УИД-61RS0№-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2024 года <адрес>
Шолоховский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кудиненко Е.В.,
при секретаре Волковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Боковского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Грачевское сельское поселение» о возложении обязанности по создания маневренного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Боковский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование требований на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой установлено, что в нарушение положений Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Жилищного кодекса Российской Федерации, на территории Грачевского сельского поселения Боковского района органами местного самоуправления не создан специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда.
На основании изложенного истец просит возложить на администрацию сельского поселения обязанность в течение одного года двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам.
Помощник Боковского межрайонного прокурора Соловьева К.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - Бирюлина И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в возражениях на иск. Ссылалась на то, что положения жилищного законодательства прямо не обязывают орган местного самоуправления создавать маневренный жилищный фонд. Жилищный кодекс допускает и другие способы соблюдения прав граждан, в том числе возможность предоставления им в случае необходимости благоустроенного жилого помещения по договору коммерческого найма, что для администрации более целесообразно по причине отсутствия финансирования на создание маневренного фонда, учитывая, что данные мероприятия являются очень затратными.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 15 Конституции РФ предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно положениям ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п. 1 – 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 ч.1 настоящей стаьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п.23 ч.1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч.4 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ).
В силу ч. 1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 года № 436-ЗС "О местном самоуправлении в Ростовской области" помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Федеральным законом №131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения также относятся вопросы, предусмотренные пунктами 4 (за исключением водоснабжения населения, водоотведения), 6 (в части обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, а также осуществления полномочий органов местного самоуправления в части созыва общего собрания (собрания) собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопросов, предусмотренных ч.6 ст.161, ч.2 ст.161.1 и ст.200 ЖК РФ, ст.7 Федерального закона от 21.07.2014 года № 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"), 7-8, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 26, 27, 31, 32, 33.1-34, 37, 38, 39 ч.1 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ.
В соответствии с ч.2 ст.19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно положениям ч.1, 9 ст.14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Как следует из содержания п.3 ч.1 ст.92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Статьей 95 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду устанавливают Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные в соответствии со ст.92 и 100 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42.
В силу п. 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления и применительно к рассматриваемому административному спору - к компетенции администрации МО «Грачевское сельское поселение» в соответствии с приведенными выше положениями ч. 1.1 ст. 12 Закона РО № 436-ЗС.
Вместе с тем, как установлено судом, маневренный жилищный фонд на территории Грачевского сельского поселения Боковского района отсутствует, меры по его созданию администрацией сельского поселения не принимаются.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-10) и не оспаривались представителем ответчика в судебном заседании.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика межрайонным прокурором внесено представление (л.д.11-14), которое, как следует из ответа на него от ДД.ММ.ГГГГ, в установленный срок не исполнено (л.д.15).
Между тем, непринятие мер по созданию маневренного жилищного фонда нарушает гарантированное ст.40 Конституции Российской Федерации право граждан на жилье.
Отсутствие маневренного жилого фонда при существовании реальной угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, предназначенного для переселения граждан из аварийных жилых домов, свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления требований законодательства, связанных с участием в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения.
Вопреки доводам ответчика выполнение администрацией сельского поселения обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости в конкретный период времени и отсутствия финансирования.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что отсутствие маневренного жилищного фонда на территории Грачевского сельского поселения Боковского района Ростовской области создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом муниципальном образовании и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным ст. 95 ЖК РФ.
Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение, гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств.
При таких обстоятельствах, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с положениями ч.1 и ч.2 ст.206 ГПК РФ, с учетом характера заявленных требований, значительности финансовых и временных затрат на их исполнение в соотношении с соблюдением принципа бюджетного финансового планирования расходов, суд считает возможным согласиться с предложенным истцом сроком для исполнения ответчиком решения суда.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Боковского межрайонного прокурора - удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Грачевское сельское поселение» (ИНН/ОГРН 6104004057/1056104004021) в течение одного года двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2024 года.
Cудья Е.В. Кудиненко