоснованным, произведен верно и сомнений не вызывает.
Расчет норматива потребления отопления по пятиэтажным домам произведен органом, который до 2013 г. подготавливал проекты, для утверждения норматива потребления коммунальной услуги - отопление. В результате применения ответчиком норматива потребления тепла, утвержденного решением Думы Верещагинского городского поселения от 20.06.2007 №25/165 в размере 0,023599 Гкал на 1 кв. м. общей площади жилых помещений в месяц, нарушаются права и законные интересы истицы. В связи с тем, что установленный норматив на отопление не является экономически обоснованным, не соответствует количеству фактически потребленной тепловой энергии истица вынуждена переплачивать, что в свою очередь приводит к завышению суммы оплаты.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Статьей 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают вследствие неосновательного обогащения.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со ст.1103 ГК РФ поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям: о возврате исполненного по недействительной сделке; об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Согласно ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Суд производит расчет начислений за поставленную ответчиком истцу теплоэнергию с учетом норматива отопления, определенного Администрацией городского поселения - 0,018339 Гкал на 1 кв.м. общей площади в месяц, за период с 01.11.2011 по 31.12.2013, и определяет сумму неосновательно приобретенных ответчиком денежных. Исковые требования заявлены в пределах срока исковой давности. Истец обратился в суд 28.11.2014, оплата за отпущенную тепловую энергию в ноябре 2011 должна быть произведена до 10.12.2011. В соответствии с договором № 71 от 14.01.2013 в многоквартирном доме был установлен общедомовой прибор учета, который находился в мониторинге до вступления в силу Постановления Правительства РФ № 624-п от 16.07.2014. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 « О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» истцу произведен перерасчет (корректировка) за период с января по июль 2014 включительно на сумму 4036 рублей 37 копеек. Данный факт истцом не оспаривается.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Общая сумма переплаты за тепловую энергию за период 01.11.2011 по 31.12.2013 составляет - <данные изъяты>
Суд пришел к выводу, что в пользу истца подлежит взысканию с ответчика в качестве неосновательного обогащения <данные изъяты>
Постановлением Правительства Пермского края от 16.07.2014 № 624-П утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края, в том числе и для Верещагинского муниципального района. Постановление вступило в силу с 01.08.2014.
Жилой дом, в котором проживает истец, оборудован приборами учета тепловой энергии. Начисление платы за тепловую энергию с 01.09.2014 года производится по показаниям прибора учета тепловой энергии, за период с 01.01.2014 по 31.07.2014 ответчиком произведен перерасчет по приборам учета тепловой энергии. В связи с чем, требование истца о возложении на ответчика обязанности производить с 01.07.2014 начисление за предоставляемую услугу по теплоснабжению жилого помещения по адресу: <адрес> принадлежащем истцу, исходя из норматива 0,018339 Гкал на 1 кв.м. общей площади в месяц, удовлетворению не подлежит.
Согласно пункту 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со статьей 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В судебном заседании установлено, что истец для защиты своего нарушенного права вынужден был обратиться за юридической помощью к адвокату. Адвокат консультировал истца, составил исковое заявление в суд. Расходы, по оплате юридических услуг, понесенные истцом в размере <данные изъяты> рублей подтверждены квитанцией. Указанные расходы суд признает необходимыми. Однако учитывая, правила ст. 98 ГПК РФ, суд удовлетворяет требование о возмещении расходов по оплате юридических услуг частично в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере - <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Тетеновой Н.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Верещагинские тепловые сети» в пользу Тетеновой Н.В. <данные изъяты> - в качестве неосновательного обогащения, <данные изъяты> - в возмещение расходов по оплате юридических услуг.
В удовлетворении остальных исковых требований - отказать.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Верещагинские тепловые сети» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение месяца, со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть 19.01.2015.
Судья подпись Т.А. Королева
Копия верна.
Судья Т.А. Королева
Подлинный документ находится в материалах дела №2-37