Решение по делу № 33а-5912/2016 от 31.08.2016

                   дело № 33а-5912/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Соболева В.М.,

судей Костенко Е.Л., Слободянюк Т.А.,

при секретаре Н.,

рассмотрев в судебном заседании 31 августа 2016 года дело по апелляционной жалобе Торлопова В.Г. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 августа 2016 года, которым

отказано Торлопову В.Г. в удовлетворении заявления к Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара о признании несоответствующим закону проведение заседания ТИК г. Сыктывкара, отмене постановления об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар» по одномандатному избирательному округу № 1.

Заслушав доклад судьи Соболева В.М., объяснения Торлопова В.Г., представителя территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара Воронина А.А., представителя Избирательной комиссии Республики Коми Яночкиной А.А., заключение прокурора Шевелёвой М.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Торлопов В.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара о признании несоответствующим закону проведение заседания ТИК г. Сыктывкара по вопросу регистрации кандидата в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар», отмене постановления об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар» по одномандатному избирательному округу № 1, указав, что планирует принять участие в выборах депутатов Совета МО ГО «Сыктывкар», назначенных на "дата". Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара от "дата" ему отказано в регистрации кандидата в депутаты по выборам депутатов Совета МО ГО «Сыктывкар» в связи с тем, что "дата" им не сдан первый финансовый отчет. С данным постановлением он не согласен, поскольку "дата" им были сданы подписные листы, члены избирательной комиссии приняли документы без замечаний и не предложили ему дополнительно представить первый финансовый отчет. Отказ в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар» нарушает его избирательные права.

В отзыве на административное исковое заявление ТИК г. Сыктывкара указывает на отсутствие оснований для удовлетворения заявления, ссылаясь на основания для отказа в регистрации, предусмотренные п.п. «в», «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Торлопов В.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара с требованиями не согласился.

Судом принято изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Торлоповым В.Г. ставится вопрос об отмене решения суда.

Торлопов В.Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Представители Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара и Избирательной комиссии Республики Коми возражали против удовлетворения жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными

в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Шевелёвой М.Г., полагавшей решение подлежащим отмене, проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 5 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года граждане РФ участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно, либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения.

Пунктом 1 статьи 34 указанного Федерального закона установлено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Согласно статье 38 Закона регистрация кандидатов производится соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в подпунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Закона № 67-ФЗ, иных предусмотренных законом документов, предоставляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

В силу пункта 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчёт.

Пунктом 10 статьи 66 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» установлено, что первый финансовый отчёт представляется в соответствующую комиссию кандидатом одновременно с представлением документов для регистрации. Копии финансовых отчётов не позднее чем через 5 дней со дня их получения передаются комиссиями в редакции средств массовой информации для опубликования.

Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67–ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.

Аналогичное положение относительно количества подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, определено и частью 1-8 статьи 36 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27 сентября 2010 года «О выборах и референдумах в Республике Коми».

В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27 сентября 2010 года «О выборах и референдумах в Республике Коми» в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, определяемом Федеральным законом и данным Законом. В силу части 6 указанной статьи, на выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата.

В поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар», выдвигаемого по одномандатному избирательному округу, кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования городского округа «Сыктывкар» должно быть собрано в порядке, установленном указанным Законом, 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.

Частью 1 статьи 38 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27 сентября 2010 года «О выборах и референдумах в Республике Коми» установлено, что для прохождения процедуры регистрации кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов по единому избирательному округу, в срок не позднее чем за 40 дней до дня голосования представляют в соответствующую избирательную комиссию все необходимые в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для регистрации документы.

Решением Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от "дата" "номер" утверждена схема образования одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

Согласно утверждённой Схеме число избирателей избирательного округа № 1 составляет 12180 человека. Таким образом, кандидат в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» пятого созыва, баллотирующийся по данному округу, обязан представить в избирательную комиссию не менее 61 подписи избирателей в свою поддержку.

Решением Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от "дата" "номер" на "дата" назначены дополнительные выборы депутатов Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.

"дата" Торлопов В.Г. представил подписные листы с 67 подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара от "дата" "номер" перенесено заседание Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара по вопросу регистрации Торлопова В.Г. на "дата".

Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара от "дата" "номер" «Об отказе в регистрации Торлопову В.Г. в качестве кандидата на дополнительных выборах депутата Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1» заявителю отказано в регистрации в качестве кандидата на основании подпунктов «в», «и» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого решения избирательной комиссии, поскольку Торлоповым В.Г. не были в установленные законом сроки представлены необходимые для регистрации документы, а именно первый финансовый отчёт и уведомление об открытии специального избирательно счета, что в силу закона является основанием к отказу в регистрации кандидата в депутаты, кроме того, все представленные им подписи избирателей признаются недействительными.

Судебная коллегия полагает выводы суда в части непредставления в установленный законом срок необходимых для регистрации документов ошибочными, исходя из следующего.

Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 названного Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 01 июня 2010 года № 784-О-О указал, что по своему смыслу законоположения пункта 1.1. статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, как призванные гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.

Из правового анализа приведенного законодательства следует, что избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, должна была известить кандидата об отсутствии необходимого для регистрации документа. В свою очередь, кандидат не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также представить соответствующие документы, об отсутствии которых он должен был быть своевременно уведомлен избирательной комиссией.

Такая гарантия направлена на обеспечение всем кандидатам равных возможностей по реализации своего пассивного избирательного права, также и в тех случаях, когда имеют место недостатки в представленных документах или их отсутствие.

Как следует из материалов дела, "дата" в территориальную избирательную комиссию г. Сыктывкара поступило заявление Торлопова В.Г. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 с приложением копии паспорта, копии трудовой книжки, копии диплома о высшем образовании, сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах.

"дата" в территориальную избирательную комиссию Торлоповым В.Г. были сданы подписные листы, протокол об итогах сбора подписей избирателей.

При этом первый финансовый отчёт, уведомление об открытии специального избирательного счёта не представлены.

"дата" территориальной избирательной комиссией г. Сыктывкара Торлопову В.Г. вручено уведомление о выявленной неполноте сведений о кандидате, несоблюдении требований закона к оформлению документов, в котором указано на отсутствие первого финансового отчёта, уведомления об открытии специального избирательного счёта, представление сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супруге и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах – неустановленной формы, с предложением об устранении названных нарушений не позднее "дата".

"дата" Торлоповым В.Г. представлены в территориальную избирательную комиссию г. Сыктывкара первый финансовый отчёт, уведомление об открытии специального избирательного счёта, сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супруге и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах.

Учитывая, что кандидатом Торлоповым В.Г. в установленный уведомлением территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара срок были устранены имевшиеся нарушения требований действующего законодательства, судебная коллегия полагает, что нарушение установленного частью 1 статьи 38 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27 сентября 2010 года «О выборах и референдумах в Республике Коми» срока представления документов не может быть признано нарушением избирательного законодательства, влекущим отказ в регистрации кандидата.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которых вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, иным законом.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 данной статьи).

Отказывая в удовлетворении требований Торлопову В.Г., суд первой инстанции исходил, в том числе из того, что все представленные им подписи избирателей признаются недействительными.

Судебная коллегия считает указанные выводы ошибочными, исходя из следующего.

В силу подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подписи избирателей признаются недействительными, если подписные листы с подписями избирателей представленные кандидатом изготовлены с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 названного Федерального закона, которым установлено в частности, что подписные листы должны изготавливаться за счёт средств соответствующего избирательного фонда.

Суд первой инстанции пришёл к выводу, что изготовление подписных листов кандидата Торлопова В.Г. не оплачивалось им за счёт средств избирательного фонда, поскольку денежные средства избирательного фонда кандидата Торлопова В.Г. зачислены на специальный избирательный счёт "дата", заполненные подписные листы сданы в территориальную избирательную комиссию "дата", а оплата за изготовление подписных листов произведена лишь "дата".

Однако данные выводы опровергаются совокупностью имеющихся доказательств.

Пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.

"дата" Торлопов В.Г. уведомил Территориальную избирательную комиссию г. Сыктывкара о самовыдвижении.

"дата" ООО "наименование" был выставлен счёт Торлопову В.Г. на изготовление визитных карточек в количестве 1000 штук за "сумма". за штуку, и подписных листов в количестве 30 штук по "сумма" каждая, всего на общую сумму "сумма".

Подписные листы с подписями избирателей Торлоповым В.Г. сданы в Территориальную избирательную комиссию г. Сыктывкара "дата".

В представленном "дата" Торлоповым В.Г. первом финансовом отчёте указано на поступление его собственных средств в избирательный фонд в размере "сумма" рублей, расходование "сумма" рублей, остаток составил "сумма" рублей.

Согласно выписке из лицевого счёта "номер" Торлопова В.Г., "дата" на него зачислены собственные средства кандидата Торлопова В.Г. в размере "сумма" рублей, "дата" "сумма" рублей перечислено ООО "наименование" в счёт оплаты по счёту "номер" от "дата" за изготовление подписных листов кандидата Торлопова В.Г.

Из ответа ООО "наименование" на запрос судебной коллегии следует, что Торлопов В.Г. заказал "сумма" подписных листов: формат А4, 1+1, бумага 80 гр по цене "сумма" рублей за 1 экземпляр, в том числе стоимость макета. Общая стоимость тиража "сумма" рублей. Дата выставления счёта "номер" - "дата". Подписные листы получены "дата". Оплата за подписные листы поступила "дата".

Согласно сообщению менеджера указанного ООО, подписные листы Торлопову В.Г. были выданы "дата" по устной договорённости об обязательной оплате заказа.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что изготовление подписных листов было оплачено Торлоповым В.Г. за счёт средств избирательного фонда.

Кроме того, нарушение Торлоповым В.Г. положений пункта 4.9 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, при проведении выборов депутатов Совета МО ГО «Сыктывкар», утверждённой постановлением Территориальной избирательной комиссией г. Сыктывкара от "дата" "номер", на нарушение которого сослался суд первой инстанции, по мнению судебной коллегии, не повлекло представление в окружную избирательную недостоверных сведений о финансовых операциях по избирательному счету, о чём свидетельствует выписка по лицевому счету, согласно которой, остаток денежных средств составил "сумма" рублей, израсходовано "сумма" рублей из "сумма" рублей.

Доводы представителя ТИК г. Сыктывкара о том, что оплата подписных листов должна предшествовать сбору подписей, в противном случае это является нарушением норм избирательного права, не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку законом установлено лишь требование к оплате изготовления подписных листов за счёт средств избирательного фонда, которое в данном случае Торлоповым В.Г. соблюдено.

С учётом изложенных обстоятельств, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований Торлопова В.Г. об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара от "дата" "номер" «Об отказе в регистрации Торлопову В.Г. в качестве кандидата на дополнительных выборах депутата Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1, с вынесением в указанной части нового решения об удовлетворении заявленных

требований.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Торлопова В.Г. о признании незаконным проведения заседания Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара от "дата", судебная коллегия не находит, исходя из следующего.

Статья 28 Федерального закона № 67-ФЗ закрепляет принцип коллегиальности в деятельности комиссий (пункт 1) и определяет случаи, когда избирательная комиссия обязана принимать решения на своем заседании в коллегиальном составе.

В соответствии с пунктом 13 данной нормы решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Из протокола заседания территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара "номер" от "дата" следует, что на заседании присутствовало семь членов комиссии с правом решающего голоса из 11 членов комиссии, сформированной в соответствии с постановлением Избирательной комиссии Республики Коми "номер" от "дата".

Согласно протоколу заседания, за принятие постановления об отказе в регистрации Торлопову В.Г. проголосовали 5 человек, 1 – против, 1 воздержался.

С учётом того, что необходимого числа голосов (большинство от 11, то есть минимум 6) для принятия решения не было получено, территориальная избирательная комиссия обоснованно приняла решение о переносе заседания комиссии.

Доводы Торлопова В.Г. о противоречии порядка проведения голосования членами ТИК Конституции Российской Федерации, а именно открытое, а не тайное голосование, принятие решения большинством голосов, а не квалифицированным большинством, судебной коллегией отклоняются, поскольку указанные вопросы регулируются специальным законом, нормы которого не признаны неконституционными.

С учётом указанных обстоятельств, судебная коллегия полагает, что при проведении заседания ТИК г. Сыктывкара "дата" нормы Федерального закона № 67-ФЗ, регламентирующего организацию деятельности избирательных комиссий, нарушены не были.

Доводы Торлопова В.Г. о том, что им не было допущено нарушения подпункта «и» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, на который указано в оспариваемом постановлении, не имеют юридического значения, с учётом того, что постановлением территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара от "дата" внесено изменение в постановление от "дата" в связи с допущенной технической ошибкой, с указанием в качестве основания к отказу в регистрации вместо подпункта «и» подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Рроссийской Федерации».

Судебная коллегия соглашается с позицией территориальной избирательной комиссии, что ошибочное указание в оспариваемом постановлении от "дата" на подпункт «и» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, по существу является опиской, поскольку из протокола заседания территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара от "дата" следует, что в нём имеется ссылка на пункт 6.4 статьи 38 указанного закона, регламентирующего недействительность подписей избирателей, согласно подпункту «и» которого, недействительными признаются, в том числе, все подписи избирателей в подписном листе, который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 названного Федерального закона, в соответствии с которым подписные листы должны изготавливаться за счёт средств соответствующего избирательного фонда.

То есть фактически избирательная комиссия, принимая оспариваемое постановление исходила из недействительности подписей избирателей, а не превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, и указание в

постановлении подпункта «и» пункта 24 статьи 38 Закона, является технической ошибкой, фактически опиской.

Согласно части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.

В пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что в случае отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов (пункт 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) суд вправе возложить на комиссию обязанность зарегистрировать кандидата, список кандидатов, если при рассмотрении дела не были установлены иные основания для отказа в регистрации.

При апелляционном рассмотрении представитель Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара пояснил, что иных оснований для отказа в регистрации Торлопова В.Г. в качестве кандидата в депутаты не имеется, и судебной коллегии о наличии таковых не заявил.

С учётом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым обязать Территориальную избирательную комиссию г. Сыктывкара зарегистрировать Торлопова Виктора Григорьевича в качестве кандидата на дополнительных выборах депутата Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 августа 2016 года отменить в части отказа в удовлетворении требований Торлопова В.Г. об отмене постановления об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.

Вынести по делу в указанной части новое решение. Отменить постановление Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара от "дата" "номер" «Об отказе в регистрации Торлопову В.Г. в качестве кандидата на дополнительных выборах депутата Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1».

Обязать Территориальную избирательную комиссию г. Сыктывкара зарегистрировать Торлопова В.Г. в качестве кандидата на дополнительных выборах депутата Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.

В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 августа 2016 года оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

33а-5912/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Торлопов В.Г.
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия г. Сыктывкара
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Соболев В.М.
Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
31.08.2016[Адм.] Судебное заседание
02.09.2016[Адм.] Передано в экспедицию
02.09.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее