Решение по делу № 33а-9971/2019 от 08.05.2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-9971/2019

15 мая 2019 года г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Нурисламова Ф.Т.,

судей Салихова Х.А.,

Фахретдиновой Р.Ф.

с участием прокурора Крупновой А.И.

при секретаре Валееве А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Даньянова Ф.Р. на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 апреля 2019 года, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления Даньянова Ф.Р. к территориальной избирательной комиссии муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об отмене решения территориальной избирательной комиссии муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан № 141/1 -4 от 09.04.2019 года, в отказе регистрации Даньянова Ф.Р. в качестве кандидата в депутаты Совета сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий района Республики Башкортостан двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 5, замене титульного листа, который в настоящий момент подшит к подписному листу и не содержит сведения о судимости, на титульный лист, который был фактически представлен и содержал соответствующие сведения, отказать.

Заслушав доклад судьи Фахретдиновой Р.Ф., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Даньянов Ф.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о защите избирательных прав.

Требования мотивированы тем, что решением № 141/1-4 от 9 апреля 2019 г. территориальной избирательной комиссией административному истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан 28 созыва по одномандатному избирательному округу № 5 в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Даньянов Ф.Р. читает такое решение суда незаконным и необоснованным в связи с тем, что мотивировочная часть решения противоречит ее резолютивной части, кроме того, при принятии подписей избирателей избирательной комиссией не проводилась проверка по установлению достоверности представленных подписей, считает, что титульный лист, на котором указывались сведения о его судимости, намеренно подменен председателем ТИК с целью снятия его кандидатуры с выборов.

Административный истец просит об отмене решения территориальной избирательной комиссии муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан № 141/1 -4 от 09 апреля 2019 года, регистрации Даньянова Ф.Р. в качестве кандидата в депутаты Совета сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 5, замене титульного листа, который в настоящий момент подшит к подписному листу и не содержит сведения о судимости, на титульный лист, который был фактически представлен и содержал соответствующие сведения.

Судом постановлено приведенное решение.

Не согласившись с решением суда, Даньянов Ф.Р. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой приведены доводы, аналогичные доводам административного искового заявления, а также указано на нарушение административным ответчиком требований Кодекса РБ «О выборах», согласно которым ТИК обязано при выявлении недостатков в представленных документах или несоблюдения требований к их оформлению, заблаговременно известить об этом административного истца как кандидата.

Все участники процесса извещены о времени и месте заседания судебной коллегии Верховного Суда Республики Башкортостан заблаговременно и надлежащим образом, оснований для признания участия административного ответчика в судебном заседании обязательным не имеется.

Ходатайство Даньянова Ф.Р. об отложении рассмотрения дела в связи с болезнью, поступившее в суд апелляционной инстанции, судебная коллегия отклоняет как не обоснованное. Представленная медицинская справка ГБУЗ Белорецкая ЦРБ от 14 мая 2019 г. о нахождении Даньянова Ф.Р. на амбулаторном лечении не подтверждает факт невозможности его участия в судебном заседании 15 мая 2019 г. и не подтверждает наличие медицинских противопоказаний для дачи пояснений в суде в целях защиты своих прав.

Истребованные в ходатайстве об отложении административным истцом подлинники доказательств ТИК МР Белорецкий район Республики Башкортостан были представлены суду первой инстанции, что следует из протокола судебного заседания, где административный истец принимал участие, их копии имеются в материалах дела, а также оригиналы вновь представлены в суд апелляционной инстанции представителем административного ответчика. В связи с этим, оснований для отложения судебного заседания по указанной причине судебная коллегия также не усматривает.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Даньянова Ф.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя территориальной избирательной комиссии муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, прокурора, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не находит.

Согласно ст. 308 КАС Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Пунктом 6 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 данного Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. п. 24 - 26 ст. 38 поименованного Федерального закона, иных требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также иным законом.

Положениями ст. 33 названного Федерального закона установлено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в данном заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости.

Согласно ст. 47 Кодекса РБ «О выборах» подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, выдвижения списка кандидатов в депутаты Государственного Собрания изготавливаются и оформляются по формам, согласно приложениям 2 и 3.1 к настоящему Кодексу, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 4 к настоящему Кодексу, в поддержку выдвижения списка кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 4.3 и 5 к настоящему Кодексу. Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата.

Согласно подп. «е» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с п. 2.1 ст. 33 указанного Федерального закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Таким образом, обязанность указывать сведения о судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости) установлена законодателем на этапе выдвижения кандидата.

Судом установлено, что решением Совета сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 06 июня 2018 года № 115 «О досрочном прекращении полномочий депутата и главы сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан» досрочно прекращены полномочия депутата и главы сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Даньянова Ф.Р. с 06 июня 2018 года в связи со вступлением в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

Решением от 12 марта 2019 года № 137/1-4 территориальной избирательной комиссии муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, на которую Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан № 130/210-5 от 11 декабря 2015 года возложены полномочия избирательной комиссии сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, назначены дополнительные выборы 02 июня 2019 года депутата Совета сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 5.

17 марта 2019 года Даньянов Ф.Р. уведомил территориальную избирательную комиссию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о желании баллотироваться в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 5, Даньянову Ф.Р. было выдано подтверждение о приеме документов, доведены сведения о предоставлении необходимого числа подписей избирателей в поддержу кандидата, которое подписано Даньяновым Ф.Р.

В судебном заседании установлено, что Даньяновым Ф.Р. в территориальную избирательную комиссию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан был представлен подписной лист, не соответствующий указанным выше нормам действующего законодательства, а именно: подписной лист изготовлен на двух листах, титульный лист выполнен на отдельном листе от подписей избирателей, без указания сведений о судимости кандидата, на основании чего комиссия признала все подписи избирателей в подписном листе недействительными, решив отказать Даньянову Ф.Р. в регистрации кандидатом в депутаты Совета сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 5.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, исследовав подписные листы, обоснованно пришел к выводу о правомерности признания избирательной комиссией недействительными всех подписей избирателей, в связи с этим правильно признал законным оспариваемое административным истцом решение избирательной комиссии, принятое с соблюдением требований избирательного законодательства.

Судебная коллегия учитывает, что избирательное законодательство является формальным и не допускает произвольного толкования, и потому неуказание кандидатом обязательных сведений в подписном листе имеет существенное значение для формирования выбора избирателя в пользу кандидата. Избиратель не должен домысливать путем анализа имеющихся сведений те сведения о кандидате, которые подлежали обязательному указанию в подписном листе, но не были указаны. Кроме того, выяснение степени восприятия и толкования сведений, содержащихся в подписных листах, нарушило бы принцип равенства всех кандидатов перед законом, которым установлены требования к форме подписного листа, являющиеся обязательными для всех кандидатов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2012 года, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. По этой причине нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны, но не в полном объеме или не в том объеме, который предписан законом.

Таким образом, поскольку все подписи в представленных кандидатом Даньяновым Ф.Р. в подписных листах являются недействительными, что влечет за собой безусловный отказ в регистрации данного кандидата, оспариваемое решение избирательной комиссии, основанное на установленном в ходе проверки факте несоответствия формы подписных листов требованиям избирательного законодательства, является законным и не подлежит отмене.

При этом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из того, что с административным исковым заявлением Даньянов Ф.Р. обратился с пропуском срока, установленного ч. 4 ст. 240 КАС Российской Федерации, не подлежащего восстановлению согласно ч. 7 ст. 240 КАС Российской Федерации.

Судебная коллегия с данным выводом соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм процессуального права.

Вопреки доводам административного истца, приведенным в апелляционной жалобе, в соответствии с п. 214 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый подписной лист оформляется на отдельном листе бумаги и заполняется с лицевой и оборотной сторон, иное оформление подписного листа не допускается и свидетельствует о нарушении его формы. При этом ни федеральное законодательство, ни Кодекс РБ «О выборах» не допускают составление отдельного титульного листа для сбора подписей избирателей.

Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о возложении на территориальную избирательную комиссию проверить представленные кандидатом документы и заблаговременно сообщить об имеющихся недостатках, судебная коллегия отклоняет в силу следующего.

В соответствии со ст. 51 Кодекса РБ «О выборах» соответствующая избирательная комиссия в течение 10 дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям Федерального закона, настоящего Кодекса, а при проведении выборов Главы Республики Башкортостан - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено Федеральным законом, настоящим Кодексом, или несоблюдения требований Федерального закона, настоящего Кодекса к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 4, 6 (при проведении выборов в органы государственной власти Республики Башкортостан, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с частью 6.1 статьи 40 настоящего Кодекса, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями Федерального закона, настоящего Кодекса, в том числе к их оформлению.

Таким образом, кандидат вправе вносить уточнения в сведения о нем в документы за исключением подписных листов с подписями избирателей.

Кроме того, соответствующая избирательная комиссия в силу закона извещает кандидата не позднее чем за три дня до заседания избирательной комиссии при выявлении каких-либо недостатков в представленных документах или при несоблюдении определенных требований к их оформлению. Заседание избирательной комиссии было назначено на 09 апреля 2019 года. Однако срок предоставления подписных листов в поддержку кандидата истек 05 апреля 2019 года.

Следовательно, доводы апелляционной жалобы административного истца о возможности представления исправленного подписного листа противоречат вышеуказанным нормам права и обстоятельствам дела.

Вопреки доводам апелляционной жалобы представитель территориальной избирательной комиссии в день приема подписных листов от административного истца 02 апреля 2019 года также не нес обязанности по проверке их полноты и соответствия закону, поскольку территориальная избирательная комиссия является коллегиальным органом.

В связи с этим, ходатайство административного истца о приобщении к материалам дела аудиозаписи, сделанной в ходе представления подписного листа в ТИК 02 апреля 2019 года, судебной коллегией отклонено, поскольку не имеет правового значения, более того, не было заявлено в суде первой инстанции.

Довод административного истца о неправомерной замене титульного листа в день подачи подписного листа был опровергнут в суде первой инстанции, поскольку имеющийся в ТИК титульный лист был собственноручно прошит административным истцом с проставлением заверительной записи и подписи, после чего передан представителю ТИК.

Между тем, все вышеизложенные доводы административного истца не опровергают выводов суда о пропуске срока, предусмотренного ч. 4 ст. 240 КАС Российской Федерации.

В целом апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию административного истца, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 307-309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Даньянова Ф.Р, – без удовлетворения.

Председательствующий             Ф.Т. Нурисламов

Судьи                      Х.А. Салихов

Р.Ф. Фахретдинова

Справочно: судья Галимова И.А.

33а-9971/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Белорецкий межрайонный прокурор РБ
Даньянов Фанис Рашитович
Ответчики
Белорецкая территориальная избирательная комиссия
Другие
ЦИК РБ г.Уфа
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Фахретдинова Ригина Фагимовна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
24.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2020Передано в экспедицию
15.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее