Дело № 2-1879/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2024 года г. Пенза
Первомайский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Одинцова М.А.,
при секретаре Михайловой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда исковое заявление Социального управления г. Пензы к Алюшевой Наиле Загировне о взыскании денежных средств, полученных в рамках оказания государственной социальной помощи,
установил:
Социальное управление г. Пензы обратилось в суд с иском к Алюшевой Н.Г., указав, что социальным управлением города Пензы с ответчиком 27.02.2023 г. заключен социальный контракт № 129 с утвержденной программой социальной адаптации по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» на срок с 27.02.2023 по 26.02.2024 год. В рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта Алюшевой Н.З. выплачено 350 000 руб. Алюшева Н.3. представила бизнес-план для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности по вендинговой торговлей кофе. Отчетные документы, подтверждающие факт расходования единовременной выплаты, полученной в рамках социального контракта, ответчиком представлены не были. Таким образом, план мероприятий по социальной адаптации не выполнен. Алюшевой Н.З. направлялось уведомление о необходимости явиться в Социальное управление города Пензы с предъявлением необходимых документов. В связи с невыполнением обязательств, предусмотренных социальным контрактом, руководствуясь п. 48-50 раздела VIII Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2023 годах, утвержденных Постановлением Правительства Пензенской области от 26.02.2021 № 83-пП «Об особенностях назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан», социальный контракт расторгнут с Алюшевой Н.З. с последующим возвратом средств единовременной денежной выплаты в бюджет Пензенской области. Уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи па основании социального контракта от 06.02.2024 № 128 направлено Алюшевой Н.З. Денежные средства ответчиком не возвращены.
Просит взыскать с ответчика в пользу Социального управления города Пензы полученную сумму в размере 350 000 руб.
Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 27.09.2024, вынесенным в протокольной форме, к участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Княжнев Е.В. и Попов В.В.
Представитель административного истца Социального управления г. Пензы Василькова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила иск удовлетворить, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в предоставленных в качестве отчета о соблюдении условий социального контракта Алюшевой Н.З. были предоставлены ненадлежащие платежные документы, в которых отсутствовало наименование платежа, в связи с чем, установить целевое использование выделенных средств не представилось возможным. Кроме того, в нарушение условий контракта отчет о финансовой деятельности, в том числе о получаемых доходах, ответчик не предоставляла
Ответчик Алюшева Н.З. просила в удовлетворении иска отказать, пояснила, что на момент заключения социального контракта и перечисления денежных средств продавцам, редакция п. 32.4 Постановления Правительства Пензенской области от 26.02.2021 № 83-пП не предусматривала указание в платежных документах наименование платежа. Пояснила, что условия социального контракта ею соблюдены, денежные средства потрачены на приобретение оборудования, но через посредников Княжнева Е.В. и Попова В.В., фактически оборудование было приобретено у иных лиц и по другим ценам.
Третьи лица Княжнев Е.В. и Попов В.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определен порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу ст. 5 данного Федерального закона Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Статьей 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
В соответствии с пунктом 1.26 постановления администрации г. Пензы от 11 июня 2014 г. № 685 «Об определении уполномоченного органа для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере социальной поддержки населения» Социальное управление города Пензы определено органом, осуществляющим реализацию пункта 4.10 части 1 Закона Пензенской области от 22.12.2006 г. № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» полномочия по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, реализуемого в рамках государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
Правила оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (далее-Правила) утверждены постановлением Правительства Пензенской области от 26 февраля 2021 г. № 83-пП (в ред. от 28.12.2023 г.) «Об особенностях назначения и выплаты, государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан».
В соответствии с пунктом 27 раздела V Правил и пунктом 46 Раздела VIII Иные положения Социальное управление города Пензы осуществляет сопровождение социального контракта и ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
Из материалов дела следует и судом установлено, что на основании заявления Алюшевой Н.З. об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, между ней и Социальным управлением г. Пензы заключен Социальный контракт № 129 от 27.02.2023, разработана программа социальной адаптации № 129 от 27.02.2023.
Согласно утвержденному бизнес-плану, Алюшева Н.З. должна была приобрести все заявленные товары и оборудование, а именно комплект: кофе аппарат Rheavendors Sagoma Н7 и снек аппарат Rheavendors Damain-2 комплекта, эквайринговый терминал Vendotek Lite-2 шт.
Денежные средства в общей сумме 350000 руб. были перечислены ответчику Алюшевой Н.З., что подтверждается справкой Социального управления г. Пензы о выплаченных суммах за период с 01.01.2023 по 31.12.2023.
В подтверждение исполнений условий социального контракта Алюшевой Н.З. в Социальное управление г. Пензы были предоставлены договор купли-продажи от 11.04.2023 по которому Княжнев Е.В. продал ей кофейный аппарат марки «Combi Snack» за 175 000 рублей;
договор купли-продажи от 19.04.2023, по которому Попов В.В. продал ей кофейный аппарат марки «Combi Snack» за 158000 руб.
Вместе с тем, из материалов проверки КУСП № 9374 от 24.06.2024 следует, что фактически оборудование Поповым В.В. и Княжневым Е.В. Алюшевой не передавалось, денежные средства, поступившие продавцам были по указанию ответчика перечислены третьим лицам, частично возвращены самой Алюшевой Н.З.
Ответчик в судебном заседании не отрицала данное обстоятельство, пояснив, что оборудование приобретала не у Попова В.В. и Княжнева Е.В., а совсем у других лиц, с которыми договоров купли-продажи не заключала и цена сделки была меньше, чем было ей указано в предоставленных договорах купли-продажи.
Согласно п. 2.1. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 32.4 раздела V Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2023 годах, утвержденных Постановлением Правительства Пензенской области от 26.02.2021 № 83-пП «Об особенностях назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан» (в ред. от 20.09.2022) 32Заявитель обязан (в соответствии со сроками установленными программой социальной адаптации) предоставлять в уполномоченный орган сведения, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, самозанятого и целевое расходование предоставленной на эти цели денежной выплаты.
Заявитель в течение срока действия социального контракта, предоставляет в уполномоченный орган документы, подтверждающие фактические расходы, предназначенные для потребностей ведения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, самозанятого, произведенные в соответствии с программой социальной адаптации по факту произведенных расходов (договоры с поставщиками, покупателями, арендаторами, платежные документы, свидетельствующие о получении доходов от осуществляемого вида деятельности);
Для подтверждения целевого использования средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, на приобретение товаров, работ, услуг с целью ведения предпринимательской деятельности представляются следующие документы: товарный чек с указанием наименования товара; кассовый чек с указанием наименования товара; приходный ордер; выписка из счета гражданина в кредитной организации, заверенная подписью уполномоченного лица и печатью; договор купли-продажи; документ, подтверждающий процедуры выполнения операции оплаты товаров, работ или услуг; договор аренды;
Согласно п. 40.11 раздела VII Правил уполномоченный орган прекращает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта и социальный контракт с получателем государственной социальной помощи расторгается досрочно в случае использования полученной государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме денежной выплаты на иные мероприятия, чем это предусмотрено программой социальной адаптации.
В соответствии с разделом 4 социального контракта, в случае использования полученных денежных выплат на мероприятия, не предусмотренных социальным контрактом, а также предоставления недостоверной информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, предоставления заведомо недостоверной информации, послужившей основанием для заключения социального контракта, досрочного прекращения социального контракта по инициативе Заявителя, Заявитель обязан возвратить полученные денежные средства в бюджет Пензенской области в порядке, установленными Правилами.
Оценивая вышеназванные доказательства, суд приходи к выводу, что документы, подтверждающие факт целевого расходования денежных средств Алюшевой Н.З. не были предоставлены, в связи с чем было обосновано прекращено Алюшевой Н.З. оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «Осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности» и досрочно расторгнут социальный контракт №129 на основании подпункта 40.11 пункта 40 Раздела VII Правил (использование полученной социальной помощи на основании социального контракта в форме денежной выплаты на иные мероприятия, чем это было предусмотрено программой социальной адаптации).
Уведомление о прекращении оказания государственной помощи на основании социального контракта и требование о возврате в бюджет денежной суммы в размере 350000 руб. направлено истцом в адрес Алюшевой Н.З. 06.02.2024.
До настоящего времени требование о возврате денежных средств ответчиком Алюшевой Н.З. не исполнено.
Вместе с тем, представленные ответчиком копии договоров купли-продажи оборудования с квитанциями о перечислении денежных средств Попову В.В. и Княжневу Е.В., не могут быть приняты судом в качестве доказательств исполнения Алюшеевой Н.З. обязанности подтверждения целевого использования средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
Таким образом, исковые требования Социального управления г. Пензы к Алюшевой Н.З. о взыскании денежных средств, полученных в рамках оказания государственной социальной помощи, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Социального управления г. Пензы к Алюшевой Наиле Загировне о взыскании денежных средств, полученных в рамках оказания государственной социальной помощи, удовлетворить.
Взыскать с Алюшевой Наили Загировны (... года рождения, уроженки Пензы, зарегистрированной по адресу: ..., паспорт ... выд. ...) в пользу Социального управления г. Пензы (ИНН 5836013033, юридический адрес: г. Пенза, ул. ИТР, 1Б) денежные средства, полученные в рамках оказания государственной социальной помощи по социальному контракту № 129 от 27.02.2023 в размере 350000 (триста пятьдесят тысяч) руб.
Взыскать с Алюшевой Наили Загировны в пользу муниципального образования г. Пензы государственную пошлину в размере 6700 (шесть тысяч семьсот) руб.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30 октября 2024 года.
Судья: