Дело № 3а-1222/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 26 августа 2020 г.
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Фроловой И.М.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Гоменок О.А.,
с участием представителя административного истца Гапеева В.К.,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевской Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Курманова Антона Сергеевича к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Курманов А.С. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве аренды земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2019 г., в размере 2 171 842,48 руб.
Считает, что кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, значительно превышает его рыночную стоимость, что влияет на размер арендных платежей, размер которых зависит от кадастровой стоимости.
В судебном заседании Гапеев В.К. как представитель административного истца и представитель заинтересованного лица акционерного общества «Стародубская автобаза № 43» заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевская Н.С. в судебном заседании не возражала удовлетворить требования административного истца, считала Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ненадлежащим ответчиком по делу.
Административный истец Курманов А.С. в судебное заседание не явился, в деле от него имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области, представители заинтересованных лиц государственного бюджетного учреждения «Брянскоблтехинвентаризация», Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации г. Стародуба в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Суд на основании ч. 4 ст. 247 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Курманов А.С. на основании договора об уступке прав по договору аренды от 12 ноября 2019 г., заключенному с акционерным обществом «Стародубская автобаза №43», является арендатором земельного участка, находящегося в муниципальной собственности - администрации г. Стародуба Брянской области, площадью 17 663 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для производственных целей, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
Как следует из договора аренды земельного участка от 5 февраля 2018 г. №2 арендная плата производится из расчета кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной кадастровой оценке» под кадастровой стоимостью понимается стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Государственная кадастровая оценка в 2019 г. в отношении всех видов объектов недвижимости, расположенных на территории Брянской области, проводилась государственным бюджетным учреждением «Брянскоблтехинвентаризация» в соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 2 октября 2018 г. №1196 «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Брянской области».
Кадастровая стоимость арендуемого Курмановым А.С. земельного участка была утверждена Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 г. № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» в размере 7 081 273,33 руб. по состоянию на 1 января 2019 г. и внесена в Единый государственный реестр недвижимости 26 января 2020 г.
В силу ст. 245 КАС РФ, ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
В соответствии с п. 1 и 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Поскольку административный истец Курманов А.С., как арендатор земельного участка, уплачивает арендную плату исходя из кадастровой стоимости, суд считает, что он вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с п. 1.3 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. № 226 (далее - Методические указания) при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется индивидуально в отношении объектов недвижимости в соответствии с пунктом 8.1 Указаний.
В силу ч. 7 ст. 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247 и ст. 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Согласно ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.
Административный истец в обоснование заявленного требования представил отчет об оценке №007885/20/200 от 16 апреля 2020 г., выполненный оценщиком ФИО12., согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 2 171 842,48 руб.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в п.п. 20, 23 Постановления Пленума от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.
С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшими сомнениями о величине действительной рыночной стоимости земельного участка, по ходатайству представителя административного истца определением Брянского областного суда от 29 июня 2020 г. была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой было поручено эксперту ФИО14
Согласно заключению эксперта ФИО18 №01-069/Э-2020 от 10 июля 2020 г. отчет об оценке №007885/20/200 от 16 апреля 2020 г., выполненный оценщиком ФИО16 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в т.ч. требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в действующей редакции, Федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. В процессе экспертизы не было выявлено факторов, влияющих на итоговую величину рыночной стоимости земельного участка.
Оснований не доверять заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, эксперт ФИО20 имеет образование по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», является членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, сертификат соответствия судебного эксперта, стаж работы в оценочной деятельности с 2013 г.
Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, полные выводы на поставленные судом вопросы, составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
Доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, чем отражено в отчете об оценке, представленном истцом, и в заключении эксперта, суду не представлено.
Таким образом, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 2 171 842,48 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.
Согласно абз. 3 п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Суд считает необходимым указать дату подачи административного искового заявления согласно штампу почты – 7 мая 2020 г.
Сведения об изменении кадастровой стоимости недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Довод представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка согласно представленному истцом отчету приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области, судом отклоняется.
Исчисление арендных платежей исходя из завышенной кадастровой стоимости возлагает на административного истца необоснованные обязательства, что является нарушением его прав.
Довод представителя заинтересованного лица государственного бюджетного учреждения «Брянскоблтехинвентаризация» о том, что проведенная государственная кадастровая оценка здания соответствует анализу предложений, представленных на рынке недвижимости Брянской области, судом во внимание не принимается, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки не является предметом рассмотрения настоящего спора.
Доводы представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о том, что административные требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости суд находит необоснованными.
Учитывая, что кадастровая стоимость (7 081 273,33 руб.) превышает рыночную стоимость (2 171 842,48 руб.) земельного участка в три раза, что признается судом существенным расхождением в стоимости, свидетельствует о допущенной при установлении кадастровой стоимости земельного участка в рамках массовой кадастровой оценки ошибке, нарушающей права административного истца и повлекшей его вынужденное обращение в суд с административным иском.
Доводы представителя о том, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области не является надлежащим ответчиком по делу, противоречит положениям ч. 2 ст. 247 КАС РФ, в соответствии с которой к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Курманова Антона Сергеевича к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 17 663 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2019 г., в размере 2 171 842,48 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 7 мая 2020 г.
Вновь установленная кадастровая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2020 г.
Председательствующий И.М. Фролова