Дело № 3а-278/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск. 17 апреля 2019 г.
Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,
при секретаре Гурулевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Самсонова Олега Александровича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Самсонов Олег Александрович обратился в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 201 000 рублей.
В обоснование заявленного требования административный истец сослался на то, что он, как собственник здания, находящегося на вышеуказанном земельном участке, имеет преимущественное право на выкуп данного участка, кадастровая стоимость которого составляет 2 408 491 рубль 75 копеек, то есть значительно превышает его рыночную стоимость, а это влечёт необоснованное увеличение выкупной цены.
Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России), привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, представило письменные возражения (отзыв) на административное исковое заявление. В данных возражениях указывается на то, что оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости права и законные интересы Самсонова О.А. не затрагивают, так как земельный участок с кадастровым номером №, относящийся к землям обороны и безопасности, изъят из гражданского оборота и не может быть выкуплен.
В судебное заседание представители административных ответчиков и заинтересованного лица не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения Самсонова О.А. и его представителя
Лычковской Н.П., поддержавших заявленное требование, исследовав материалы дела, Красноярский краевой суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 66 названного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из части 3 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что кадастровая стоимость объектов недвижимости может быть установлена как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и в результате рассмотрения споров об определении кадастровой стоимости.
В соответствии с положениями статьи 24.18 этого же федерального закона результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности данных лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (части 1, 2); установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости (абзац 3 части 11).
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации и передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России.
На этом земельном участке расположено здание с кадастровым номером №, принадлежащее на праве собственности административному истцу.
По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, названный земельный участок входит в состав земель населенных пунктов; его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2011 г. составляет 2 408 491 рубль 75 копеек.
Из отчёта оценщика от 5 марта 2019 г. № 019023 усматривается, что рыночная стоимость названного земельного участка по состоянию на 1 января 2011 г., то есть на дату определения его кадастровой стоимости, составляет 1 201 000 рублей.
У суда нет оснований не согласиться с выводами оценщика. Доказательств, опровергающих эти выводы, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации Самсонов О.А., как собственник нежилого здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, пользуется исключительным правом на приобретение данного участка в собственность. Причём при реализации этого права выкупная цена земельного участка будет исчисляться исходя из его кадастровой стоимости (часть 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статья 11 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года N 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае»).
В этой связи административный истец вопреки доводам ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России вправе оспорить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №. Материалами дела подтверждено, что на данном земельном участке расположен только один объект капитального строительства – принадлежащее Самсонову О.А. нежилое здание административно-бытового назначения. Сведений о расположении на участке объектов, используемых Вооруженными Силами Российской Федерации, либо иных объектов, размещение которых согласно пункту 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации влечет изъятие земельного участка из оборота, не имеется.
С настоящим административным исковым заявлением Самсонов О.А. обратился по истечении предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетнего срока со дня внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Между тем, положения части 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». До принятия Федерального закона № 360-ФЗ административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Красноярского края, однако в настоящее время проведение такой оценки отложено на неопределённый срок.
С учётом приведённых выше обстоятельств, причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд следует признать уважительными, поэтому этот срок подлежит восстановлению.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
решил:
административный иск Самсонова Олега Александровича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 201 000 рублей, определённой по состоянию на 1 января 2011 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка считать 22 марта 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Малякин