Решение по делу № 2-129/2023 от 29.06.2023

Дело № 2-129/2023

22RS0036-01-2023-000137-58

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Новичиха 20 сентября 2023г.

Новичихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Кутеевой Л.В.,

при секретаре Николаевой И.Г.,

с участием помощника прокурора Новичихинского района Семенихиной Л.А., представителя ответчика Роор В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новичихинского района Алтайского края в интересах Шевченко Тамары Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, клиентской службе (на правах группы) в Новичихинском районе Алтайского края отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ в Алтайском крае о признании незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по обеспечению истца техническими средствами реабилитации, возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новичихинского района Алтайского края обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах Шевченко Т.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, клиентской службе (на правах группы) в Новичихинском районе Алтайского края отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ в Алтайском крае о признании незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по обеспечению истца техническими средствами реабилитации: <данные изъяты>; возложении обязанности по обеспечению указанными техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что Шевченко Т.В. является <данные изъяты>. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ ей рекомендованы технические средства реабилитации: <данные изъяты>. с ДД.ММ.ГГГГ – бессрочно.

ДД.ММ.ГГГГ Шевченко Т.В. обратилась к ответчику с заявлением об обеспечении техническим средством реабилитации - <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Шевченко Т.В. обратилась к ответчику с заявлением об обеспечении техническим средством реабилитации – <данные изъяты>. Однако, до настоящего времени указанными техническими средствами реабилитации не обеспечена. Бездействие ответчика существенно нарушило законные права и интересы инвалида Шевченко Т.В., причинив моральный вред. Факт нравственных страданий Шевченко Т.В. подтверждается характером ее заболевания, наличие ограничений возможности вести комфортный уровень жизни, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации, а также причиненным физическим дискомфортом. У заявителя отсутствует возможность самостоятельного приобретения необходимого технического средства реабилитации, в связи с высокой их стоимостью и отсутствием денежных средств.

Материальный истец Шевченко Т.В. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, сообщив, что указанные технические средства реабилитации не выданы, направления на их получение не выданы до настоящего времени.

В судебном заседании помощник прокурора Новичихинского района Семенихина Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что по состоянию на день судебного заседания истцу ТСР не выданы, направления не выданы, самостоятельно истцом ТСР не приобретены ввиду отсутствия возможности к этому.

Представитель ответчика Роор В.В. в судебном заседании посредством ВКС исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дополнительно пояснив, что со стороны фонда бездействия по обеспечению ТСР истца не было, в настоящее время государственный контракт находится на стадии подписания, в связи с чем направления Шевченко Т.В. на обеспечение <данные изъяты> не выдавались, просила в случае взыскания компенсации морального вреда с ответчика в пользу истца, уменьшить его до минимального размера, в связи с тяжелым финансовым положением ответчика.

Ответчики Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, клиентская служба в Новичихинском районе Алтайского края Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю извещены надлежаще, об отложении судебного заседания не заявили.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Стан», которое по месту регистрации извещено надлежаще, об отложении судебного заседания не заявил, отзыв не предоставил.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (часть 2 статьи 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.

Как установлено в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (части 1, 3 и 14 статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

В силу статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе: <данные изъяты>.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Согласно пунктам 2 - 3 указанных Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 года № 86 внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Таким образом, с 9 февраля 2018 года (начало действия постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 года № 86) конкретизированы сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. При этом приведенные выше правовые нормы не возлагают на инвалида обязанности по приобретению технических средств реабилитации. Самостоятельное приобретение инвалидами технических средств реабилитации с последующей компенсацией их стоимости является правом, а не обязанностью инвалида и может быть реализовано только при наличии желания и возможности.

В силу ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на ответчике лежит обязанность представить доказательства надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей по предоставлению инвалиду средств реабилитации.

Из материалов дела следует, что Шевченко Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты>, инвалидность установлена повторно ДД.ММ.ГГГГ бессрочно (справка МСЭ-). В соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ., выданной Бюро медико-социальной экспертизы , Шевченко Т.В. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации: <данные изъяты>. с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

ДД.ММ.ГГГГ Шевченко Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации: <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ Шевченко Т.В. поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, указанными в ее заявлении, при этом ответчик добровольно принял на себя обязательство обеспечить инвалида рекомендованными ей и указанными в заявлении от 24.03.2022 ПОИ в период действия ИПРА, что подтверждается письменным отзывом ответчика.

ДД.ММ.ГГГГ согласно акту сдачи-приемки ТСР по государственному контракту на выполнение работ на ПГЖ №02171000001210003320001 от 27.12.2021 во исполнении направления №16983450 от ДД.ММ.ГГГГ Шевченко Т.В. получен <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ согласно акту сдачи-приемки ТСР по государственному контракту на выполнение работ на ПГЖ №02171000001210003320001 от 27.12.2021 во исполнении направления №16984137 от 01.04.2022 Шевченко Т.В. получен <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ Шевченко Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации (далее – ТСР): <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ Шевченко Т.В. поставлена на учет по обеспечению техническим средством реабилитации: <данные изъяты>, при этом ответчик добровольно принял на себя обязательство обеспечить инвалида рекомендованным ей ТСР. В отношении постановки на учет по обеспечению ТСР: <данные изъяты>, Шевченко Т.В. на учет не поставлена на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ДД.ММ.ГГГГ истец обеспечена указанным ТСР и срок его пользования до замены не истек, о чем истцу ответчик сообщил посредством направления письма от ДД.ММ.ГГГГ, рекомендовано обратиться в марте 2023г.

ДД.ММ.ГГГГ Шевченко Т.В. выдано направление на получение <данные изъяты> по заявлению инвалида от ДД.ММ.ГГГГ по государственному контракту №02171000001220003040001 от 16.11.2022, заключенному с ООО «Стан», то есть с нарушением установленного законом срока.

При этом, согласно решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю №1 от 13.03.2023 об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта №02171000001220003040001 от 16.11.2022 с ООО «Стан», по состоянию на 13.03.2023 получатели техническими средствами реабилитации не обеспечены, контракт расторгнут в одностороннем порядке.

ДД.ММ.ГГГГ Шевченко Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации: <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ Шевченко Т.В. поставлена на учет по обеспечению техническим средством реабилитации: 8<данные изъяты>, при этом ответчик добровольно принял на себя обязательство обеспечить инвалида рекомендованным ей ТСР.

Из предоставленной ответчиком информации, направления на получение ТСР: <данные изъяты>, истцу не выданы.

Ответчиком для проведения процедуры отбора поставщика с целью определения начальной (максимальной) цены контракта размещены были извещения о закупке необходимых истцу ТСР: 30.05.2023 №0217100000423000166, 07.04.2023 №0217100000423000281, 04.05.2023 № 0217100000423000326, 30.05.2023 №0217100000423000166, 19.06.2023 №0217100000423000499, однако ценовых предложений от потенциальных поставщиков не поступило, 15.06.2023 электронный аукцион признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок.

Из материалов дела следует, что с марта 2023 года по настоящее время истец <данные изъяты> не обеспечена, с ноября 2022 года истец не обеспечена <данные изъяты>, в связи с чем имеет место виновное бездействие ответчика, выразившееся в длительном необеспечении истца техническими средствами реабилитации.

Из приведенных норм права следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Обязанность по обеспечению средствами реабилитации возлагается на органы ФСС РФ (в настоящее время – СФР). Конституционные принципы приоритета и высшей ценности прав и свобод человека не допускают ставить права и законные интересы инвалидов в зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на социальное обеспечение органов даже в случае формального соответствия действий последних установленным для них регламентам и иным руководящим документам, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.

Вопреки доводам ответчика, изложенным в письменных возражениях на иск, суд полагает, что реализация предоставленного истцу законом права не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты. Кроме того, по результатам оценки имеющихся в деле доказательств, в том числе постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 22 декабря 2021 года №42 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы», суд приходит к выводу, что бесспорных и достаточных доказательств того, что именно недостаточность средств явилась причиной нарушения сроков проведения процедуры заключения государственного контракта и обеспечения истца средством реабилитации относительно даты обращения истца в Фонд, суду не представлено.

То обстоятельство, что потенциальные поставщики технических средств реабилитации не высказывают намерений поставлять соответствующее техническое средство, не предоставляют ценовых предложений, не является основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации с соблюдением установленных законом сроков.

Сам по себе факт размещения заявок на заключение государственного контракта, обеспечение иных инвалидов средствами реабилитации не умаляет право инвалида на получение технических средств реабилитации, необходимых для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, а также не освобождает ответчика от возложенной на него гражданско-правовой ответственности, поскольку названные в возражениях действия Фонда не привели к желаемому результату.

При таких обстоятельствах необеспечение Шевченко Т.В. в установленные законом сроки техническими средствами реабилитации само по себе является незаконным бездействием.

Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований в данной части не имеется, поскольку требование о признании незаконным бездействия ответчика является основанием иска.

Согласно ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч.1 ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч.2 ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как разъяснено в п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, невозможностью продолжать активную общественную жизнь и другое).

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

С учетом изложенного, установив в ходе рассмотрения дела факт несвоевременного обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации в результате виновного бездействия ответчика, что привело к нарушению личных неимущественных прав истца, в том числе невозможности длительное время пользоваться гарантированными государственном средствами реабилитации, которые призваны создать и обеспечить ей достойные условия жизни, суд приходит к выводу о взыскании денежной компенсации морального вреда.

Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд исходит из того, что отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации, учитывая возраст и состояние здоровья истца, материальное положение, длительность непредоставления технических средств реабилитации и отсутствие возможности приобрести их самостоятельно, объем причиненных Шевченко Т.В. нравственных страданий, степень вины ответчика, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, приходит к выводу о том, что моральный вред подлежит возмещению в виде денежной компенсации в сумме 5 000 руб.

Поскольку клиентская служба (на правах группы) в Новичихинском районе Алтайского края отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ в Алтайском крае не является юридическим лицом, она не может выступать стороной по делу, а потому в исковых требованиях, к ней предъявленных, следует отказать.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Новичихинского района, обратившегося в интересах Шевченко Тамары Владимировны удовлетворить частично.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН 2225008796) обязанность предоставить Шевченко Тамаре Владимировне, <данные изъяты> технические средства реабилитации: <данные изъяты>.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН 2225008796) в пользу Шевченко Тамары Владимировны, <данные изъяты> денежную компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Новичихинский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня составления судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2023г.

Председательствующий Л.В. Кутеева

2-129/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Шевченко Тамара Владимировна
прокурор Новичихинского района Алтайского края
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю
Клиентская служба (на правах группы) в Новичихинским районе Алтайского края ОФП и СС РФ по Алтайскому краю
Другие
ООО "Стан"
Суд
Новичихинский районный суд Алтайского края
Судья
Венц Антон Владимирович
Дело на сайте суда
novochihinsky.alt.sudrf.ru
29.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2023Передача материалов судье
29.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2023Судебное заседание
18.08.2023Судебное заседание
04.09.2023Судебное заседание
20.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее